Метапредметный проект Березовая кладовая

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская общеобразовательная школа №1

Проект «Березовая кладовая»

Руководитель: Курбацкая Елена Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

Выполнили: учащиеся 7 «а» класса

МАОУ ОСОШ №1



с. Омутинское,

2014 г.

Без березы не мыслю Россию…

Цель проекта: воспитание ответственного и уважительного отношения ко всему живому на земле, изучение природы родного края, знакомство с традициями русского народа.

Задачи:

  1. Изучить статьи о березе, ее лечебных свойствах для человека.

  2. Ознакомиться с разновидностями березы в нашей стране.

  3. Создать творческие работы, содержащие березу как символ нашей Родины.

  4. Формировать у учащихся умения самостоятельного поиска необходимой информации с использованием различных источников (библиотеки, справочники, интернет-ресурсы).

  5. Формировать навыки самооценки и самоанализа своих творческих возможностей.

  6. Подобрать стихотворения, песни, загадки в художественных текстах известных поэтов и писателей нашей страны.

  7. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся через выполнение проекта.

  8. Привлечь учащихся к исследовательской деятельности.

Объект исследования: русская береза.

Предмет исследования: стихи и песни русских поэтов, обряда, традиции и обычаи, связанные с березой; сказки и легенды.

Ознакомление с литературой показало, что многие авторы (Е.И. Князева, В.С. Николаевский) и исследовательские институты (КГУ г. Кемерово, ЦСБС СО АН РФ г. Новосибирск) активно занимаются проблемой устойчивости растений к воздушному загрязнению.

Методы исследования: анализ художественной, научной литературы; моделирование гипотезы.

Гипотеза: Береза не просто желанная гостья в России, а подчас и хозяйка.

Срок проведения проекта: декабрь - апрель.

Актуальность проекта.

На вопрос «Какое дерево является любимым в семье?» большинство учащихся и родителей ответили: «Береза». Нельзя представить Россию без березы, ведь именно она является одним из главных символов нашей необъятной страны. Это красивое стройное дерево порождает в душе лучшие чувства, нежную любовь к Родине. Какое сердце не отзовется радостью, гладя на нашу березу! Это же сама Россия, милая наша Родина, гордыми и светлыми очами смотрит на мир! И будет стоять вечно, как наш народ, как наша русская земля!

Тема данного проекта является актуальной для учащихся, так как в последние десятилетия в нашей стране обозначился экологический кризис. Необходимо понимание того, что человек - это часть природы, и он должен знать законы, по которым живет и развивается природа. Воспитание любви к России через воспитание любви к природе средствами учебных предметов (литературы, природоведения, изобразительного искусства) - есть один из путей эстетического воспитания школьников.



Как велась работа над проектом.

Нельзя представить Россию без березы, ведь именно она является одним из главных символов нашей необъятной страны.

Это красивое стройное дерево порождает в душе лучшие чувства, нежную любовь к Родине. Какое сердце не отзовется радостью, гладя на нашу березу! Это же сама Россия, милая наша Родина, гордыми и светлыми очами смотрит на мир! И будет стоять вечно, как наш народ, как наша русская земля!

В этом проекте мы попытались собрать все самое интересное о березе. Вы узнаете о том, как раньше люди относились к березе, какими лечебными свойствами она обладает. А также найдете здесь замечательные стихи и песни о березе, написанные как учащимися, так и известными поэтами, загадки и пословицы о деревьях.

1 этап. Подготовительный.

На одном из классных часов, где речь шла о семье, традициях семьи, мы провели опрос, какое же дерево является любимым в семье.

Всего было опрошено 20 семей.

Береза

14

Яблоня

3

Рябина

-

Ель, сосна

3

Провели такой же опрос среди учащихся 5-9-х классов. Цель данного опроса выяснить, какое же дерево является дерево класса?

Было опрошено учеников- 96.

Береза

67

Яблоня

8

Рябина

2

Ель, сосна

19

Таким образом, большинством голосов было выбрано дерево класса - береза.

На уроке русского языка при работе с картиной И.И. Левитана «Золотая осень» мы познакомились с высказываниями писателей и поэтов о березе. Также на уроке мы писали изложение по тексту «Символ России». Учитель на уроке познакомил нас с образом березы в народных обрядах.

Совместно с родителями и учителем мы наметили пути нашей работы. Класс разделили на отдельные группы, дали каждой группе задания. Групп получилось несколько: исследователи, литераторы, программисты, художники, музыканты. Мы сами выбирали, в какой группе нам работать.

2 этап. Работа с информацией.

Группа «исследователей» совместно с родителями работала с различными энциклопедиями, справочниками природы России. Мы изучали разновидности берез, встречающихся на территории нашей страны, изучали практическое применение.

