Имя прилагательное как часть речи

Данная разработка поможет преподавателю при подготовке.Цели урока и задачи могут быть самыми разнообразными: вспомнить, что такое имя прилагательное, повторить значения имен прилагательных, обсудить грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении. На 3 этапе урока (объяснение нового материала), можно раздать материал, заранее подготовленный - это текст и иллюстрация любого автора, который пишет о природе. На материале этого текста найти имена существительные, объяснить слова-признаки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе по теме: « Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: повторение изученного материала, объяснение и закрепление

нового.

Цель: повторить сведения об имени прилагательном, изученные

детьми в начальных классах

Задачи:

- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;

- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание.

- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

План урока:

  1. Организационный момент.

2.Орфографическая диктовка.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Вывод по уроку.

6.Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Все готовы к уроку? Сейчас проверим.

Опрос.

- Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает слово как часть речи.

- На какие три группы делятся части речи? /Самостоятельные, служебные, междометия/.

- Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. …

На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили такую часть речи, которая называется … /имя существительное/.

-С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи - это имя прилагательное. Знакомство с целью и задачами урока.

- Видите, какая большая и серьёзная работа нам предстоит.

Откроем тетради, запишем:

Девятнадцатое марта.

Классная работа.

Имя прилагательное как часть речи.

В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме комментированного словарного диктанта. /Один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради/.

2. Орфографическая диктовка.

На дом было дано задание повторить правила правописания о - е после шипящих в корне и в окончаниях имен существительных, а также употребление ь на конце существительных после шипящих. Сейчас проверим ваши знания. Писать стараемся чисто и аккуратно. ( Сравнение с внешним видом учащихся).

Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.

Вывод по правилам «Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё - о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»

Выставляется оценка.

Молодцы! Справились неплохо. Я очень рада.

3. Объяснение нового материала.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (или же читает учащийся у доски; у всех на партах распечатанные тексты), вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили?

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

(По Г.Скребицкому).

Ответы. Показывается рисунок дятла.

Орфографическая работа: Пестрый, 1. с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. П. убор осеннего леса.

2. Неоднородный, из разных элементов. П. состав слушателей.3. Вычурный, цветистый.

- Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?

- Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?).

Учитель обобщает сказанное учащимися по таблице, затем ребята читают правило в учебнике (жужжащим чтением). Страница 228. что вы еще узнали об имени прилагательном?

- Выполним морфемный разбор слова - прилагательное. (У доски).

Разминка.

4. Закрепление нового материала.

Мы с вами выяснили, что благодаря именам прилагательным мы можем определить тот предмет, который отгадываем.

- А для чего же ещё служат имена прилагательные в речи? Это мы выясним, выполнив упр. 567 на стр. 225.

Учащийся читает задание, затем стихотворение у доски.

- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? (Эпитет - троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности).

- Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных.

От чего они зависят?

Вывод: прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится.

- Грамматическое задание: карманчиках (морфемный разбор слова).

В (сарафанчике) - сущ., (в чём?).

Н.Ф. - сарафанчик; нариц., неодуш, м.р., 2 скл., стоит в ед.ч., П.п.

Люблю (в чём?) в сарафанчике.

Грустный - безрадостный, тоскливый, печальный. (Антонимы - веселая, радостная).

- Выполнение упр.570 на стр. 226 (устно).

- Какими членами предложения могут быть прилагательные?

Вывод: прилагательные могут быть определением, сказуемым.

- Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное, об этом мы узнаем на следующем уроке.

5. Обобщение. Вывод по уроку.

Вопросы классу: 1) Что называется именем прилагательным?

2) Как изменяются прилагательные?

3) Какими членами предложения бывают прилагательные?

4) В чем сходство и различие между именем прилагательным и существительным?

Оценки!

6. Домашнее задание.

Параграф 102, выучить правило, записать в справочники; упр. 568 (прокомментировать ).




К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

(По Г.Скребицкому).


К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

(По Г.Скребицкому).


К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

(По Г.Скребицкому).

Самоанализ урока русского языка в 5 классе. 19. 03. 2008 г.

1.Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка практических умений и навыков.

  1. Урок проводился в 5 классе, для основной его части характерен средний уровень подготовки.

  2. Можно выделить 3 основные задачи, которые решались на уроке:

образовательная- - вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;

задачи развития - развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы;

воспитательная- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.


  1. Выбранная структура урока была более рациональной для решения поставленных задач.

Рассмотрим более подробно структуру урока.

  1. Оргмомент. Суть его - психологически настроить класс на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.

  2. Постановка цели урока - повторить сведения об имени прилагательном, изученные в начальных классах, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.

  3. На предыдущем уроке писали административный контрольный диктант и выполнили анализ контрольного диктанта, поэтому на дом были дано задание повторить орфографичкские правила. Письменного задания не было.

  4. Тема методической работы- «Формирование орфографической зоркости учащихся»

Проведена орфографическая диктовка с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.

  1. Этап усвоения новых знаний. Прочтение текста учителем (учащимися), ответы на вопросы учителя, переход к изучаемому материалу. Научная доступная подача материала по таблице. Затем было самостоятельное прочтение теории учащимися в учебнике.

  2. Закрепление знаний происходило при выполнении упражнений. Кроме этого в ходе работы проверялись знания учащихся по ранее изученным материалам.

  3. Был сделан вывод по уроку.

  4. Домашнее задание дано с последующим пояснением его выполнения. Было рационально выделено место для всех этапов урока.

  1. В объяснении новой темы главный акцент сделан на роль выполняемую именем прилагательным в речи и на его грамматические признаки. Были использованы словесный и наглядный методы организации и осуществления учебной деятельности. По характеру управления учебной работы: работа под руководством учителя. Применялся фронтальный опрос, как метод устного контроля и самоконтроля.

  2. Формы организации обучения: 1) внутренние - комбинированный урок. 2) Внешние- урок. 3) Общие- фронтальные.

  3. Контроль усвоения знаний, умений, навыков был проведён в виде практического выполнения письменных заданий, фронтального опроса. Были выявлены качество и полнота усвоения материала.

Были использованы средства наглядности: схема( таблица), доска, раздаточный материал, учебник.

  1. За счёт доступного объяснения материала, использования наглядных средств обучения обеспечивалась хорошая работоспособностьучащихся на уроке, которая поддерживалась благодаря перемене видов деятельности.

  2. хорошая психологическая атмосфера достигнута с помощью ровных, доброжелательных отношений, сложившихся между учителем и учениками. Использовались методы одобрения, поддержки, контроля.

  3. Продуманность, логическая обоснованность всех этапов урока позволили поддерживать высокую активность учащихся и дисциплину.

Учитель русского языка и литературы: Яранцева И.В.


© 2010-2022