Разработка урока - пресс-конференции по литературе в 9 классе «Поэзия подвига»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области

Управление образования, молодежной политики и спорта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа



На конкурс методических разработок урока,

посвящённого 70- летию Победы

в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов.

В рамках курсов НИРО.

Разработка урока - пресс- конференции по литературе в 9 классе «Поэзия подвига».



Работу выполнила: Никишина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского муниципального района

607436, Нижегородская область,

Бутурлинский район, с. Кочуново,

ул. Центральная, д.50.

т.89087373510 E-mail: [email protected]











с.Кочуново,2015г.

Тип урока.

Урок - пресс- конференция. Время проведения: урок- пресс- конференция рассчитан на 2 часа.

Цели урока.

1.Обучающая: Расширение знаний о значении литературы в годы Великой Отечественной войны, знакомство с творчеством поэтов- фронтовиков, с краеведческим материалом по данной теме.

2.Развивающая: Развитие умения выразительного чтения стихотворного текста, его анализа, сопоставления; умения проводить аналогию между прошлым и современностью; оформлять собранный материал в виде презентации.

3.Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к поэтам- фронтовикам, к землякам, участвующим в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов.

Задачи урока.

1.Правильно и эффективно распределить времени урока.

2.Заинтересовать и вовлечь в работу вех учащихся класса (классов) путём подбора для них посильных заданий, интересных тем, распределения ролей в соответствии с возрастом и интересами.

3.Приобщить учащихся к организации урока, взаимному сотрудничеству и оценке результатов урока.

Этапы урока.

1.Подготовительный.

2.Проведение пресс- конференции (Ход урока).

3.Заключительный.

1.Подготовительный.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне, знакомы ребята. Предложить им список источников для работы на подготовительном этапе и на самом уроке (тексты художественных произведений; научно- популярную литературу; публицистические статьи о поэтах - фронтовиках и послевоенного времени; о поэзии на тему войны).



Структура урока.

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

Ход урока.

1.Введение.

1.1.Организационный момент.

Задача этапа - психологическая подготовка учащихся к уроку. На данном этапе учитель настраивает ребят на продуктивную и интересную работу, на взаимное сотрудничество. Проверяется готовность класса (классов) к уроку.

В ходе всего урока используется презентация повер - пойнт (ПП).

1.2. Разминка.

Звучит в записи стихотворный отрывок А.Т. Твардовского и проецируется на слайде (фон, соответствующий теме войны):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем! (Слайд 1).

Ведущий 1. -Как бы отвечая на просьбу Александра Трифоновича Твардовского, мы сегодня проводим необычный урок, урок - пресс- конференцию на тему: « Поэзия подвига» (Слайд 2), посвящённый поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Ведущий 2. -Мы посвящаем его знаменательной дате: 70- летию со дня Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Ведущий 1.- Все ребята были объединены в несколько групп. Представители каждой группы сидят за отдельными столиками. Итак, на нашей пресс- конференции присутствуют корреспонденты, они сидят за столиком № 1. Давайте поприветствуем их! (Называются имена импровизированных корреспондентов).

Ведущий 2. - Разрешите представить сидящих за столиком № 2 исследователей творчества молодых поэтов- участников войны. ( Приветствуются исследователи творчества молодых поэтов).

Ведущий 1.- За столиком № 3 расположились литераторы и исследователи поэзии военного и послевоенного времени. (Приветствуются литераторы и исследователи поэзии военного и послевоенного времени).

Ведущий 2.- Мы также приветствуем художников и оформителей сегодняшней пресс- конференции! - Столик № 4.

Ведущий 1.- Представителей библиотеки, которые дадут нам обзор литературы по теме Великой Отечественной войны.- Столик № 5.- Журналистов и контролёров!- Столик № 6.

2.Основная часть.

2.1.Вступительные слова ведущих.

Тихо звучит песня на слова В.Лебедева- Кумача « Священная война» (Слайд 3), затем громче…После припева смолкает.

Говорит Ведущий 2.

- Прошло 70 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём за все те долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Ведущий 1.- Священная Российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихотворений и песен. Литература и поэзия- это голос души народа. (Слайд 4).

Ведущий 2.- Время войны - время, спрессованное под тяжестью пуль: год его приравнивался к десятилетию мирной жизни. Также и поэзия, выразившая то время,- это поэзия особой насыщенности, особой спрессованности: батальных сцен, человеческих деяний, раздумий и переживаний.

