Внеклассное мероприятие по литературе ко дню рождения В. С. Высоцкого

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №42










Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе для 8-9 классов

«Литературно-музыкальная композиция

«Голос, который будет с нами всю жизнь»

(ко дню рождения Владимира Высоцкого)»











Разработала:
учитель русского языка и литературы
Гализина Татьяна Валериевна,
ПСЗД











Оглавление

Введение 3

Литературно-музыкальная композиция «Голос, который будет с нами всю жизнь» (ко дню рождения Владимира Высоцкого) 4

Рекомендации к подготовке и проведению мероприятия - Материально-техническое оснащение -

Сценарий мероприятия -

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

В последнее время к творчеству Владимира Семеновича появился глубокий интерес. Вызвано это тем, что сам поэт - личность незаурядная, можно сказать особенная, выделяющаяся на целую голову среди других. Песни его носят остросоциальный характер как во времена его творчества, так и в настоящее время. Поэтому выбранная тема является актуальной.

По форме мероприятие можно отнести к литературной гостиной, так как все гости, собравшиеся послушать песни Высоцкого и посмотреть фрагменты из фильмов и спектаклей с его участием, находятся в неформальной обстановке, где администрация школы, учителя и дети сидят рядом и имеют возможность обменяться мнениями.

По содержанию это литературно-музыкальная композиция. Выбрано несколько детей, которые выполняют роль ведущих-хозяев, рассказывают о творчестве Владимира Семеновича, предлагают посмотреть и послушать его творчество. Поэтому разработка выглядит как сценарий театральной композиции.

Учитель в ходе мероприятия практически не виден. Его работа носит чисто технический характер. Только в одном месте преподаватель говорит, когда предлагает посмотреть отрывок из спектакля «Гамлет».

Благодаря достаточно активному использованию визуальных и аудиосредств учащиеся смогут унести с собой много впечатлений, знаний о Высоцком, возможно, даже проявится интерес к его творчеству.

Литературно-музыкальная композиция

«Голос, который будет с нами всю жизнь»

(ко дню рождения Владимира Высоцкого)


Рекомендации к подготовке и проведению мероприятия.

Внеклассное мероприятие проводится в кабинете для создания уютной камерной атмосферы. Если есть возможность, можно завесить окна плотными шторами. В углу - небольшой постамент (стул) с портретом В.Высоцкого, там же лежат цветы и стоит зажженная свеча, рядом - гитара. Возле этого постамента на протяжении всей композиции стоят ведущие и чтец. Можно организовать фото- и книжную выставки.

Стулья для зрителей расположить полукругом, чтобы абсолютно всем присутствующим было удобно следить за происходящим на сцене, телевизоре и экране.

Музыка, подобранная к мероприятию, звучит постоянно: то фоном, то громко, перед словами ведущих. Главное - голос Высоцого звучит на протяжении всего мероприятия всегда.

Материально-техническое обеспечение, реквизит: телевизор, проектор, экран, компьютер, аудиомагнитофон (CD-проигрыватель); флеш-карта с документальными и художественными отрывками, компакт-диск с музыкой Высоцкого; гитара, свеча, живые цветы, портрет Высоцкого.

Сценарий

Отрывок из док.фильма («Гул затих…»)

Чтец: Ты так велик и так правдив -

Какие мне найти слова?

Мечте своей не изменив,

Твоя склонилась голова.

Не может быть двух разных мнений:

Ты просто наш советский гений.

Ведущий 1: Владимир Семенович родился 25 января 1938 г в Москве. Актёр сыграл около тридцати ролей в фильмах (в том числе «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Вертикаль»). Участник постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке.
Ведущий 2: Высоцкий особенно прославился исполнением собственных песен под акустическую гитару. В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом.
Чтец:

Это смертельно почти, кроме шуток,
Песни мои под запретом держать!
Можно прожить без еды сорок суток,
Семь без воды…
Без меня только пять…

Ведущий 1: В советские времена его записи распространялись почти исключительно на магнитоальбомах, запрещались съёмки в ряде фильмов, выехать за границу стало возможным только благодаря активным действиям жены - французской актрисы Марины Влади. Несмотря на существовавшие запреты и ограничения, популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной.

