Разработка урока на тему: Диалектизмы (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Общеупотребительные слова. Диалектизмы»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении диалектных слов.

Задачи: предметные: ознакомление учащихся с особенностями диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;

метапредметные: формирование умения находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль;

личностные: привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам. Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

  1. Словарный диктант №1.

Догорать, творение, заря, зарянка, прикосновение, скачок, пригореть, отрасль, Ростов, изгарь, излагать, выращенный, прекрасный, ростовщик, равнина, обскакать, натворить, росток, выгарки, зоревать, обскачу, загореть, пригореть, приложение, премудрый.

Работа в контрольных тетрадях.

  1. Актуализация опорных знаний

Воспроизведите схему «ЛЕКСИКА». Прокомментируйте.

Продолжите фразу:

  1. Историзмы это…

  2. Архаизмы это…

  3. Неологизмы это…

  4. Расскажите о словах ограниченного употребления.

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

  1. Мотивация УД.

Наблюдение над текстом.

Бабушка и внук.

- Бабушка, где Маша?

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы!

- По что?

- Ну, по петушки!

- По что, по что?!

- По стебни.

- Не понимаю, бабушка!

- Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.

- Чего принести, бабушка?

- Бураков.

- А это что такое?

- Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

Беседа

  1. Ребята, почему внук не понял бабушку?

  2. Назовите общеупотребительные слова.

  3. Запишите непонятные вам слова, которые использовала в своей речи бабушка?

  4. Можете ли сказать, как называются они?



Читают, анализируют, осмысливают.






(Записать слова: щавель, свёкла).

(Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни,).

(Ответы учащихся: " старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…".)

Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

  1. Работа над темой.

Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин. Так, например, зная общеупотребительные слова, мы сможем понять, чему учили детей в конце XVIII века.

Задание: Послушайте отрывок из свода правил этикета - «Юности честное зерцало». Какие наставления давали юным преподаватели? Почему же вам понятен смысл этих высказываний?

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…

Дети не имеют без именного приказа родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…

Когда родители или другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажите, матушка». И не дерзостно отвещать…

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

Задание: Назовите слова, которые живут века и понятны всем, говорящим на русском языке?

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие - на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).



























(Ответы учащихся: матушка, говорить, дети, отец, родители, юность, вежливо.)







Записать схему в тетрадь.

  1. Физкультминутка

Один учащийся проводит разминку

Делают разминку.

  1. Работа над темой.

Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Дом.

5.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Изба.

Слабый.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Хата.

Кволый.

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

( Драчёна - кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка - деревянная кадка для теста; паз - узкая щель между кирпичами и досками; махотка - крынка, горшок, кувшин; печурка - углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.

Конспектируют слова в тетрадь.

















.



Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них - запишите:

Учитель читает синонимичные диалектные слова:

Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.

Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень.

Жилой дом: изба, хата, курень.

Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.

Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.

Луга: покос, пожня, полой, елай.

Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.

Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.













Выписывают слова.

  1. Закрепление материала.

Работа с учебником - прочитать теоретический материал

Коллективная работа.

  1. Рефлексия.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши - тетерева,
Летятина - дичь,
Пересмешки - молва,
Залавок - подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики - снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретёна.

Возилкой

Неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднёбицей - полку под потолком,

Клюкву - журавлихой.

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять

И есть ли такие средства?

  1. Домашнее задание

№21, упр.169

Запись в дневник.

Разработка урока на тему: Диалектизмы (6 класс)

5



© 2010-2022