Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ. Систематическая работа при подготовке к ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ. Система работы по русскому языку при подготовке к ЕГЭ».

По теме работала: Умаханова Р.Р, учитель русского языка и литературы.

Введение

При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению)..

Задачи:

1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену.

2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.


Некоторые основы психологической подготовки к единому государственному экзамену.

Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями определяют пути и способы психологической поддержки.

На этапе подготовки к экзаменам психологи рекомендуют использовать следующие формы психологической поддержки:

* Групповые психологические занятия для различных категорий учеников, Цель этих занятий - выработка необходимых навыков.

* индивидуальные консультации родителей выпускников.

Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается , если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает учеников в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать психологическую поддержку.

В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений выделим группы риска и возможные стратегии поддержки.

1. Информационный этап подготовки к ЕГЭ

Подготовку к Единому государственному экзамены лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.

- Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.

- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.

- Образцы заполнения бланков ответов.

- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.

2. Модель учебной деятельности

При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;

- приобретают конкретные лингвистические навыки;

- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;

- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.

Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.

Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу "Инсерт" можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё интересует ученика по теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей "Инсерт" старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы ( + ) определяется материал, который дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция.

Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).

Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.

Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.

Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

3. Лексическая работа с текстом и словом

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".

Памятка "Лексический разбор слова".

1). Каково лексическое значение слова в данном предложении? Используя Толковый словарь, определите все значения данного слова. Определите: является ли слово однозначным или многозначным.

2). В прямом или переносном значении употреблено слово?

3). Какие синонимы и антонимы имеет слово?

4). Какова стилистическая характеристика слова:

- разговорное; - книжное; - стилистически нейтральное.

Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова?

5). Каково происхождение слова?

6). Придумайте и запишите предложения, употребляя слово в разных лексических значениях (Пахнова Т.М. 2003, с. 260).

Образец лексического разбора слова.

Л.В. Щерба - выдающийся русский языковед.

Слово языковед однозначное, так как имеет одно лексическое значение: ученый - специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении. Имеет синоним - лингвист, слово языковед стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист - заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов - язык и ведать, языковед имеет два корня - язык и -вед, соединены корни при помощи соединительной гласной -о-. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания.

4. Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста помогает старшеклассников исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста", в книгах под рубрикой "Мастер-класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности". Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях можно менять, усложняя задания или уменьшая. Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности. Для образца возьмем несколько заданий к текстам:

  • Текст 1 (Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина, страница 218).

- К какому стилю принадлежит данный текст?

- Какой тип речи используется в данном тексте?

- Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.

- Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?

- Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.

  • Текст 2. (Подготовка к экзаменам, под редакцией Т.М. Пахновой, упражнение 222, страница 199).

- Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные паузы, подберите тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста.

- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, подтверждающие главную идею текста.

- Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название.

- Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её.

- Определите стиль текста и докажите (найдите все стилистические особенности данного жанра).

- Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это.

- Объясните значения слов - панорама, шатер, островерхий, уникальный, ансамбль, эпос, монография.

- Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов - московский, подлинное, воображение, уцелевший, великорусская.

- В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы.

- Объясните знаки препинания в предложениях с вводными словами. Подберите синонимы к вводным словам наверное, конечно.

- Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать, когда ставится и когда не ставится запятая перед союзом как.

- Выпишите два сложноподчиненных предложения, произведите их полный синтаксический разбор.

- Объясните знаки препинания при цитировании. Составьте схемы этих предложений.

- Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Подберите к этим простым предложениям их синтаксические синонимы - сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

  • Текст 3. Лингвистический эксперимент.

- Подберите к существительным свои определения-эпитеты.

- Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И. Бунин использовал именно эти определения?

Подбор определений

Авторский вариант

Народился месяц _____________

Робко он __________ зарями

Светит над _______ водой,

По садам сияя меж ветвей.

Народился месяц молодой.

Робко он весенними зарями

Светит над зеркальною водой,

По садам сияя меж ветвей.

Тотчас вслед за тем в горницу вошла ____, тоже ______ и тоже ещё ____ не по возрасту женщина, похожая на ____ цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щёк, ____ на ходу, но _____ с большими грудями под _____ кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под ______ шерстяной юбкой.

Приезжий мельком взглянул на её _______ плечи и на ________ ноги в _______ поношенных татарских туфлях и отрывисто невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка здесь или служишь?

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещёкрасивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щёк, легкая на ходу, но полная с большими грудями под краснойкофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

Приезжий мельком взглянул на её округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка здесь или служишь?

  • Создание миниатюры.

- Прочитайте текст стихотворения И. Бунина "Первый снег".

- Создайте свою миниатюру по этому стихотворению. Употребляйте к созданию миниатюры такие слова: "И всё хочется получше сказать, поглубже выразить мысль, поточнее описать, представить живописную картину, ясно вижу".

Первый снег. И. Бунин.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала. А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

5. Принципы русской пунктуации

Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько заданий, помогающих отработать постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях:

  • Синтаксический разбор простых предложений с осложнением.

А) Обособленные / необособленные определения.

- Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Причастный оборот обособляется с двух сторон: после главного слова, в конце оборота).

- Длинные облака, красные и лиловые, сторожили покой солнца. (Обособляются одиночные однородные определения, стоящие после главного слова и выраженные именем прилагательным).

- Раскаленная солнцем, горела позолоченная медь на мундирах офицеров. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом со значением причины).

- Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием - делать добро.(Несогласованное определение, выраженное неопределенной формой глагола, обособляется при помощи тире).

Б). Обособление вводных слов и вводных предложений.

- Послушайте, если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно.

- Сама же учительница - говорили о ней - не отличает простого предложения от сложного.

- Прихвастнуть любил - этот грех за ним водился, - может, и тут что приплел для красного словца.

