Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе Тема урока:"Сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных" Цели урока:  Ø  обучающая: формирование  умений  находить  главные  и  придаточные  части  сложноподчиненного  предложения, ставить  вопрос  от  главного  к  придаточному, совершенствование   умений  анализировать   текст, способствовать  развитию внимания,  памяти , воспитанию  нравственных  качеств , подготовка   к ГИА. Ø  развивающая: развитие мыслительно - речевой деятельности обучаю-щихся, умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, восстановление  сведений о лично...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ« Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ



Интегрированный урок по русскому языку в 9 классе

с использованием Сингапурских обучающих структур


«Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»



учитель русского языка и литературы

Баева Гульнара Исламовна



с. Давликеево

Цели урока:

  • обучающая: формирование умений находить главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, ставить вопрос от главного к придаточному, совершенствование умений анализировать текст, способствовать развитию внимания, памяти , воспитанию нравственных качеств , подготовка к ГИА.

  • развивающая: развитие мыслительно - речевой деятельности обучаю-щихся, умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, восстановление сведений о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова, расширение представления о жизненном и творческом пути поэта.

  • воспитательная: воспитание умения сотрудничать, работать в команде, познавательного интереса к изучению русского языка, эстетического восприятия (через музыку, живопись, художественное слово).

Формирование личностных УУД: взаимопомощь, ответственность; желание и умение ответить на вопрос, понимание значения тех или иных знаний.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание, саморегуляция, планирование, самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование познавательных УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Оснащение урока: проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, романс «И скучно, и грустно…» на стихи Лермонтова, видеофильм о жизни М.Ю.Лермонтова, раздаточный материал для обучающих структур, ЭЙ АР ГАЙД, РЕЛЛИ РОБИН , СИНГЛ РАУНД РОБИН.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей, помашите им руками, и своих партнеров по команде: дайте «пять» партнерам по лицу, прикоснитесь плечами с партнером по плечу. Садитесь.

II. Постановка темы и цели урока.

Слово учителя:

Ребята вы уже знакомы с темой Сложноподчинённое предложение, и сегодня мы будем не только закреплять изученное, но готовиться к ГИА. Для начала проверим домашнее задание.

1. Проверка домашнего задания. На прошлых уроках мы изучали сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Я хотела бы начать с проверки домашнего задания. Каждый из вас должен был подготовить по 2 предложения с придаточными обстоятельствами для своих товарищей. Возьмите, пожалуйста, свои КЛОК БАДДИС и найдите, с кем у вас назначена встреча на 3 часа. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на 3 часа, обсудите ваши задания. При ответе не забудьте объяснить друг другу правило, по которому вы определяете вид придаточного, а в конце поблагодарите за ответ. Даю вам на выполнение этого задания 2 минуты. Начинает тот, кто старше.

Проверка домашнего задания с использованием обучающих структур

КЛОК БАДДИС и КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.

Все определили вид придаточных предложений? Кто хочет рассказать нам о сложноподчиненных предложениях? Кто хочет дополнить? Кто приведет примеры? (Ответы учеников). Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Сегодня в нашей работе с текстами нам поможет творчество известного русского поэта, которому принадлежат эти строки:

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой…

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом году исполнится 200 лет со дня его рождения.
2. Работа по теме урока.
- Кто помнит, ребята, когда родился М.Ю.Лермонтов? (ответы учащихся)

- Родился М.Ю.Лермонтов 3 октября 1814 года в Москве, свое детство он провел в родовом имении Тарханы.

3. Творческая работа в группах.

-Ребята, я предлагаю вам такую работу. Вы должны составить при помощи слов «психологический портрет» молодого М.Ю.Лермонтова. Слова для составления портрета даны в карточках, которые лежат у вас на столе. Слова: талант, грусть, фантазия, печаль, одаренность, одиночество, веселье , радость, бездарность, гениальность, тоска.

Во время работы предлагаю вашему вниманию прослушать романс на стихи Лермонтова «И скучно, и грустно…» Это печальный романс, пользовавшийся в свое время большой популярностью

(Класс делится на группы и каждой дается листок со списком слов, из которых одна команда должна выбрать слова, характеризующие поэта со стороны его душевного состояния, а другая - со стороны его способностей.)

- Посмотрим, какой же у нас получился портрет.

Первая группа зачитывает свои слова. Талантливый, одаренный, обладающий огромной фантазией, именно таким и был молодой М.Ю.Лермонтов , таким оставался до конца жизни.

Свои слова зачитывает вторая группа. Чувство одиночества, тоски, печали, поиск смысла жизни проходит через все творчество М.Ю.Лермонтова, в чем вы уже не раз убеждались и еще не раз убедитесь, знакомясь с его произведениями.

- Что подтолкнуло вас выбрать именно эти слова? (ответы учащихся). Стихи поэта, потому что в творчестве Лермонтова больше сумрачности, грусти, трагизма и одиночества.

4.Работа с учебным материалом.

-Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения. Нужно поработать самостоятельно. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания о жизни и творчестве поэта.

Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД. Даю вам на выполнение этого задания 2 минуты

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1834 году поэт был зачислен в гусарский полк.

+

В 1835 году была написана драма «Маскарад»

+

Драма «Маскарад» имела успех, и была издана с большим тиражом

_

В 16 лет Лермонтов стал студентом Московского университета

+

Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта»

+

Произведение «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника удалого купца Калашникова» появилось в печати без подписи.

