- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО
Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малыхина О.Н. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО
этапы урока
звучит музыка (русские проигрыши, Камаринская)
1. Сообщение целей. Постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ОМ И СБ - Здравствуйте, ребята, наши дорогие гости. Сегодня первый день зимы… сегодня мы настраиваемся только на хороший лад.
ОН - Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. Помогают нам писатели и художники, чьё поэтическое видение мира и мастерство «находят друг друга», воплощаясь в достойные произведения искусства. Иногда говорят о диалоге искусств.
СВ - И наш урок объединяет два учебных предмета: изобразительное искусство и русский язык. Как художники, вы попробуете в простом предмете увидеть нечто замечательное, свойственное только ему.
ОН - Записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста вы тоже сможете.
У вас все получится.
СВ - В России есть незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются из поколения в поколение. Эти традиции мы изучаем на уроках ИЗО. Прежде, чем начать работу по теме сегодняшнего необычного урока, вспомним, как говорили в стародавние времена, былое.
- О чем мы говорили на прошлых уроках ИЗО?
- О ДПИ, кожлянских игрушках, рушниках…
Да , совершенно верно, русские народные промыслы любимы и легко узнаваемы, популярны и известны всему миру.
Напомним, какие виды художественной росписи по керамике, вы знаете (на доске гжельская, дымковская, кожлянская, хохломская игрушки)
- Гжель.
Правильно, посмотрите, у нас на уроке посуда, выполненная в технике гжель. Множество фигурок - это тоже гжель.
- Какой же будет тема сегодняшнего урока?
Да. Вы познакомитесь с новым для вас видом ДПИ - гжель.
- А как же русский язык? На доске есть подсказка, которая поможет вам определить тему ( на доске схемы выделения осложняющих компонентов в простом предложении (вводные слова, обращение, обобщающее слово с рядом однородных членов, сравнительный оборот)). Да. Мы закрепим тему «Виды осложнения простого предложения» Переверните пожалуйста большие листы на ваших партах, прочитайте тему урока -«Виды осложнения простого предложения» 4 мин.
Подпишите листочки, на них вы будете работать весь урок.
2.Введение в тему
ОН - Гжель… Говорим, что это исконно русский промысел, а что значит это слово? (варианты учеников). Сразу не поймёшь. Слово «экспертам» (домашнее задание):
1 У: Ремесло гжели родом из Подмосковья и названо в честь старинного села Гжель на берегу реки Гжелки, в 60 км от Москвы. Гжельский промысел появился на Гжельско-Кудиновском глиняном месторождении. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст». - из Википедии
3 У: Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона древних гончаров, ведь в этих местах располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где были глины.- Топонимический словарь-справочник Евгения Михайловича Поспелова
2 У: изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие - Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова 1,5
- Ребята, сегодня за ответы вы будете получать жетончики. Они помогут нам в конце урока выставить оценки. И первые жетоны получают…
3. Основная часть урока. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся УУД
А. Работа с текстом
СВ - Гжель - это один из российских центров по производству фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.
ОН- Истории древних времён народ часто сохранял в форме сказок. Я хочу предложить вашему вниманию одну из таких сказок (тексты на столах):
Жили-были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, весёлые, озорные. Хохотушки и мастерицы славные. Они, конечно, несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры: точки, мазки, круги и полоски. Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечным лучиком, а цветы-огоньки красной краской от зари. А Гжелька дольше всех искала. Устала и упала на землю. Увидела над головой синее небо с белыми облаками.
− Облака- облачка, словно белые лебёдушки, плывёте вы, − произнесла она.
И так понравилось синее небо с лебёдушками Гжельке, что решила она создавать сине-белые чудеса.
- о чем эта сказка? В чем отличие сказки от простого рассказа? (чудеса, иносказание)
- и сказку, и рассказ на уроке русского языка мы рассматриваем как текст. И в этом тексте есть свои синтаксические особенности. На какие особенности я хочу обратить ваше внимание? (на осложняющие конструкции).
