- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа, электив, 9 класс
Рабочая программа, электив, 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вазиева Ф.Р. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верхнеяхшеевская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю
Директор МБОУ «Верхнеяхшеевская ООШ»
__________________Р. Р. Шайхуллин
Приказ № _____
от «___» ___________ 2012 г.
Согласовано
Зам директора по УВР
"_____"___________2012 г.
_____________ Р. Р. Сибатова
Рассмотрено на МО учителей _________________
Протокол № ____
от «___» _______2012 г.
Руководитель МО _____З. А. Зигангирова
ПРОГРАММА
элективного курса
«Абсолютная грамотность»
(Учебный элективный курс
для учащихся 9-х классов,35часов)
Срок реализации программы 2012-2013 учебный год_______
Программу составила учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Верхнеяхшеевская ООШ»
Бадертдинова Лилия Габдрахмановна.
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
-
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
-
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
-
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель:расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
- тест
Тематический план курса (35 часов)
№ п/п
Название тем курса
Количество часов
всего
Кол-во часов по теме
Форма занятий
1.
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.
2
2
Лекция с составлением таблиц-памяток
2.
Орфограммы в корнях
4
Семинары-практикумы. Тестирование по темам
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные
Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне
3.
Правописание приставок
2
Лекция. Практическое применение правил
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения
4
Орфограммы в суффиксах
6
Лекции с составлением алгоритмов по темам
О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
2
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
2
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
2
5
Орфограммы в окончаниях
4
Семинары - практикумы
О, Ё после шипящих в окончаниях слов
2
Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов
2
6
Правописание сложных слов
4
Лекция учителя. Тренировочные задания
Соединительная гласная в сложных словах
2
Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных
2
7
Правописание предлогов
2
Семинары-практикумы
Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов
2
8
Правописание союзов
2
Компьютерное тестирование
Слитное и раздельное написание союзов
2
9
Правописание частиц
2
Семинары -практикумы
Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи
2
10
Правописание числительных
3
Семинары -практикумы
Мягкий знак на конце и в середине числительных
3
11
Принципы и правила переносов
2
2
Тренировочные задания
12
Итоговая работа
2
Тест
2
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
-
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично «
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова.
-
Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература".
-
Львова С. И. Этимология на службе орфографии
-
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М.,
-
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.,
-
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение",
-
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"
-
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, .
Литература для учителя
-
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение",
-
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М.,
-
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение",
-
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.,
-
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина",
-
Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение",
-
Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьн №1, с.41-49; . №2, с.21-27; . №2, с.17-26;. №3, с. 25-36.
-
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников.. №1, с. 50-54.
-
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
-
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. . №2, с. 27-32; №3, с. 37-40.
-
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. №3, с. 21-25.
-
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников.. №4, с. 27-31.