+

Лермонтов был убит Мартыновым

+

Композитор Антон Рубенштейн написал оперу на поэму «Мцыри»

_


А сейчас посмотрим видеоролик, посвященный жизни и творчеству Лермонтова. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.

Просмотр видеоролика

Теперь еще раз прочтите все утверждения и в столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+» или «-». Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? В чем и почему? Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 30 секунд. Начинают участники В. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.

Работа в парах. Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН

У вас на столах лежат листы. Возьмите их. Это небольшие тексты с заданиями, которые взяты из произведения М.Ю.Лермонтова.

• Прочитайте, подумайте

• Определите вид придаточных предложений в сложноподчинённых

предложениях.

Запишите свои ответы в виде столбика.

• Обменяйтесь ответами с партнерами по плечу

Время работы 2 минуты

(1) Площадка , на которой мы должны были драться , изображала почти правильный треугольник.

(2)- Вы счастливы , - сказал я Грушницкому , - вам стрелять первому! (3) Но помните , что если вы меня не убьете , то я не промахнусь - даю вам честное слово.

(4) Он покраснел ; ему было стыдно убить человека безоружного ; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим , умоляя о прощении ; но как признаться в таком подлом умысле?...(5) Ему оставалось одно средство - выстрелить на воздух; я был уверен , что он выстрелит на воздух!

(6) Я стал на углу площадки , крепко упершись левою ногою в камень и наклоняясь немного наперед , чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад .

(7) Грушницкий стал напротив меня и по данному знаку начал поднимать пистолет . (8) Колени его дрожали. (9) Он целил мне прямо в лоб.

(10) Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, развернулся к своему секунданту.

-Отвечает первым та команда, которая правильно угадает, кому принадлежат эти слова?

«Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…»

(Мцыри)


Ответы учащихся

- Из какого произведения этот отрывок?

( из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

-Какой эпизод изображается в этом тексте?

(подготовка к дуэли Печорина с Грушницким )

-Чем кончается эта дуэль?

( смертью Грушницкого)

-Как бы вы озаглавили этот отрывок?

-Дайте характеристику выделенных предложений.

(1-СПП с придаточным опред. 3, - СПП с прид изъясн, 6- СПП с прид обстоят.цели)

Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.

Потанцуем под музыку, а когда музыка остановится, каждый должен найти пару. Я задам вам вопросы, обсудив в парах, вы дадите мне ответы.

Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА с использованием РЕЛЛИ РОБИН.

• Какие группы сложноподчинённых предложений знаете?


• Какие предложения называются сложносочинёнными?

• Какие предложения называются сложноподчинёнными?

• На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

• На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

• На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?


5. Работа с текстом. Подготовка к ГИА

Обучающая структура. СИНГЛ РАУНД РОБИН

-Сейчас возьмите листочки А4, где даются тестовые задания по части В.

Подумайте 10 секунд и обсудите по кругу. Начинают участники под №2.

К какому мнению пришли? Выскажет участник под №1, стол №2. (Ответ ученика)

В1 Замените слово драться синонимом

(сражаться)

В2 Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующей безударной гласной

(упершись)

В3 Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит о глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквы.

(развернулся)

В4 Из предложения 5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом « В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одно н

(уверен)

В6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания . Выпишите цифру , обозначающую знак , разделяющий части сложносочиненного предложения

Он покраснел ;(1) ему было стыдно убить человека безоружного ;(2) я глядел на него пристально;(3) с минуту мне казалось , (4) что он бросится к ногам моим , (5) умоляя о прощении ; (6) но как признаться в таком подлом умысле?...

(6)

В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания . Выпишите цифру , обозначающую знак, разделяющий части сложноподчиненного предложения

Площадка ,(1) на которой мы должны были драться ,(2) изображала почти правильный треугольник

(1,2)

В8 Из предложения 6 выпишите словосочетание , построенное на основе согласования.

(легкой раны, левою ногою)

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 1

  1. Площадка , на которой мы должны были драться , изображала почти правильный треугольник

Площадка изображала, мы должны были драться

В10 Среди предложений 6-10 найдите предложения с обособленными обстоятельствами.

(6) Я стал на углу площадки , крепко упершись левою ногою в камень и наклоняясь немного наперед , чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад .

(7) Грушницкий стал напротив меня и по данному знаку начал поднимать пистолет . (8) Колени его дрожали. (9) Он целил мне прямо в лоб.

(10) Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, развернулся к своему секунданту.

(6)

В11 Среди предложений 7-10 найдите предложения с однородными членами.

(7) Грушницкий стал напротив меня и по данному знаку начал поднимать пистолет . (8) Колени его дрожали. (9) Он целил мне прямо в лоб.

(10) Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, развернулся к своему секунданту.

(7)

В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 4

(4) Он покраснел ; ему было стыдно убить человека безоружного ; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим , умоляя о прощении ; но как признаться в таком подлом умысле?...

(5)

6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение « Роль запятых в данном отрывке»

7. Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)________________________________

Что понравилось на уроке?______________________________________

_____________________________________________________________

Что не понравилось ?___________________________________________

_____________________________________________________________

8. Итог урока. Парковка.

-Спасибо за урок. Впечатления, записанные на карточках, приклейте к парковке.


© 2010-2022