Разработка урока литературы в 8 классе Поэт и толпа в стихах В. Маяковского. Хорошее отношение к лошадям

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока: В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Цели:

Актуализация знаний учащихся, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.

Формирование навыка работы составления рассказа о поэте по материалам статьи учебника, «слова» о поэте,

Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в ощущении новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности; характерных черт лирики В.В.Маяковского.

Формирование навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет В.В.Маяковского, фонограмма стихотворения, презентация учителя.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  2. Объявление темы урока. Целеполагание. Формулировка целей с помощью опорных глаголов. (Слайд)

  3. Работа над темой.

-Обращение к домашнему заданию. Рассказ о В.В.Маяковском

-Слово учителя. Поэт Н. Асеев так сказал о Маяковском.

И вот он выходит:

Большой, длиннолапый,

обрызганый

Ледниковым дождем,

Под широкополой,

Обвиснувшей шляпой,

Под вылощенным нищетой плащом.

Вокруг никого.

Лишь тюрьма за плечами.

Фонарь к фонарю,

За душой - ни гроша…

Лишь пахнет Москва

Горячо калачами,

Да падает лошадь,

Боками дыша.

Н. Асеев

С воодушевлением встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии, призывал к борьбе с врагами революции. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) , проникнутом неподдельным состраданием к чужой боли, он выступал за формирование нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, беззащитному. Революция в конечном счёте означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.

-Анализ стихотворения, заполнение таблицы в ходе урока.

Работа в тетрадях. Сегодня в процессе совместного анализа мы заполним таблицу в тетради

Характерные черты лирики Маяковского

Примеры

Яркая метафоричность

«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»

Точная живописность деталей

«..глаза лошадиные…»

«…за каплей каплица по морде катится…»

Использование олицетворений

«И какая-то общая //звериная тоска// плеща вылилась из меня// и расплылась в шелесте»

Разнообразие звукового и ритмического рисунка

Гриб.//Грабь//.Гроб.//Грубь..

Лошадь на круп//

Грохнулась

Оригинальность рифм

«Опита» - «обута», «копыта»-«будто», «за зевакой зевака»- «зазвенел и зазвякал», «лишь один я»- «лошадиные», «в вой ему»- «по-своему»,

«каплища»- «тоска плеща», «в шерсти»- «в шелесте», «няньке»- «на ноги», «рыжий ребёнок»- «жеребёнок», «стойло» - «стоило».

Выразительное чтение стихотворения в исп. В. Смехова.

-выявление первоначальных впечатлений.

-Какое событие находится в центре сюжетно-композиционной организации произведения?

Малозначительный факт: зеваки, «штаны пришедшие Кузнецким клёшить», смеются над упавшей лошадью. Её ощущает лирический герой. Он видит глаза лошади, её слёзы. Он понимает, что все живые существа - и люди и животные - звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно («все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь») И лошадь вдруг поднимается на ноги. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу лирического героя: »И стоило жить, и работать стоило».

-Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. Каков характер картины, изображённой поэтом?

«Грохнулась» - «сгрудились» - «подошёл» - «рванулась» - «пошла» - «пришла» -«встала (в стойло)» Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины.

- В каком стихотворении, изученном в 6 классе, звучит сочувственное и уважительное отношение к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных»

(С.Есенин. «Песнь о собаке».)

-В чём различие?

С.Есенин несколько отстранённо описывает горе собаки. У Маяковского на первом плане переживания лирического героя.

-История лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её.

Выр. Чт. От начала до слов «…в шерсти».

-Что передаёт ритмический рисунок первых строк стихотворения?

(Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой.)

-Какие приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этом звукоподражательном ряду?

-Кузнецкий - Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. Улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до 1918года. Назовите художественно-изобразительные средства, содействующие воссозданию образа улицы. Объясните их назначение.

«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»; зеваки, пришедшие «клешить».

Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клёшить» передаёт особенности места действия, реалии времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клёш).

-Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб) выделено графически, записью столбиком, однако ритмическая чёткость первой строфы, передающая бег лошади, резко обрывается. Далее следует перенос: «Лошадь на круп грохнулась…» Почему ритм стиха резко меняется? (Акцентирует внимание на центральном эпизоде.)

-Словарная работа.

Круп- задняя часть тела животного.

Зевака - тот, кто слоняется без дела.

-Какие чувства испытывает лирический герой к толпе зевак?

Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе зевак, сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя.

-В каких словах выражено сочувствие лирического героя к лошади?

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась на меня

и расплылась в шелесте. (олицетворение)

-Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком, читая строки: «Улица опрокинулась, течёт по-своему»?

(Так видит окружающее упавшая лошадь. Её взгляд осмыслен. Лирический герой начинает понимать лошадь, видеть мир глазами лошади.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения Маяковского «Дешевая распродажа»

-Находит ли герой одно только слово. Ласковое, человечье в окружающем его мире?

Выр.чт. от слов «И какая-то общая звериная тоска» до слов «…по-своему лошадь».

-Какие слова подчёркивают то, что в новых революционных условиях лирический герой не так одинок, как прежде?

«Все мы немножко лошади».

-К кому относится это замечание?

(Это все мы, кто не мыслит жизнь без поиска смысла жизни, без работы, без участия в судьбе других людей.)

3. Подведение итогов урока.

-Выр. Чт. От слов «Может быть, старая…» до конца.

-Какое значение приобретает образ жеребёнка, «рыжего ребёнка» в финальных строчках стихотворения? (9)

Этот образ передаёт ощущение новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности после всех неудач и страданий.

-Прослушивание в записи стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

4. Домашнее задание.

Наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника.

5. Комментирование оценок.



© 2010-2022