Ведущий 2: Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» - напишет в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 гг., жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 20 км от райцентра - города Бузулук, Чкаловской (ныне Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года - проспект Мира). В 1945 году пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.
Ведущий 3: Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переезжает жить к отцу и его второй жене - Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой. В 1947-1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

Песня «Большой Каретный»

Ведущий 1:В октябре 1949 года он вернулся в Москву, пойдя в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья Высоцких живёт в Большом Каретном переулке, 15. (В настоящее время на доме установлена мемориальная доска). Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!»
Ведущий 2: С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.
Ведущий 3: Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером - за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии - с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это - не моё…»
Ведущий 1: С 1956 по 1960 гг. Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем - у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 г. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ».

Ведущий 2: В 1960-1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном эпизодических.
В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой.

Песня «Баллада о правде и лжи»

Ведущий 3: Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Балладу о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".

Песня «Подводня лодка»

Ведущий 1: После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал.
Ведущий 2: В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром".

Фрагмент из док.фильма (Высоцкий о работе в театре)

Ведущий 2: Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.

Ведущий 3: Параллельно с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине "Карьера Димы Горина".
С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. От второго брака у Высоцкого родились два сына - Аркадий (1962) и Никита (1964).
Ведущий 1: Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого - блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в те годы часто снимался в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Высоцкий все чаще стал находить утешение в пьянстве. Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.

Песня «Вершина»

Ведущий 2: В 1967 году на экраны выходит картина "Вертикаль", которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма.

Третья жена - Марина Влади (настоящие имя и фамилия - Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова) - вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась.

Ведущий 3: Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля.

Песня «Она была в Париже» (фон)

Чтец: "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.

Ведущий 3: Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
Супруга ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого.

Ведущий 1: В конце 60-х годов Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его работ такие фильмы, как: "Короткие встречи", "Интервенция", "Служили два товарища", "Хозяин тайги", "Опасные гастроли".
У всех фильмов с участием Высоцкого была трудная судьба. Мелодрама "Короткие встречи", собрав более 4 миллионов зрителей, была остановлена в прокате, несмотря на то что было сделано 725 копий. Вновь на экраны картина вышла лишь в 1987 году. Еще хуже обстояло дело с эксцентрической трагикомедией режиссера Геннадия Полоки "Интервенция", которая вообще была запрещена к прокату.
Ведущий 2: Героико-приключенческий музыкальный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Опасные гастроли" подвергся критике, но все же вышел на экраны. Картина обошла по популярности даже знаменитый фильм "Белое солнце пустыни".

Фрагмент из к/ф «Опасные гастроли»

Ведущий 2: В 1977 году в серии "Aктеры советского кино" вышел посвященный Высоцкому проспект, составленный И.Рубановой. Говоря о тех выразительных средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино, театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно, голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в 1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал бы потерю голоса.

Фрагмент из спектакля «Гамлет»


Ведущий 3: К тому времени многие в СССР стали обзаводиться магнитофонами. Буквально в каждом доме стали появляться неофициальные записи песен Высоцкого. Высоцкий постепенно становится настоящим кумиром. Это неподцензурное творчество очень раздражало советскую власть. Высоцкого все чаще не утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и грампластинки.