- назовите конструкции. осложняющие простое предложение:
- вводные слова,
- обращения,
- сравнительный оборот,
- однородные члены предложения, часто с обобщающим словом.
- давайте найдём их в тексте (подчеркнуть, подписать, объяснить, схемы на доске). Проверка. ЖЕТОНЫ 10 мин
Б. Творческая работа
- В тексте говорится, что Гжелька увидела чудо в сочетании ярко-синего неба ослепительно белых птиц. А где ещё в природе мы можем встретить такое сочетание? (ответы). Послушайте стихотворение, посмотрите слайды и запишите, какое явление природы ярче всего в вашем сознании ассоциируется с гжелью. Начните так: Мне кажется, что древние мастера увидели будущую гжель в… ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 2 ученика читают стихотворение:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор -
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины,
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака -
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы -
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо-глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколения мастеров
Бело-синей Гжели -
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!
- чтение предложений, ЖЕТОНЫ. 3мин
Физкультминутка(основной узор гжели - цветок, превратимся в гжельский цветок)
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок их слышит -
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают. 30 сек.
В. Групповая работа
СВ - Красоты Подмосковья воплощены в промысле гжели, но не всегда гжель выглядела привычным нам образом. МАЙОЛИКА… (слово учителя).Гжель - это не просто историческое наследие нашей страны. Это и наша современность. Нежные синие узоры на белой керамике - шедевры на века, искусство, рождаемое чистым сердцем и умелыми руками. Сегодня попробуете создать своё произведение из нетрадиционных для урока ИЗО материалов.(Схемы на доске заменяются на слова из рассказа учителя: керамика, майолика, фаянс, фарфор, изразцы, черепица) 2 мин
(ИНСТРУКТАЖ: как работать в группах: по очереди подходят к столу, на котором материалы для росписи, садятся, расписывают. В это время две другие группы получают задания по русскому языку, затем также получают инструкцию и материал для работы от учителя ИЗО)
СВ - Эти материалы потребуют соблюдения санитарных правил, поэтому прежде чем начать работу вам потребуется «нарядится» - надеваем нарукавники и одноразовые перчатки, так как наш материал …съедобен! По группам: 3,2,1
Но не торопитесь его сразу же и съесть, потерпите хотя бы до перемены, а лучше и до дома, чтобы порадовать близких своим мастерством
Работать будем со стилизованным изображением
ОН - группа №3:
найти в толковом словаре значение слов, записанных на доске, записать определения, верно расставив знаки препинания. Объяснить постановку тире, составить схемы предложений. Когда мы используем такие предложения? (Когда хотим объяснить какое-то понятие, описать какое-либо явление)
группа №2
вставить в текст прилагательные, подходящие по смыслу, вспомнить, как они называются (эпитеты), объяснить, для чего используются (делают текст ярче, выразительнее)
группа №1
исследовательская работа
попробуйте объяснить, почему гжельскую розу часто называют и по-другому - агашкой. (История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле гжель, широко занимался Дулёвский фарфоровый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделённые художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья - оно было очень модным и распространённым, - отсюда-то и пошло название «агашка»)
- работают 10-12 мин
- ответы по РЯ 3 мин
4. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия
- возвращение к теме РЯ: повторили осложняющие конструкции в простом предложении на примере текстов и явлений, связанных с удивительным видом ДПИ - гжелью
- ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
- а ещё у нас получился съедобный сервиз в стилизованной технике гжель. На следующем уроке мы продолжим изучение этого народного промысла.
5. Домашнее задание
- Для этого вам понадобится гуашь, кисти №№6,2, одноразовые белые бумажные тарелки.
- А задание по русскому языку у вас в индивидуальном конверте - письмо от Гжельки. Отправьте и вы свои письма Гжельке (конверт на доске)
Мне понравилось на уроке…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне нужно обратить внимание на…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (пока дети осуществляют рефлексию)5 мин
- Всем спасибо