Материал к уроку Тема любви в поэзии А. С. Пушкина (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по литературе

в 9 классе.

Тема урока:

Материал к уроку Тема любви в поэзии А.С.Пушкина (9 класс)

Учитель русского языка и

литературы

Ленская В.Н.

МКОУ «Рыканская СОШ»

Для проведения урока использовано:

* Презентация «Мимолётное виденье» и «гений чистой красоты».

* Запись романса «Я помню чудное мгновенье» (м. Глинки,

сл. А.С.Пушкина).

* Портреты А.С.Пушкина, Н.Гончаровой.

* Бланки для составления письменных ответов.


Материал к уроку Тема любви в поэзии А.С.Пушкина (9 класс)

  1. Слово учителя:

Белинский писал: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей.»

Имя Пушкина, его личность составляют основу того мира прекрасного, который представляет в нашем сознании великая классическая художественная литература. Пушкин и обогащает наше сознание картинами жизни, и учит пониманию жизни и вере в неё.

Пожалуй, нет такой темы, которой не коснулся бы Пушкин. Ярко, образно, выразительно и искренне представлена в его творчестве тема любви.

Для Пушкина любовь - одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевают всем существом человека. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сёстры.

2. Некрасивый. Фантастически обаятельный. Невезучий. Творящий историю. Горячо любимый. Ненавидимый. Великий. Неприкаянный…

В конце 1828 года на балу в Москве Александр Сергеевич увидел юную девушку. Ей только минуло 16. в белом воздушном платье с золотым обручем на голове. Её звали Натали. Пушкин влюбился. Он делает предложение, но получает отказ от матери. Пушкин отправляется на Кавказ к брату Льву и пишет стихотворение

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

(Читает ученик.)

3. Работа с учебником:

а) Вопрос № 1. Почему поэт выразил свои чувства с помощью оксюморона?

/Почему «грустно»? Воспоминания о любимой придают

печаль. Он вдалеке от любимой.

Почему «светло»? Потому что любовь - это счастье.

Мысли о любимой согревают его душу и сердце./

б) Вопрос № 2. В чём вы видите общий нравственный смысл стихотворения?

/Пушкин убрал все автобиографические сигналы.

Стихотворение посвящено всем любящим сердцам./

4. Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков, быть добрым. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит.

Любовь бывает разной: счастливой или несчастной, взаимной или безответной… но какая бы она ни была, любовь всегда возвышает человека, делает лучше.

«Я вас любил…» (Читает ученик.)

5. Работа с учебником.

а) Вопрос № 4.

/Форма: рифма - перекрёстная (абаб), повторы, объём.

Содержание: сердце продолжает любить.

6. По свидетельству современников поэта стихотворение «Мадонна» посвящено Наталье Николаевне Гончаровой. Но вместе с тем оно имеет и более широкое значение.

(Чтение стихотворения.)

7. Работа с учебником.

а) Вопрос № 2

/Повтор - стилистическая фигура используется с целью привлечения

внимания./

б) Сонет - стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший.

8. Любовь его, как солнечный восход, воображенье согревает наше.

И тот, кто сомневается в Наташе, не сторону ль Дантеса он берёт?

Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру….

Кто ж смеет посягать на эту веру?..

9. Каждое стихотворение Пушкина содержит огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного. Вот почему и его любовные стихотворения стали школой истинной гуманности.

Презентация «Мимолётное виденье» и «гений чистой красоты». А.С.Пушкин и А.Керн.

Материал к уроку Тема любви в поэзии А.С.Пушкина (9 класс)Материал к уроку Тема любви в поэзии А.С.Пушкина (9 класс)Материал к уроку Тема любви в поэзии А.С.Пушкина (9 класс)

10. Прослушивание записи романса Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

11. Ответить на вопросы. (Учащиеся на бланках с вопросами дают ответы.)

Вопросы: 1. Кому посвящено стихотворение?

  1. На сколько частей его можно разделить? Составьте цитатный план.

  2. В этом стихотворении Пушкин воспевает чистую красоту. Найдите эпитеты.

  3. Продолжите фразу:

Любовь для Пушкина - ______________________________________________

12. Д/З.

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»

1. Кому посвящено стихотворение?_______________________

  1. На сколько частей его можно разделить? Составьте цитатный план.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В этом стихотворении Пушкин воспевает чистую красоту. Найдите эпитеты.

4. Продолжите фразу:

Любовь для Пушкина - ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022