Ведущий 1: В 70-е годы Высоцкий мало снимался в кино. Периодически на экранах кино можно было услышать его песни, или песни на его стихи: в драме "Сыновья уходят в бой", в приключенческом фильме "Контрабанда", в трагикомедии "Одиножды один", в героической драме "72 градуса ниже нуля" и других. Среди же ролей тех лет можно лишь отметить Фон Корена в трагической мелодраме "Плохой хороший человек" и Ганнибала в музыкальной комедии "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил" (1976).
Ведущий 3: Несколько раз Высоцкий был близок к смерти - он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем.
Ведущий 1: Не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, Высоцкий становится настоящим кумиром, исполняя свои песни. В последние годы жизни доминирующей темой творчества Владимира Высоцкого в его песнях становится исповедь. Он всё чаще обращался не только к своим современникам, но и к потомкам.

Ведущий 2: В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную роль в кино - Глеба Жеглова в сериале "Место встречи изменить нельзя". Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль. Тем не менее, этой роли могло и не быть...
Ведущий 3: Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе, Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах взяла Говорухина за руку и увела из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!" Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль". "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.

Фрагмент из к/ф «Место встречи изменить нельзя»


Ведущий 1: Министр МВД СССР попросил, а это было равнозначно приказанию, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Но Высоцкий не соглашался на это категорически.

Чтец: "Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух," - объясняет Говорухин.

Ведущий 1: Режиссеру пришлось придумать сцену, где Жеглов примеряет китель. С большим трудом он уговорил актера на эту сцену.

Фрагмент из к/ф «Место встречи изменить нельзя»(сцена примерки формы)


Ведущий 2: В этом фильме Высоцкий не исполнял своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин, он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".

Песня «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»

Ведущий 3: Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья "застоя", выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.

Ведущий 1: Песни Владимира Высоцкого популярны и актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: "русский шансон". Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино - Ганнибал и Бруснецов, Фон Корен и Рябой и многие другие, а Глеб Жеглов и вовсе стал "народным" персонажем. Многие его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, "любезны народу".
Ведущий 2: В Москве открыт Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
С 1994 на Гоголевском бульваре в Москве действует постоянная выставка - профессиональные и любительские фотографии из жизни Высоцкого.
В 1997 году Благотворительным фондом им.Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Национальным Резервным банком учреждена ежегодная Премия Высоцкого "Своя Колея".
В 1999 году Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).
Чтец: Остались улицы Высоцкого,

Осталось племя в «леви-страус»,

От Черного и до Охотского

Страна неспетая осталась.


Песня «Памятник»

Заключение

В ходе мероприятия было выявлено, что большая часть детей не знает о Высоцком как о личности и поэте практически ничего. И им вдвойне было интересно посмотреть хронику, фрагменты из художественных фильмов, где Владимир Семенович играл главные роли, послушать его песни. Учителя, знакомые с творчеством Высоцкого, получили огромное удовольствие от увиденного и услышанного. Дети-участники, которые волновались больше самого учителя, вынесли из этого мероприятия немало полезного: помимо знаний о поэте они еще получили огромный опыт выступления на публике.

Думаю, что эта литературно-музыкальная композиция многое дала и организаторам, и слушателям. Возрос интерес к личности поэта, его творчеству. Ученики подходят с различными вопросами, касающимися творчества писателя. В школьной библиотеке возрос поток читателей, заинтересовавшихся творчеством Владимира Семеновича Высоцкого.

Список использованной литературы

  1. Высоцкий В.С. Поэзия и проза. - М.: Кн.палата, 1989. - 448 с.

  2. Высоцкий В.С. Четыре четверти пути: Сб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 286 с.

  3. Золотухин В.С. Секрет Высоцкого (Дневниковая повесть). - М.: Эксмо, 2002. - 320 с.

  4. Новиков В.И. Высоцкий. - М.: Молодая гвардия, 2008 с. - 474 с.

  5. Русская литература. Писатели XX века: Книга для учителя. Вып. третий. - Воронеж: «Родная речь», 1997. - 116 с.

  6. Цыбульский М.И. Время Владимира Высоцкого. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 446 с.

  7. Чаплыгин А. Владимир Семенович Высоцкий // Подъем. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1988. - №1. - с.122.

© 2010-2022