  • Синтаксический разбор сложных предложений.

- Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет её.

- Между языком и поэтом двусторонняя связь: не только поэт преобразует язык, но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта, являясь жизненно необходимой его частью, миром его жизни, условием существования.

Для выпускников, обладающих талантом к языкознанию, можно предложить более сложные задания: (даны задания и образцы их выполнения)

  • Дайте анализ сложного предложения по образцу:

- Структурный аспект.

- Семантический аспект.

- Функциональный аспект.

- Графическая схема.

Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ.Систематическая работа при подготовке к ЕГЭ.

I. Структурный аспект.

1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное.

2. Предикативные единицы соединены союзным словом которые, следовательно, предложение союзное.

3. В предложении выделяется главная (первая) часть и придаточная (вторая) часть с союзным словом которые. Значит, предложение сложноподчиненное.

4. Графическая схема: Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ.Систематическая работа при подготовке к ЕГЭ.

5. Характеристика союзного слова которые как основного средства связи предикативных единиц:

а) в предложении является определением;

б) выражено относительным местоимением;

6. Дополнительные средства связи предикативных единиц:

а) интонация незавершенности первой предикативной единицы;

б) соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых (сказуемые в обеих предикативных единицах выражены глаголами несов. в., наст. врем.) свидетельствует об одновременности происходящих событии.

7. а) Придаточное предложение присоединяется к одному слову (предметы) в главном предложении, следовательно, связь присловная;

б) структура предложения нерасчлененная, так как подчинение присловное; в) характер обусловленности придаточной части - морфологический, так как придаточное предложение раскрывает морфологическую природу опорного слова - сущ. Предметы, которое нуждается в атрибутивной характеристике, содержащейся в придаточной части; связь придаточного предложения с главным базируется на структурной связи "слово + предложение";

г) придаточное определительное.

8. Структура ССП негибкая, так как порядок следования предикативных единиц изменить нельзя.

II. Семантический аспект.

1. В обеих предикативных единицах предается факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время, в момент речи (в первой предикативной единице сказуемое выражено глаголом изъяв. накл., наст. врем., во второй предикативной единице два однородных сказуемых: первое выражено глаголом изъяв. накл., наст. врем., во втором сказуемом вспомогательный глагол составного глагольного сказуемого также стоит в изъяв. накл., наст. врем). Модальные планы частей совпадают, следовательно, СПП одномодальное.

2. Общие семантические отношения - определительные.

3. Частные семантические отношения не выделяются.

III. Функциональный аспект.

1. Обе предикативные единицы по цели высказывания повествовательные, так как содержат сообщения.

2. Целевые установки частей совпадают, следовательно, СПП однофункциональное.

Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ.Систематическая работа при подготовке к ЕГЭ.

I. Структурный аспект:

1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное. Предикативные части соединены союзом, следовательно, предложение союзное. Союз и сочинительный, следовательно, данное предложение сложносочиненное.

2. Характеристика союза как основного средства связи предикативных единиц: союз соединительный; простой; одиночный.

3. Дополнительные средства связи предикативных единиц: интонация незавершенности первой части; наличие союза и во второй предикативной единице.

4. Структура ССП открытая, так как ряд предикативных единиц может быть продолжен в тех же смысловых отношений. Структура ССП негибкая, так как предикативные единицы нельзя поменять местами.

5. Во второй предикативной части есть однородные члены предложения: я предпочитал закрывать и не думать - это однородные члены, соотносимые с подлежащим; все члены однородного ряда находятся в отношениях взаимоподчинения с подлежащим я и в отношениях синтаксического равноправия друг с другом, что доказывает наличие подчинительной и сочинительной связи одновременно; каждый из членов ряда является в предложении грамматическим субъектом действия, выраженного предикатом я, то есть, все члены однородного ряда входят в грамматическую основу предложения; все слова ряда выполняют одну и ту же синтаксическую функцию - сказуемое. Все это доказывает, что данные слова действительно составляют ряд однородных членов. Охарактеризуем особенности строения ряда: средством связи однородных сказуемых служит сочинительный союз и, который соединяет сказуемые. Общие смысловые отношения по характеру интонации - перечислительные (перечисляются разные действия). Частные смысловые отношения - одновременности. Функция данного однородного ряда - выделение последовательности действий.

II. Семантический аспект: 1. В обеих предикативных единицах предается факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время: до момента речи - сказуемое в первой предикативной единице выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени, сказуемое во второй предикативное единице выражено двумя глаголами: вспомогательный глагол составного глагольного сказуемого также стоит в изъявительном наклонении прошедшего времени. Модальные планы предикативных частей совпадают, следовательно, ССП одномодальное. 2. Общие семантические отношения между частями ССП - соединительные. Частные семантические отношения - соединительно-результативные (причинно-следственные), так как вторая предикативная единица содержит вывод, следствие из того, о чём сообщается в первой предикативной единице.

III. Функциональный аспект: Обе предикативные единицы по цели высказывания повествовательные, так как содержат сообщения. Целевые установки частей совпадают, следовательно, ССП однофункциональное.

Графическая схема: [ 1) ], и [ 2) ].

  • Графический диктант имеет два вида:

1 вариант - читается предложение, школьники вычерчивают схему.

2 вариант - предлагаются схемы предложений, учащиеся конструируют по ним сложные предложения.

- По предложенным схемам составьте предложения по теме "Экология родного края".

1). Графическая схема: [ ], и [ ].

2). Графическая схема: [ ], (которые и ).

Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ.Систематическая работа при подготовке к ЕГЭ.

6. Подготовка к сочинению-рассуждению

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С.

Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст

гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого

предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы.

Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова- подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос:«Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него долженпослужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема.

Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)

4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знании.

Заключение

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.



© 2010-2022