АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беспятова Е.Л.

КГУ «ОСШ №31 г.Темиртау»

АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить.

Исследование показывает, что учащиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений. На уроках русского языка используется алгоритм.

"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат».

Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путем наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

После введение алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь все зависит от фантазии учителя, от приемов его работы над закреплением темы. Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило.

Итак, при использовании алгоритмов учителю необходимо выбрать целесообразный темп прохождения школьниками всех этапов в зависимости от общего уровня подготовки класса и с учетом индивидуальных особенностей ребят. Учителю, который впервые обращается к данной методике, можно сначала испытать ее в занятиях с отстающими учащимися - на консультациях, в индивидуальной работе. Здесь прием дает наилучший эффект, и, занимаясь с небольшим количеством учеников, учителю легче будет овладеть методикой обучения по алгоритму.

Приведу результаты усвоения тем из курса 6-8 классов:

  1. Правописание гласных а-о, и-е в корнях с чередованием.


  1. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.


  1. Правописание приставок.


  1. Правописание «не» с разными частями речи.

Качество усвоенных орфограмм составляет 52-78%.

Умение мгновенно применить правило - это значит выработать в себе рефлекторную способность вспоминать правило, не воспроизводя его текстуально, путем зрительных, слуховых или логических связей. Это будет письмо почти без контроля сознания, письмо полуавтоматическое, то, что мы называем навыком.

Чтобы выработать этот необходимый рефлекс, нужно его закреплять системой упражнений.

Выводы:

Ознакомившись с концепциями по алгоритмизации обучения П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, И.И.Ильясова, Т.В.Габай и др. приходим к выводу, что организация и реализация обобщенного способа деятельности (ОСУД) необходима, так как в его основе заложен принцип технологизации обучения, направленный на достижение осознанности усвоения и деятельности учащихся, являющийся, в свою очередь, важнейшим показателем качества обучения.

Работа над орфографической грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку, и алгоритмы в этом хорошие помощники.

Список литературы:

  1. Алгазина Н.Н. «Методика изучения орфографических правил». - М., 1982.

  2. Баранов М. «Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю»//РЯШ-1991.-№ 2.

  3. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» /В.П.Баранов - М., Педагогика, 1989.

  4. Вассерман Ф.Я. «Управление качеством обучения в общеобразовательных школах на основе ИКТ и информатики». Алматы, 2008г.

  5. Гальперин П.К. «К теории программированного обучения»/ П.К.Гальперин - М., 1967.

  6. Заморзаева Е.М. «Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов. Обучение в восьмилетней школе»- М.-1977.

  7. Талызина Н.Ф. «Контроль и его функции в учебном процессе» / Советская педагогика - 1989.

  8. Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»/ Н.Ф.Талызина. - МГУ,1975.

© 2010-2022