Статья Традиции изучения словесности в общеобразовательной школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиции изучения словесности в общеобразовательной школе


Коршунова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района Новосибирской области

В последние десятилетия так сложилась школьная практика, что на уроках русского языка и литературы остаётся на втором плане важнейшая сторона языка - его эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, тестов, заданий ГИА не видят дети в родном языке самого главного - его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным.

Эстетика языка долгое время оставалась без должного внимания не только в практике школьного преподавания, но и в самой лингвистике. Русский языковед Л.В. Щерба в 1923 году писал, что до сих пор эстетикой языка интересовались лишь поэты и прозаики, отчасти - отдельные литературоведы, тогда как общество почти не обращало внимания на эстетические возможности и ресурсы языка, « вообще на всё то, что делает наш язык выразителем и властителем наших дум». По словам Л. В. Щербы, разработка эстетики языка могла бы стать «тем мостиком между языковедением и образованным обществом».

В настоящее время возрождается понятие «словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове», как олицетворение необходимости сближения сильно разошедшегося преподавания русского языка и литературы, возвращение филологического подхода, в соответствии с которым язык рассматривается как материал, из которого создаются речевые произведения, а эти произведения - тексты.

Под уроком словесности необходимо понимать такой интегрированный урок, на котором основное внимание сосредоточено на художественном тексте, на рассмотрении изобразительных возможностей с целью постижения богатства и гибкости русского языка и приобретение навыков использования изученных закономерностей в собственной текстовой деятельности.

Например, работаем с текстом:

А рябина теперь - одно загляденье! Пурпур резной листвы так ярок и густ, что кудрявое деревце и вправду кажется раскалённым докрасна. Затейница - осень щедро разодела его в причудливые обновы: красуйся на карнавале листопада, будь незабываемым. Вот и видна рябинушка отовсюду, стоит ли она на опушке, или вдоль лесной стёжки - дорожки.

Учащимся предлагаю вопросы, на которые необходимо ответить:

При помощи, каких эпитетов показана красота осенней рябины?

Какой месяц осени «по характеру» ближе всего вам?

Какой из них вас успокаивает, тревожит, восхищает?

В основе подобных уроков лежит система творческой работы с текстами: анализ эпизода, рецензия, интерпретация текста. Такие уроки предполагают овладение учащимися нормами литературного языка, литературоведческими знаниями и навыками, формирования представлений об авторском стиле и выработке своего стиля общения. Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные, языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура.

Один из путей формирования правильного и изящного выражения языка, является организация и проведение элективных курсов, факультативов. В нашей школе это курсы, связанные с традициями словесности «Текст как речевое произведение», «Комплексный анализ текста, « Язык и речь». Суть этих курсов состоит в интеграции двух школьных предметов - русского языка и литературы. Такие курсы способствуют выработки у учащихся высокой коммуникативной ,языковой литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции.

Говоря о целенаправленном формировании школьных традиций словесности, стоит отметить, что мы в своей работе делаем акцент на формирование у детей потребности в саморазвитии и самореализации, через участие в творческих конкурсах.

Наши школьные традиции словесности несут в себе определённый заряд нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития личности. Обобщение и распространение своего опыта проявляется в написании учащимися и педагогами тематических статей в средствах массовой информации.

Традиционно в школе проводится праздник День славянской письменности. Цель такого мероприятия активизировать знания учащихся об отечественной культуре и литературе, пробудить чувство гордости за русскую словесность.

Я считаю, что уроки словесности учат прежде всего думать, говорить и любить. Литература будит наше воображение, помогает увидеть богатство и красоту родного языка. Только постоянный поиск, объединения усилий ученика и учителя, взаимное уважение, совместное постижение загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к слову, приобщить детей к традициям.

3

© 2010-2022