Статья Лекция учителя и активность учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исакова Шолпан Сабыровна,

учитель русского языка и литературы,высшая категория

ГУ «Аманкарагайская СШ №2 отдела

образования акимата Аулиекольского района,Костанайской области»

87754992755


Лекция учителя и активность учащихся

Среди разнообразных методов обучения старшеклассников гуманитарным предметам одним из ведущих является лекция.

Лекционный метод долгое время относили к пассивным. Проблема активизации учеников при этом методе стала серьезно разрабатываться давно. В целях активизации были предложены различные формы записи лекции, ответы на вопросы по ходу ее, включение сообщений школьников, формулирование ими выводов и обобщений, работа с картой, учебником, документом, составление схем, таблиц и т. п. Появились лекции с элементами бесды, лекции с сообщениями учащихся.

Надо выделить условия развития активности при лекционным методе изложения знаний. Таких условий два: проблемность изложения материала и управление активностью учащихся.

Соблюдая эти условия, учитель, готовя урок, должен предусмотреть как познакомить учеников с фактическим материалом, помогающим уяснить проблему, поставленную на уроке, и помочь найти способы ее решения; определив, какая деятельность учащихся целесообразна на уроке, выбрать формы, приемы работы, способные вызвать эту деятельность.

Словесники располагают сегодня многими приемами активизации, но пользуются ими неравномерно. Часто используется, например, лекция с элементами беседы. Беседа либо предшествует изложению учителя и выявляет, какие знания есть у школьников для решения основной проблемы урока, либо сопровождает изложение, подводя итог каждой относительно законченной части рассуждения, либо является завершающей, обобщающей.

Реже используется лекция с проблемными вопросами, заданиями и лекция с проблемным эпиграфом. Еще реже-лекция с элементами творчества учащихся. Активизируются старшеклассники при лекционном методе изложения учителя пока недостаточно.

Какими соображениями руководствуется учитель при выборе приемов активизации? Обычно объясняют выбор интуицией, опытом или ссылкой на документы, методические разработки, на сайты. Существует ли в школьной практике система приемов, подсказывающая учителю детерминированность использования того или иного из них во время лекции? Беседы со словесниками, наблюдения за их деятельностью, за выбором приемов работы, личный опыт показывают, что такой системы нет. Необходимость ее ощущается: она может стать одним из условий успешного развития активности учащихся при лекционном методе обучения.

Создание системы возможно путем теоретического осмысления и обобщения опыта передовых учителей. Попытаемся сделать это, рассмотрев характер воздействия отдельных приемов лекционного изложения на развитие активности учащихся и сравнительную эффективность этих приемов.

Активность школьников определяется многими факторами, например наличием знаний, умений, интереса. Сообщение знаний и пробуждение интереса в ходе лекционного изложения-дело учителя. Он же должен руководить развитием умений, необходимых для самостоятельной деятельности (психологи и дидакты рассматривают умение как готовность, способность к действию).

Активность определяется не только наличием умений, но и степенью владения ими. Например, учащиеся могут владеть умениями в такой степени, что обходятся даже без минимальной помощи учителя при выполнении соответствующего действия. Мы говорим в этом случае: «самостоятельно владеют». Если ученики ожидают помощи учителя в виде подсказки, мы называем это «с подсказкой учителя». Если требуют максимальной помощи -« с помощью учителя».

С этих позиций (наличие умений и степень владения ими) рассмотрим прежде всего характер воздействия на активность учащихся лекции с проблемным эпиграфом и лекции без эпиграфа.

При лекции с проблемным эпиграфом учитель, называя тему и цель урока, основную проблему формирует в виде эпиграфа к теме. Этим он как бы ставит цель исследования и приглашает учащихся к совместному поиску. Решает проблему сам учитель, ученики наблюдают за ходом его рассуждения, помня об эпиграфе. Приведем пример.

Уроки в девятых классах. Общая характеристика творчество Тургенева. В IX А классе лекции сопутствует эпиграф: «Он служил русскому народу)». В IX Б классе читается лекция без эпиграфа.

Классы по успеваемости равные, ведет их один и тот же учитель, материал излагается одинаково. Во время лекции учащиеся того и другого класса внешне пассивны. Для контроля за результатами их мыслительной активности учитель в начале следующего урока (уроки сдвоенные ) предлагает вопрос, вытекающий из сути эпиграфа: «В чем значение творчества Тургенева для нашего времени?».

Девятиклассники выполняют задание (ответ на вопрос) письменно в три этапа, соответстующие трем степеням активности: вначале работают совершенно самостоятельно; после просмотра работ и отбора готовых к сдаче учитель подсказывающими вопросами будит мысль тех кто самостоятельно с заданием не совсем справился; затем помогает тем, кому необходима максимальная помощь.

Лекция с проблемным эпиграфом кладет начало формированию активности старшеклассников при лекционном изложении учителя, потому мы называем ее первой в общей цепи создаваемой нами системы активизирующих приемов в лекционном методе.

Возможности проблемных заданий в этом отношении значительно шире. Можно давать проблемные задания на сравнение, можно требовать доказательств или опровержений, например: «Умирая, Базаров («Отцы и дети») говорит: «-Я нужен России... Нет, видно не нужен». Прав ли герой Тургенева? Какова точка зрения автора и ваша собственная? Обоснуйте ее»

© 2010-2022