- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Татаринова А.В. |
Дата | 29.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 5 классе по теме: « Имя прилагательное как часть речи».
Тип урока: повторение изученного материала, объяснение и закрепление
нового.
Цель: повторить сведения об имени прилагательном, изученные
детьми в начальных классах
Задачи:
- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;
- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание.
- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
План урока:
-
Организационный момент.
2.Орфографическая диктовка.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Вывод по уроку.
6.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Все готовы к уроку? Сейчас проверим.
Опрос.
- Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает слово как часть речи.
- На какие три группы делятся части речи? /Самостоятельные, служебные, междометия/.
- Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. …
На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили такую часть речи, которая называется … /имя существительное/.
-С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи - это имя прилагательное. Знакомство с целью и задачами урока.
- Видите, какая большая и серьёзная работа нам предстоит.
Откроем тетради, запишем:
Девятнадцатое марта.
Классная работа.
Имя прилагательное как часть речи.
В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме комментированного словарного диктанта. /Один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради/.
2. Орфографическая диктовка.
На дом было дано задание повторить правила правописания о - е после шипящих в корне и в окончаниях имен существительных, а также употребление ь на конце существительных после шипящих. Сейчас проверим ваши знания. Писать стараемся чисто и аккуратно. ( Сравнение с внешним видом учащихся).
Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.
Вывод по правилам «Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё - о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»
Выставляется оценка.
Молодцы! Справились неплохо. Я очень рада.
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (или же читает учащийся у доски; у всех на партах распечатанные тексты), вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
(По Г.Скребицкому).
Ответы. Показывается рисунок дятла.
Орфографическая работа: Пестрый, 1. с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. П. убор осеннего леса.
2. Неоднородный, из разных элементов. П. состав слушателей.3. Вычурный, цветистый.
- Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
- Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?).
Учитель обобщает сказанное учащимися по таблице, затем ребята читают правило в учебнике (жужжащим чтением). Страница 228. что вы еще узнали об имени прилагательном?
- Выполним морфемный разбор слова - прилагательное. (У доски).
Разминка.
4. Закрепление нового материала.
Мы с вами выяснили, что благодаря именам прилагательным мы можем определить тот предмет, который отгадываем.
- А для чего же ещё служат имена прилагательные в речи? Это мы выясним, выполнив упр. 567 на стр. 225.
Учащийся читает задание, затем стихотворение у доски.
- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? (Эпитет - троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности).
- Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных.
От чего они зависят?
Вывод: прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится.
- Грамматическое задание: карманчиках (морфемный разбор слова).
В (сарафанчике) - сущ., (в чём?).
Н.Ф. - сарафанчик; нариц., неодуш, м.р., 2 скл., стоит в ед.ч., П.п.
Люблю (в чём?) в сарафанчике.
Грустный - безрадостный, тоскливый, печальный. (Антонимы - веселая, радостная).
- Выполнение упр.570 на стр. 226 (устно).
- Какими членами предложения могут быть прилагательные?
Вывод: прилагательные могут быть определением, сказуемым.
- Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное, об этом мы узнаем на следующем уроке.
5. Обобщение. Вывод по уроку.
Вопросы классу: 1) Что называется именем прилагательным?
2) Как изменяются прилагательные?
3) Какими членами предложения бывают прилагательные?
4) В чем сходство и различие между именем прилагательным и существительным?
Оценки!
6. Домашнее задание.
Параграф 102, выучить правило, записать в справочники; упр. 568 (прокомментировать ).
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
(По Г.Скребицкому).
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
(По Г.Скребицкому).
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
(По Г.Скребицкому).
Самоанализ урока русского языка в 5 классе. 19. 03. 2008 г.
1.Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка практических умений и навыков.
-
Урок проводился в 5 классе, для основной его части характерен средний уровень подготовки.
-
Можно выделить 3 основные задачи, которые решались на уроке:
образовательная- - вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;
задачи развития - развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы;
воспитательная- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.
-
Выбранная структура урока была более рациональной для решения поставленных задач.
Рассмотрим более подробно структуру урока.
-
Оргмомент. Суть его - психологически настроить класс на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.
-
Постановка цели урока - повторить сведения об имени прилагательном, изученные в начальных классах, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.
-
На предыдущем уроке писали административный контрольный диктант и выполнили анализ контрольного диктанта, поэтому на дом были дано задание повторить орфографичкские правила. Письменного задания не было.
-
Тема методической работы- «Формирование орфографической зоркости учащихся»
Проведена орфографическая диктовка с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.
-
Этап усвоения новых знаний. Прочтение текста учителем (учащимися), ответы на вопросы учителя, переход к изучаемому материалу. Научная доступная подача материала по таблице. Затем было самостоятельное прочтение теории учащимися в учебнике.
-
Закрепление знаний происходило при выполнении упражнений. Кроме этого в ходе работы проверялись знания учащихся по ранее изученным материалам.
-
Был сделан вывод по уроку.
-
Домашнее задание дано с последующим пояснением его выполнения. Было рационально выделено место для всех этапов урока.
-
В объяснении новой темы главный акцент сделан на роль выполняемую именем прилагательным в речи и на его грамматические признаки. Были использованы словесный и наглядный методы организации и осуществления учебной деятельности. По характеру управления учебной работы: работа под руководством учителя. Применялся фронтальный опрос, как метод устного контроля и самоконтроля.
-
Формы организации обучения: 1) внутренние - комбинированный урок. 2) Внешние- урок. 3) Общие- фронтальные.
-
Контроль усвоения знаний, умений, навыков был проведён в виде практического выполнения письменных заданий, фронтального опроса. Были выявлены качество и полнота усвоения материала.
Были использованы средства наглядности: схема( таблица), доска, раздаточный материал, учебник.
-
За счёт доступного объяснения материала, использования наглядных средств обучения обеспечивалась хорошая работоспособностьучащихся на уроке, которая поддерживалась благодаря перемене видов деятельности.
-
хорошая психологическая атмосфера достигнута с помощью ровных, доброжелательных отношений, сложившихся между учителем и учениками. Использовались методы одобрения, поддержки, контроля.
-
Продуманность, логическая обоснованность всех этапов урока позволили поддерживать высокую активность учащихся и дисциплину.
Учитель русского языка и литературы: Яранцева И.В.