Продолжает звучать песня на слова В.Лебедева- Кумача « Священная война». (Слайд 5).

Ведущий 1. - Эта песня напоминает нам о том, что война - это страшное испытание для всего народа: рабочих, колхозников, интеллигенции. Поэты и писатели наравне со всеми с честью выполняли свой патриотический долг.

Ведущий 2. - Мы предоставляем слово нашим корреспондентам!

2.2. Групповая и парная работа.

Начинают работу воображаемые корреспонденты, исследователи, учёные, артисты, художники - оформители и гости конференции.

Корреспондент 1. - Уважаемые исследователи, скажите, пожалуйста, сколько же писателей и поэтов побывало на войне?

Исследователь 1.- На фронте побывали свыше 2000 писателей и поэтов. (Слайд 6).

Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми остальными участниками войны. Кроме того, они создавали стихи и песни, поднимали боевой дух солдат и офицеров.

Исследователь 2. - Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар; совсем молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Это про себя и про таких, как он сам, писал Майоров: «… ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…» (Слайд 7).

Корреспондент 2. - А какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Исследователь 1. - Стихи Александра Твардовского, Алексея Суркова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Н. Тихонова (Слайд 8) и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь русского народа. Каждый задумывался о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и о будущем.

Исследователь 2. - Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Поэзия говорила о солдате правду, она изображала судьбу отдельного человека, и, в то же время, общую судьбу всего русского народа. И там, где была победа,- она была победной, а там, где была скорбь, - скорбной.

Исследователь 1. - Поэзия в годы войны заняла очень важное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить! Это была яркая, сильная, многоплановая поэзия.

Корреспондент 3. - Расскажите о поэтах военного времени: о К.Симонове. О.Берггольц, А. Суркове, А. Твардовском, их творчестве.

- Какие стихи взволновали вас? Мы с удовольствием их послушаем!

Предполагается, что далее исследователи и гости расскажут о Константине Симонове, Алексее Суркове, Ольге Берггольц, Александре Твардовском, их творчестве.

Желательно, чтобы прозвучали произведения Константина Симонова: « Жди меня», « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», « Дом друзей»; Алексея Суркова: « Шестой», « Наедине с собой», « Присягаем победой», песни «Бьётся в тесной печурке огонь…», « Песня смелых»; Ольги Берггольц: « Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Александра Твардовского: отрывки из поэмы « Василий Тёркин». Стихи и песни может исполнять любой из присутствующих на конференции.

Учитель отбирает предложенный материал, исходя из возраста, способностей и интересов учащихся, а также исходя из отведённого времени.

Корреспондент 1. - Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной?

Исследователь 3. - Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине и призыва встать на её защиту. (Слайд 9).

Корреспондент 2. - Кто главный герой этой поэзии?

Исследователь 1. - Герои поэзии военных лет - это и русские воины- освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом. А главное - это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Ведущий 1. - Хочется отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе.

Исследователь 4. - Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие именитые поэты и писатели ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов. (Слайд 10).

Песня из кинофильма « Белорусский вокзал» звучит в исполнении учащихся школы или в записи.

Корреспондент 3. - Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у кого всё ещё было впереди.

Исследователь 1. - Это были молодые, сильные, жизнелюбивые ребята. Они мечтали о творческом труде, горячей и чистой любви, мирной жизни на земле. Без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом.

Рассказывает о Павле Когане (Слайд 11) и читает его стихи.

Исследователь 2. Рассказывает об М. Кульчицком и читает его стихи.

Исследователь 3. Рассказывает о Николае Майорове и читает его стихи.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

- Так пишет Николай Майоров о своём героическом поколении.

Материал можно взять из книги « Строка, оборванная пулей»,- Изд-во « Московский рабочий», 1985 г.

Исследователь 4. - Особо хочется рассказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль (Слайд 12), о его « Моабитских тетрадях» (Слайд 13) - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине.

Исследователь 1. - Муса Джалиль был казнён в 1944 году фашистами. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.

Исследователь 2. - Поэзия Мусы Джалиля - это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение « Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим произведениям моабитских тетрадей, их обобщение. Вот отрывок из них:

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой,

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Исследователь 2. - Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют всё сильнее.

Чтение стихотворений Мусы Джалиля:« Прости, Родина!», « Варварство» и других.

