- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Соединительные гласные о и е
Урок по русскому языку на тему Соединительные гласные о и е
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тевс А.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока в 6 классе по теме «Соединительные гласные»
Цели: 1. Дать обучающимся представление о соединительных гласных.
2. Развивать связную речь учащихся.
3.Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карточки со словами, плакат
Тип урока: первичного усвоения знаний
План урока:
-
Организационный момент.
-
Изучение новой темы.
-
Закрепление темы.
-
Подведение итогов. Дом. задание.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Знакомство с содержанием урока.
Соединительных гласных только две. Мы их запомним: О и Е. Именно эти гласные и будут героями нашего урока. Все вы, наверняка, мечтаете о каких то необычных профессиях- геолога, капитана, может быть, каскадера. Но для этих профессий, как впрочем и для всех остальных, нужны сообразительность и наблюдательность .И сегодня на уроке у вас есть возможность оценить, в какой степени вы обладаете этими качествами. Если же не в той степени, в какой хотелось бы- что ж, трудитесь над собой, и вас ждет успех! Цель урока: получить представление о том, что такое соединительные гласные и выяснить, в каких случаях употребляется Е, а в каких - О.
2. Изучение новой темы.
В русском языке существуют слова, которые называются сложными, поскольку они состоят их двух основ, соединяют которые - две гласные :О и Е. Например, пароход, самолет, ледокол и т.д. А как же определить, в каких случаях используется гласная О, а в каких -Е ? Для этого нужно запомнить одно простое правило, о котором я скажу позже. А пока давайте поиграем. Я называю загадки, ваша задача их отгадать:
1. « Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает и пыль, и сор(пылесос).
2. «Хвостом пьет, а клювом отдает» (водопровод).
Угадали? Молодцы! Следующее задание:
Какое странное слово «Водопровод».( Оно на экране). В нем дважды встречается корень -вод-. Но одинаковые ли это корни? Вот в чем вопрос? Составьте, пожалуйста, слова с корнем из 1 и 2 части слова(вода, водный, водичка; проводить, заводить, водит). Так ответьте на вопрос: одинаковые ли это корни? (нет).
Конечно, чтобы правильно определять написание О и Е, нужно столько всего знать. Но ведь нет ничего невозможного. Сейчас вы прочитает сказку, которая поможет вам в этом разобраться.(Сказка на экране проектора).
Птица полетела к слову «ловить»,
Луна покатилась к слову «ходить»,
Вода потекла к слову «падать»,
Но их ведь чем - то соединять надо!
Без скрепляющей золотой серединки: без О да Е
И решили они помочь словам в беде:
Будем мы между согласными соединительными гласными!
Правда, О немного ленивой была,
Не много дел на себя взяла:
После твердых согласных становиться решила.
А буква Е , подругу любя,
Согласилась остальное взять на себя.
Таким образом, получается, что Е употребляется после мягких согласных и Ц, а О -после твердых согласных. Запомнили? Давайте проверим.
3. Закрепление материала.
Мяча у нас нет, но заменят его слова. Задание следующее:
Я бросаю два простых слова, вы должны возвратить мне одно сложное, используя для этого нужную соединительную гласную. Чтобы сделать это правильно, нужно вспомнить сказку, которую вы прослушали.
1. Лес, рубить - лесоруб
2.Каша, варить - кашевар
3. Общий, жить - общежитие
4. Атом, ходить - атомоход
5. Буря, ломать - бурелом
6. Лес, степь -лесостепь.
А сейчас следующее задание. Мы отправляемся в путешествие. Сейчас вы увидите слова с пропущенной соединительной гласной. Необходимо вставить правильную букву.
1 станция «Аппетитная»: пищ…варение, коф…молка, хлеб…резка, сок…выжималка.
2 станция «Географическая»: мор…плавание, пут…шествие, корабл…крушение, земл…трясение.
3 станция «Историческая». Устроимся удобнее в машине времени и перенесемся в каменный век. Чем занимались первобытные люди?:
земл…делие, скот…водство, пчел…водство.
Следующее задание: на доске словосочетания, ваша задача: образовать из них сложные слова и объяснить выбор соединительной гласной.
Тушит огонь - огнетушитель
Возит воду - водовоз
Косить сено - сенокос
Падают листья - листопад
Строить корабли - кораблестроение
Земля трясется - землетрясение
Печатать книги - книгопечатание
Варит кофе - кофеварка
Черная земля - чернозем
Возит груз - грузовоз
Разные цвета - разноцветный
Сам летает - самолет
Ловить рыбу - рыболов
Человек с рыжими волосами - рыжеволосый
То, кто разводит сад -садовод.
Ну, что ж, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги: что нового мы узнали сегодня? (Существуют соединительные гласные: О и Е). В каких случаях пишется О, а в каких - Е? ( После твердых согласных используется О, а после мягких согласных и Ц - Е).
4.Подведение итогов. Домашнее задание.