Оказывается, что березу испокон веков называют люди красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов - такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника?

Почему же именно береза пользуется на Руси такой популярностью? Это стройное, белое дерево с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!

Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление

С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.

А откуда же слово «берёза» пришло к нам, в Россию? Может быть, это исконно русское слово? Сколько ему лет? Оказалось, что русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило "светлый" и "белый". По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию "белый" (по необыкновенному цвету коры дерева).

Наша белоствольная береза - единственная в мире растений, с белым стволом. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.

Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.

Чтобы узнать, почему береза является «символом» нашей страны, я заглянул в словарь символов и узнал, что ни в одной другой стране нет столько берез, как в России. Поэтому россияне считают это дерево символом своей Родины. Почему белоствольная березка является отражением русской души и русского характера? Г.А. Боде в "Лесном журнале" за 1844 г. пишет: "Каждому известно, что лучшие березовые деревья и насаждения находятся в лесах России, настоящем отечестве сей древесной породы, и что эта Дева Севера украшает наши мрачные хвойные леса яркой и приятной зеленью своей правильной вершины и белизной коры своего прямого ствола».

Группа «музыкантов» совместно с учителем музыки Мекаевой Е.А. и родителями работала с песенными сборниками разных лет и находила песни о березе. К этой работе были привлечены «программисты», они искали песни в интернете и сохраняли их.

При изучении музыки и песен, посвященных березке, мы столкнулись с очень интересными фактами. Например, мы узнали, что многие источники утверждают, что песню «Во поле берёза стояла» написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов. Однако эта песня всё-таки является русской народной. Самая ранняя публикация текста песни относится к 1790 году, а вариация Ибрагимова «Русская песня» напечатана лишь в 1825 году. Путаницу с авторством усилило и стихотворение, которое приписывается Евтушенко: «К сожалению, мало известно // Но достоин тот факт пьедестала, // Что татарином создана песня. // "Во поле березонька стояла"».

Группа «программистов» сканировала и сохраняла информацию. Эта группа под руководством руководителя Горлатовой Е.В. и родителей получили навыки работы с компьютером.

Группа «литераторов» (с помощью работников районной и школьной библиотек) работала с художественной литературой. Они находили в поэтических и прозаических произведениях строки о березе. Также они работали со сборниками русского фольклора, где находили пословицы, поговорки, частушки.

Группа «художников» совместно с учителем изобразительного искусства Робкановым А.П. находила в альбомах и книгах образы березы в изобразительном искусстве.

3 этап. Создание творческих работ о березе.

На уроке русского языка мы получили задание: написать творческую работу о березе. Мы не были ограничены в выборе жанра. Это задание решили выполнить все, несмотря на деление на группы. Была объявлена только тема: «Написать работу от имени березы». Все ученики откликнулись на выполнение этого задания. Нами было написано несколько сказок, писем, рассказов и стихотворений. В этом конкурсе приняла участие и наш руководитель Горлатова Е.В.

Группа «художников» под руководством учителя рисования Робканова А.П. отобразила свое видение березы. Это задание также всем понравилось.

Группа «программистов» совместно с родителями, классным руководителем Горлатовой Е.В. выпустила брошюру «Любимое дерево класса», куда вошли все творческие работы учеников и их рисунки. Были также включены фотографии.

Ребята - также создали компьютерную презентацию, куда включили весь собранный материал о березе: пословицы, поговорки, статьи из энциклопедий, справочников и материал песенных сборников.

4 этап. Оформление результатов проектной деятельности.

Трудности, с которыми столкнулись в работе. Трудность состояла в том, что нас (учащихся 6 класса) нет уроков информатики, и не у всех есть домашние компьютеры, поэтому для работы по сканированию и оформлению работ пришлось использовать школьную оргтехнику.

Что удалось: всем нам понравилось задание написать работу от лица березы, многие с удовольствием рисовали несколько рисунков.

Для чего был задуман проект:

- познакомить нас с традициями русского народа и вовлечь детей и родителей в организацию досуга;

-привить навык жизни в коллективе;

- развивать коммуникативные навыки, способствующие развитию работать в группе, воспитывать любовь к природе, родному краю.

Настоящим же итогом нашей работы стал выпуск сборника «Березовая кладовая», где мы разместили всю информации о русской березе. Наша собранная информация в дальнейшем будет распространена среди учащихся начальной школы для изучения русской березы. А также в конце нашего сборника имеется викторина, с которой можно работать после прочтения этого сборника.

Береза стала национальным поэтическим символом России. А для православных людей она главное дерево в жизни. Ведь на самом деле Россию невозможно представить без березы.

Без березы не мыслю России,-

Так cветла по - славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы - вся Русь рождена.

Олег Шестинский



© 2010-2022