Открытый урок Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Аркалыкская коррекционная школа»











Открытый урок

Имя числительное













Класс: 9 «А»

Провела: Онжанова Л.М.















2015-2016 учебный год

Тема: Имя числительное
Цели:
познакомить с именем числительным как частью речи.
Задачи:

образовательные:
• познакомить с новой частью речи- именем числительным;
• ввести понятие «количественные» и «порядковые» числительные;
• формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные;
• активизировать словарь;
развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, творческие способности детей (умение вести диалог).
воспитательные:
• воспитывать пунктуальность, умение беречь время, употреблять в речи вежливые слова;
• воспитывать интерес к изучению русского языка.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Ход урока:


I. Мотивация.
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
- Сегодня у нас праздник - открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости-симпатичные и добрые учителя нашей школы. Они на нашем уроке могут немного отдохнуть от повседневных проблем, а нам предстоит познакомиться с новой частью речи.
- Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем друг другу самое - самое лучшее.
2. Психологический тренинг «Лучик счастья».
- Я желаю вам хорошего настроения! И с хорошим настроением начнем урок.
II. Опрос домашнего задания.

- Сколько в русском алфавите букв? (33)

- Сколько гласных букв? (10)

- Сколько согласных букв? (21)

- Обозначают ли ь и ъ звуки? ( не обозначают)

III. Реализация.
- На доске записана дата с использованием имени числительного. Ребята, что вы заметили в записи сегодняшней даты?
Верно, дата записана числом, а не словами. Цель урока: познакомить вас с именем числительным, как частью речи.
Все мы с вами употребляем числительные как в устной, так и в письменной речи. На вопросы: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Вы ответите, употребив имена числительные. На уроках русского языка, начиная работу в классе, мы записываем число. Например, сегодня двадцать пятое ноября, а слово «25» -числительное.
Название этой части речи в латинском языке звучит как «numerous» - число, в казахском же языке «сан есім». Так вот,

Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.
Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько? (Один, два, пять, десять, двадцать пять).
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?(первый, второй, пятый, десятый, двадцать пятый).

Сан есім- заттың санын, саналу ретін, мөлшерін білдіретін сөз табының бірі. Сұрақтары: Қанша? Неше? Нешеу? Нешінші? (Бір, екі, бесінші, алтыншы).

IV. Закрепление.

Задания для I - II уровней.
1.Работа по учебнику.
Задание: от количественных числительных 6,3,4,2,1,10,7

Образовать порядковые числительные
2. Работа с литературными текстами.
Не только на письме, но и в устной речи также используются числительные. Многие писатели и поэты в своих произведениях также используют числительные.
Задание: указать числительные, определить разряд
1)«…И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых:
Было ж всех двенадцать их…»
2) «…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…»
3)Из сказки-загадки:
«Много ли получаешь с этой полянки пользы?» - спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей с двадцать будет.
- Куда же ты эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу,
Двадцать взаймы даю, да двадцать за окно кидаю».

3. Работа у доски.

Столетний старичок удвоил силы и поднялся на шестой этаж.

Задание: найти грамматическую основу, числительное, разряд.

4. Разминка.
- Сколько пальцев на руке? (5)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Сколько пальцев на двух ногах? (10)
- Сколько солнышек на небе? (одно)
-Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько времени года? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько сторон у треугольника? (3)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)


5. Пословицы и поговорки.

Не только в литературных текстах, но и также в народных изречениях, пословицах - поговорках встречаются числительные.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные.
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
6. Ребус.
7Я 40А С3Ж О5 Е2

Задания для III - IV уровней.

1.Собери по числам слово.

2.Впиши в клетки нужные числа.

3. Составь из карточек слово.

4.Посчитай количество предметов в каждой клеточке и обведи нужную цифру.
V.Рефлексия.
1. Мини-тест
1). Числительное-это часть речи, которая обозначает порядок предметов при счете/+/
2). Первый, седьмое, пять, шестой - это все порядковые числительные/-/
3). Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?/+/
4). Один, два, три, четвертый, шесть-лишнее слово «шесть» /-/
2. Итоги
Что такое имя числительное?
На какие разряды делятся числительные?
На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
Что такое порядковые числительные?

Употребление имени числительного в нашей повседневной жизни велико. Будь
-это поход в магазин за покупками,
-это время встречи с кем-нибудь,
-это номер вашего сотового телефона и т. д.

3. Оценки
4. Домашнее задание

Наш урок подошел к концу. У вас сегодня будет необычное домашнее задание. Надо к следующему уроку записать как можно больше литературных произведений с числительными в названии (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и т.п.)



© 2010-2022