Ведущий 1. - …Сталинград был центром ожесточённых боёв. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняли участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свыше пяти тысяч литературных произведений. В русской литературе существует целый пласт «Сталинградской поэзии».

Корреспондент 1. - Хотелось бы послушать стихи поэтов Сталинграда!

( Материал о Сталинградской поэзии можно взять в трёхтомнике «Память Сталинграда», Волгоград, 1992г.)

Исследователь 1. - Какой заряд эмоциональности живёт в этих произведениях! Главное, чем волнуют эти стихотворения, - правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако, выливающаяся в интонацию, которая добирается до самой души.

Ведущий 2. - Дорогие ребята и уважаемые гости нашей пресс- конференции, сейчас хочется сказать несколько слов о тех, кто принимал участие в боях за Сталинград. Среди них был наш земляк Сорочкин Иван Алексеевич. Его, к сожалению, уже нет в живых. Но учащиеся нашей школы собрали о нём краеведческий материал, и мы предоставляем им слово!

Участница кружка « Истоки» - Речь пойдёт об участнике Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов Сорочкине Иване Алексеевиче (Слайд 14).

Родился Иван Алексеевич в 1922 году в селе Кочуново Горьковской области Перевозского района в крестьянской семье. Учился в Кочуновской средней школе, очень даже неплохо, был «хорошистом». С большой любовью и теплотой всегда отзывался он об учителях и о своих школьных годах. Характер стал закаляться очень рано. Ещё в раннем детстве. Ведь оно пришлось на очень тяжёлые годы: в стране неурожай, голод…Детство было тяжёлым. Рано умерла мать. Отец Алексей пытается создать новую семью, но, к сожалению, эта затея не увенчалась успехом: не смогла «новая» мама дать любовь большой семье. И стали дети расти без матери…Большинство домашних обязанностей ложится на плечи юного Вани - он ведь старший в семье. Он во всём помогает отцу, да ещё и в колхозе работает. Как говорят в народе, «безотказный паренёк»!

Наступает 1940-й год. Уже повзрослевший 18- летний парень уезжает в город Дзержинск Горьковской области по вербовке работать на заводе. «На этом заводе он проработал вплоть до 1941 года. Затем, в разгар Великой Отечественной войны, ближе к 1942 году отца перевели в пожарное депо в город Горький».1

«Во всю мощь уже шла война, фашисты наступали, бомбили русские города и сёла. Город Горький не был исключением, его тоже бомбили, причём, метились немецкие захватчики именно в заводы».2 Иван тушил сильные и длительные пожары на автозаводе «Двигатель революции» (ныне знаменитый автозавод «ГАЗ»), был он в числе лучших пожарных города Горького. К тому времени его отец, ушедший добровольцем на войну в 1941 году, уже погиб. Дома, в деревне Кочуново, оставалась его семья. И вся ответственность за неё ложилась на Ивана, как на самого старшего. Но война есть война, и она не щадила никого. Никто бы не разрешил ему вернуться в родное село, да и не в его это было характере - прятаться от воинского долга.

Итак, в возрасте 20 лет 4 февраля 1942 года Сорочкин Иван Алексеевич был призван в ряды Вооружённых сил СССР. Но в «горячую точку» его послали не сразу, сначала было обучение в течение 5 месяцев в городе Ковров. А в июле 1942года часть, в которую был зачислен Иван, была переброшена под город Сталинград.

Иван Алексеевич был миномётчиком 65 кавалерийского полка 32 кавалерийской дивизии. В бой их часть бросили не сразу, через две недели. Но зато, когда они попали на передовую, то воевали там шесть долгих месяцев. Все мы хорошо знаем историю Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов и понимаем, что битва за город Сталинград имела огромное, переломное значение в ходе всей войны. Бои под Сталинградом особенно памятны Сорочкину Ивану Алексеевичу. Ему запомнился тяжёлый бой за аэродром, захваченный немцами. Позиции врага были хорошо укреплены, и поэтому бились из последних сил, неся большие потери. Было и окружение, из которого выходили с трудом, отбиваясь от немцев и «власовцев».

Батарея Ивана Алексеевича постоянно передвигалась, долго не стояла на месте, из-за чего получила название «Летучая». В их распоряжении находилось 120 лошадей, которых берегли, как «зеницу око». Лошади тоже мучились и уставали, поэтому к ним и относились, как к бойцам артиллерийской батареи.

