Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Дидактические материалы по русскому языку для 9 класса теме  «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». В материале представлена подборка компетентносто-ориентированных заданий  разных уровней сложности в технологии развития критического мышления для разных этапов урока: актуализация ранее изученного, анализирующее наблюдение, первичное закрепление, тренировочные и контрольные упражнения. При изучении этой темы очень важно повторить правила постановки запятой или ее отсутствие перед союз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы к уроку русского языка в 9 классе

по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

Актуализация изученного материала

Прием «Верные - неверные утверждения».

Задание 1. Прочитайте данные высказывания. Отметьте, какие из них являются верными, а какие - неверными. Прокомментируйте свой ответ.


  1. Сложным называется такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.

  2. В сложносочинённом предложении части связаны только при помощи союзов.

  3. Сочинительные союзы связывают однородные члены и независимые друг от друга части сложного предложения.

  4. Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

  5. В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.

Анализирующее наблюдение. Работа в парах.

Задание 2. Пятиклассники выписывали примеры по теме «Сложное предложение». Вот что получилось у одного из них. Как вы думаете, справился ли ученик с заданием? (Нет ли здесь ошибок?) Объясните свою точку зрения.


  1. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен лачужки, и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны.

  2. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

  3. Мгновение, и всё опять тонуло во мраке.

  4. В окна с улицы лился глухой шум, и в окна с улицы летела пыль.

  5. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Запишите предложения 2, 5. Попробуйте определить, в чём их особенность. Почему в этих предложениях нет запятой перед союзом? Сформулируйте вопрос, на который нам надо найти ответ в течение урока.

(Когда в ССП перед союзом и запятая не ставится?)

Выпишите предложение 4. Сравните его с предложениями 2,5. Сделайте выводы об отсутствии запятой перед союзом и в ССП.


Работа с теоретическим материалом

Задание 3. Прочитайте текст. Отметьте на полях знаком «+» то, что вам известно по теме, знаком «-» то, что является для вас новым.

Сложносочинёнными называются такие сложные предложения, части которых соединены между собой интонацией и сочинительными союзами: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин)

Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух частей: 1) Сердито бился дождь в окно; 2)ветер дул, печально воя.

Во-вторых, части, входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

В-третьих, хотя части, входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение. В приведённом примере изображена картина бури: одновременно и дождь хлещет, и ветер завывает…

Связь частей в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз и); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и

понижается в конце всего предложения: Сердито бился дождь в окно, и

ветер дул, печально воя. Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

Сочинительный союз не входит ни в одну из частей предложения.

Используются и дополнительные средства связи: 1) наличие общего второстепенного члена для частей предложения: Вечером похолодало и пошёл снег; 2) употребление слов, требующих пояснения: Наш спутник заболел, и это всех волновало (что это?).

Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Перед союзами и, да(= и), или, либо запятая не ставится, если в предложении есть общий второстепенный член, который относится к обеим частям этого предложения: Рано утром пришла машина и мы сразу отправились на вокзал. (Обстоятельство рано утром относится к обеим частям сложного предложения.)

Есть ли в тексте ответ на вопрос нашего урока? Правильный ли вывод мы сделали о причинах отсутствия запятой перед союзом и в ССП? Объясните, почему не было ошибок в сложных предложениях задания 2. Вернёмся к заданию 1. Можно ли считать верным высказывание 5?

На основании данного текста сформулируйте определение понятия общий второстепенный член предложения.

Тренировочные упражнения

Задание 4. Отметьте предложения, в которых есть общий второстепенный член. Какой это член предложения? Сделайте вывод.

В каких предложениях надо поставить знаки препинания? Почему?

  1. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку.

  2. Лишь изредка в близкой роще с внезапной звучностью плеснёт бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной.

  3. Вавила бросил что-то в костёр притоптал и тотчас же стало темно.

  4. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь.

  5. Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

Задание 5. Составьте ССП по данному началу: На небе… В саду… После дождя… Только иногда… По утрам…

Задание 6. Есть мнение, что союз и является самым "ошибкоопасным" союзом в русском языке. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.



  1. Что нужно знать и уметь, чтобы не допустить ошибки в предложении с союзом и? Составьте алгоритм рассуждения "Запятая перед союзом и в предложении"



  1. Прочитайте предложения. Заполните данными предложениями таблицу. Самостоятельно озаглавьте пустые столбцы таблицы. Дополните каждую графу таблицы своими примерами.

Запятая перед союзом И в простом и сложном предложении

Союз И в простом предложении


?

?


?

?

?




  1. Присев передохнуть Вася перекусил первый попавшийся стебелёк и пожевал его.

  2. Терпкая горечь обожгла язык и Вася торопливо выплюнул зелень…

  3. Июнь был в самом начале и от липового цвета кружилась голова…

  4. Родник выбивался из поросшей нежной зеленью расщелины и с тихим журчаньем почти сразу же исчезал под землёю.

  5. После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко.

  6. По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

  7. Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.

  8. Кругом было и светло и зелено.

  9. Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.

Задание 7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении


  1. На скамейку кто-нибудь присаживался() и начинался неторопливый разговор.

  2. Недавно шёл первый снег () и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.

  3. Мы взяли по корзине () и пошли собирать грибы.

  4. Слушайте тишину () и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

  5. С поля медленно поднимался туман () и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

  6. Урожай был прекрасный () и стояли жаркие росистые дни с короткими ночами.

А) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.


© 2010-2022