Конспект урока А. С. Пушкин Зимнее утро

Урок литературного чтения Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро» Цели: 1.    продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина; 2.    формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения) 3.    развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом. 4.    воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.   Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, презентация. Ход урока: 1.    Орг. мом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Цели:

  1. продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

  2. формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)

  3. развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.

  4. воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Работа над темой.

А) Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Рассмотрим художественно-изобразительные средства литературного произведения и мастерство автора при создании картин зимней природы. Постараемся проанализировать стихотворение и определить роль поэтического мастерства поэта.

3. Изучение новой темы.

Б) Как я уже сказала стихотворение «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике.

Что такое пейзаж? (Это картина природы).

Пейзажи могут создавать художники на полотне, а поэты и писатели с помощью художественного слова.

В) Попробуем создать эмоциональное настроение и отправимся в небольшое путешествие по залам музея, где расположена выставка художников - пейзажистов.

Г) С детства мы читаем стихи Пушкина о зимней, весенней, осенней природе и уже никогда их не забываем. Поэт словно открывает нам книгу природы, и мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшим «в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, вдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем мы в мире природы, и она живет вместе с нами.

Д) Излюбленным временем года Пушкина была осень. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока произведений. Так он писал об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень».

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи.

А вот что пишет Пушкин о весне

…я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Е) Замечательно то, что в пушкинских стихах человек, живущий в мире природы, никогда не бывает, равнодушен к ней. Она всегда вызывает у человека живые отклики, глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом. У нас возникают те же чувства, когда мы читаем стихи Пушкина о природе.


  1. Закрепление изученного материала.

Понравилось вам стихотворение?

О чем в нем говорится? Какова тема?

Тема - это рассказ поэта о зиме, идея - восхищение красотой зимнего утра.

Какое настроение вызывает у вас это произведение?

(Радости. Хочется очутиться среди сверкающего снега. Увидеть зимний лес, сесть в сани и прокатиться по снежной дорожке.)

Меняется ли настроение? (Да, утро - вечер - утро; веселое - грустное - вновь веселое)

Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась». Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть красоту наступившего утра.

А) Прежде чем анализировать стихотворение, обратимся к незнакомым словам.

Открой сомкнуты негой взоры (образное выражение ) - проснись.

Аврора - здесь: утренняя заря.

Вечор (разговорное) - вчера вечером.

Предадимся бегу нетерпеливого коня - прокатимся быстро, не сдерживая коня.

Дремать - спать.

Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма или сгущающихся сумерек)

Мутное небо - непрозрачное небо ( от набежавших или скрывших солнце туч)

Мрачные тучи ( переносный смысл ) - темные тучи

Лежанка - кровать.

Кобылка - самка лошади

Б) Работа над содержанием стихотворения.

Из скольких частей состоит стихотворение.

Какими языковыми средствами пользуется автор? (олицетворение, сравнение, эпитеты)

В произведении два героя: сам автор - лирический герой и та красавица «друг милый» «друг прелестный»

В) Ребята, поистине чудесное утро описал нам Пушкин. Вот, что делает с человеком зимний пейзаж. Сегодня пасмурно, н я думаю, что ваше настроение улучшилось после знакомства с этим произведением.

  1. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.



© 2010-2022