«Нам приходилось выполнять очень ответственные задания Высшего Командования. В ноябре 1942 года, в разгар контрнаступления советских войск под Сталинградом, нас скрытно перебросили в глубокий тыл противника».3 Сколько же нужно было иметь терпения Ивану Алексеевичу Сорочкину и его товарищам, чтобы перенести такие испытания…

Представим себе такую картину: очень холодно, постоянно идёт мокрый снег, бойцы на себе несут миномёты. От холода руки примерзают к этим миномётам. Пальцы с большим трудом и с непреодолимой болью приходится отдирать от орудий почти с кожей.

«Путь к назначенному месту был далёким и дался бойцам очень тяжело. Вот наконец оказались мы на месте назначения. Стали устраиваться: вырыли землянки, прикрыли их плащ- палатками и хвоей. Еду готовили украдкой, чтобы немцы не могли обнаружить. Но, несмотря на все меры предосторожности, врагу удалось нас «раскусить». Бойцы были очень сильно огорчены, что все их старания оказались напрасными. Все ждали, как же отреагируют немцы: начнут бомбить, возьмут в плен или зашлют своих разведчиков? Сначала фашисты бросили нам листовки с предложением сдаться. Но никто не собирался этого делать. Поэтому начался тяжёлый бой, который длился трое суток. Затем пришло распоряжение свыше оставить эту позицию. Было сказано, что за те трое суток, что длился бой, наша батарея отвлекла на себя большие силы противника».4 В этом, вероятно, заключалась военная стратегия. А перед Иваном Алексеевичем и его товарищами была поставлена уже другая задача: двигаться на город Курск. Солдаты двинулись пешком по грязной дороге, которой, казалось, нет конца, к назначенному месту. И там их тоже ожидали тяжёлые и продолжительные бои.

Также Сорочкин Иван Алексеевич принимал участие в освобождении от фашистских захватчиков города Смоленска. Бой за город шёл целый день. Сначала была артиллерийская подготовка, затем бои в самом городе. К ночи город очистили от врага и гнали его без остановки. За победу в этом бою полк получил наименование Смоленский». А сам Иван Алексеевич стал кавалером ордена Красной Звезды. (Слайд 15).

Со слезами на глазах вспоминал боец Сорочкин бои на Украине и в Белоруссии. «Памятен бой в Белоруссии, когда по тревоге было приказано идти на новые позиции маршем 80 километров. Шли под проливным дождём. Затем окопались, а утром - опять бой. В этом бою было так много ранено наших солдат, что санитарный инструктор не успевал всем оказывать помощь. Часто бойцы сами оказывали помощь друг другу, даже пули вытаскивали из ран. А тех, кого не удавалось спасти, приходилось хоронить там же, где шли бои».5«Это очень тяжёлые воспоминания для нашего отца Сорочкина Ивана Алексеевича, так как ему было невыносимо больно видеть, как умирали товарищи и навеки оставались на чужбине. Когда он рассказывал об этом, всегда плакал».6Также был памятен бой в Белоруссии тем, что в нём был убит их командир лейтенант Шарин. А связной Виктор Малышев спас полковое знамя.

Дальше были бои в Польше, где форсировали реки, брали бетонированные дзоты. «Удары наших миномётов были такими сильными, что от немецких окопов ничего не оставалось, только шинели летели!».7 Были в конце войны и приятные моменты. «Мне запомнился военный парад в Польше. Им командовал маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский. Всё проходило очень торжественно и на высоком душевном подъёме!».8 (Слайд 16). Корреспондент 1. - Мы предоставляем слово Никишиной Елене Петровне, которая сочинила стихотворение, посвящённое ветеранам войны.

Учитель русского языка Никишина Елена Петровна читает стихотворение « Поклон ветеранам»

Каждый год, принимая участие в митинге,

Посвященном Победе в той далёкой войне,

Ты невольно задумываешься о смысле жизни,

И что-то переворачивается в твоем сердце,

В самой-самой его глубине.

Ветеранов списки редеют, осталось мало,

По всей деревне - не больше пяти.

Что же делать? Где их можно теперь найти?

Разве только в материалах газет, в музее,

Или на погост поклониться пойти.

Ты теперь их не встретишь на улице,

Не спросишь о здоровье, не пожмешь руки.

Теперь они - История - твои родные деды, твои земляки.

А слова ведущих режут уши: «Погибло их много, сотни тысяч,

Немало павших и с нашей земли:

Вилковы, Горячевы, Тучины, Сурины…

Сыны родные кочуновской земли.

Из каждой семьи уходили солдаты

Воевали за Родину, за каждый клочок ее,

Да и в ней полегли…»

Минута молчания. Тишина.

А затем торжественно и гордо

К подножию солдатскому шагают потомки

И от чистого детского сердца

Всем неизвестным героям несут цветы.

Не иссякнет память людская,

Не оскудеют сердца,

Пока мы о них говорим и пишем,

Тропа к неизвестному и родному солдату

Не зарастет травой никогда!

Ведущий 1. - Прошло много лет после окончания войны. Но тема Великой Отечественной войны продолжает владеть сердцами людей. Чем же объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Исследователь 5. - Тема войны не может быть неактуальной или неинтересной. Она коснулась каждой семьи бывшего СССР, каждого человека, всех поколений.

Исследователь 1. - Уже в мирное время о войне писали такие поэты, как: Юлия Друнина, Эдуард Асадов, Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий. (Слайд 17).

Звучит песня Владимира Высоцкого…

Исследователь 2. - Особо хочется сказать о стихотворении Эдуарда Асадова « Реликвии страны», в нём звучит щемящая боль за Россию сегодняшнюю.

Скажи мне:

Что с тобой, моя страна?

К какой сползать нам новой

преисподней,

когда на рынках продают

сегодня

Знамёна и кресты,

и ордена?!

Неважно, как реликвию

зовут,

Георгиевский крест

иль орден Ленина,

Они высокой славою

овеяны,

За ними кровь,

бесстрашие и труд!

Так повелось, что в битве,

в окруженье,

Когда живому не уйти

из боя,

Последний воин защищал

в сраженье

Не жизнь свою,

а знамя полковое.

Ну как же докричаться?

Как сказать:

Что от обиды и знамена

плачут!

И продавать их -

значит предавать

Страну свою

и собственную мать,

Да и себя, конечно же, в придачу!

Вставайте же, люди,

подлость обуздать!

Не ждать же вправду гибели

и тризны.

Не позволяйте дряни

торговать

Ни славою, ни совестью

Отчизны!

Ведущий 1. - Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

- Расскажите о литературе по данной теме.

(Обзор литературы по данной теме делают «библиотекари», сидящие за столом №5.)

3.Заключение.

- А теперь слово «журналистам», наблюдавшим за ходом пресс-конференции.

Журналисты зачитывают небольшие заметки-статьи, написанные в ходе пресс- конференции.

- Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции (Столик№6.) Просим его прорецензировать и оценить каждого участника пресс-конференции!

Учитель дополняет или исправляет.

Ведущий 2. - На этом наша пресс-конференция подошла к концу. Всем большое спасибо за участие!

Домашнее задание.- А на дом вам, ребята, предлагается выучить наизусть понравившееся стихотворение из тех, что прозвучали на уроке.

Учитель выставляет оценки в журнал за работу на уроке.









Используемая литература.


1. Асадов Э. Избранное. Русич, 2001.

2. Высоцкий В. С. Стихотворения и песни. Проф-Издат, 2008.

3.Горбачева Н. Идет война народная...: Стихи о Великой Отечественной войне. Детская литература, 2011.

4.Джалиль М. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1990.

5.Память Сталинграда: В 3 т. Волгоград, 1992.

6. Поэзия: Сб/Под ред. Л. П. Кременцова. Л.: Просвещение, 1988.

7. Строка, оборванная пулей: Сб. статей. М.: Московский рабочий, 1985.

8.Сорочкин Иван Алексеевич. Воспоминания о Великой Отечественной войне.

9.Сорочкин Владимир Иванович. Воспоминания об отце.



1Сорочкин Владимир Иванович. Воспоминания об отце.

2Материалы школьного музея.

3Сорочкин Иван Алексеевич. Воспоминания о Великой Отечественной войне

4Сорочкин Иван Алексеевич. Воспоминания о Великой Отечественной войне

5Сорочкин Иван Алексеевич. Воспоминания о Великой Отечественной войне

6Сорочкин Владимир Иванович. Воспоминания об отце

7Сорочкин Иван Алексеевич. Воспоминания о Великой Отечественной войне

8Сорочкин Иван Алексеевич. Воспоминания о Великой Отечественной войне


© 2010-2022