- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение опыта по применению образовательных технологий
Обобщение опыта по применению образовательных технологий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плюгина Е.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы
посредством использования современных образовательных технологий
Е. А. Плюгина, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии №7 г. Лыткарино
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее
Е. А. Евтушенко
Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. На уроках русского языка и литературы я стремлюсь использовать именно те современные образовательные технологии (личностно-ориентированная, проблемная и проектная), которые позволяют наиболее полно раскрыться каждому ребёнку.
Для меня одной из приоритетных технологий является личностно-ориентированное обучение. Работая в рамках этой технологии, я ставлю перед собой цель: развивать и совершенствовать личность каждого ребёнка. На уроке я стараюсь реализовывать следующие задачи: развивать индивидуальные способности учащегося, создавать ситуацию успеха для каждого ученика и повышать активность его деятельности.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения происходит на всех уроках русского языка и литературы.
Готовясь к уроку, я учитываю психологические особенности ребёнка (одному легче воспринимать на слух, другому - зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику), поэтому часто использую таблицы, аудиофайлы, компьютерные презентации, сигнальные карточки.
Безусловно, необходимо ориентироваться и на уровень обученности и обучаемости каждого учащегося в классе, так как это влияет на виды объяснения и закрепления учебного материала:
Обращаясь к субъектному опыту ребенка, обязательно учитываю особенности мотивации учебной деятельности и предоставляю ученику возможность выбора способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, ответы на вопросы). Все это позволяет мне создать ситуацию успеха для каждого ученика. Ведь важно оценить не только результат, но и путь его достижения.
Для меня важно создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в классе, когда успех команды зависит от слаженной работы, поэтому я использую разные формы уроков: урок-КВН, творческую мастерскую, лингвистическую игру.
На своих уроках предлагаю ученикам такие задания, выполнение которых требует ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения литературных критиков, ученых-лингвистов, что способствует развитию критического мышления школьников.
Я всегда признаю за учащимися право на личную оценку литературного произведения при условии ее серьезной аргументации. Предлагаю ответить на вопросы: «Правильно ли поступил Герасим?» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»), «Как я отношусь к Эрасту» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). Важно предоставить ученикам возможность почувствовать свою причастность ко всему происходящему, что повысит их интерес к предмету. Учу ребят отстаивать свою позицию по различным проблемам на таких уроках, как урок-суд, урок-диспут, лингвистический брейн-ринг.
Часто применяю методику сотворчества с учениками, что помогает ребенку почувствовать уверенность в себе и быть в дальнейшем инициативным и успешным.
Прививаю учащимся умение рецензировать ответ товарища, учу обращать внимание не только на суть рецензии, но и на корректную форму ее подачи. Умение емко, аргументированно и тактично выразить свое мнение позволит ученику успешно адаптироваться в обществе.
Результат использования технологии личностно-ориентированного обучения:
-
доброжелательная, комфортная атмосфера в классе;
-
ученики приобретают навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы;
-
дети не стесняются выражать своё мнение, отстаивать его в диалоге;
-
у большинства учащихся возрастает интерес к предмет
-
повышаются успеваемость и мотивация к учению.
Наша жизнь - это большая книга, сюжет которой полон различных проблем, не имеющих однозначных решений. Каждый из нас должен суметь выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Этому я и учу детей, применяя технологию проблемного обучения. Ведь решение проблемных задач в современных жизненных условиях становится жизненно необходимым умением.
Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Я считаю, что эта технология выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, ведь цель данной технологии - формирование личностного развития обучающихся и повышение качества обученности. Применяя на уроках эту технологию, я решаю следующие задачи: создание проблемной ситуации с целью активизации мыслительно-познавательной деятельности учащихся; применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления; интенсивное умственное развитие; поддержание познавательного интереса в течение всего урока.
Организация работы по технологии проблемного обучения на уроке происходит в три этапа: постановка проблемы - актуализация знаний - «открытие» учащимися нового знания.
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска. (Например, уроки версионного характера (по классификации Г.В. Артемьева): «Как сложилась дальнейшая судьба Дубровского?», «Безымянный автор «Слова о полку Игореве». Кто он?»).
В старших классах провожу уроки в форме проблемных лекций: в название урока выношу проблемный вопрос, над которым ученикам предстоит думать в ходе лекции учителя. Например, «Почему в России в начале 19 века стало возможным распространение романтизма?», «Почему Радищев - «бунтовщик хуже Пугачева»? »
Решая задачу активизации познавательной деятельности, я пришла к выводу, что активно ученик работает тогда, когда ведет самостоятельный поиск. Так, анализируя рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», учащиеся задумываются над вопросом: «Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?». Споры вызывает вопрос: «Можем ли мы оправдать поступок Андрия?» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»). Преимущество технологии проблемного обучения заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к важному умению - ориентироваться в любой ситуации и находить пути решения любой проблемы. И тогда, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Таким образом, позитивными результатами работы по технологии проблемного обучения можно считать:
-
одновременное усвоение материала и развитие мыслительной деятельности;
-
наличие положительного мотива к деятельности (я хочу разобраться, хочу попробовать свои силы);
-
положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (испытываю радость, удовольствие от деятельности);
-
переживание учеником субъективного открытия (я САМ получил этот результат);
-
выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности при ее изучении, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, - это уроки, доставляющие радость открытия детям и формирующие личность, готовую к решению проблем на страницах книги жизни.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот тезис современного понимания проектной технологии.
В основе данной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить.
Цель проектного обучения - решение какой-либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая интеллектуальные и практические умения, а также реализация творческого потенциала для получения конкретного результата.
Как учитель - организатор проектной деятельности я ставлю задачи, обусловленные общими принципами развивающего и личностно-ориентированного образования:
-
обеспечивать условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности;
-
создавать условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения;
-
выбирать проблемные ситуации, способствующие разработке интересных проектов;
-
сотрудничать с коллегами с целью разработки метапредметных проектов.
В процессе реализации проектной технологии учащиеся
-
самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
-
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-
работая в различных группах, приобретают коммуникативные умения;
-
применяют исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
При разработке уроков я учитываю этапы применения проектной технологии:
1. Постановка проблемы.
2. Обязательное планирование действий.
3. Поиск информации, выполнение проекта.
4. Презентация результатов - представление готового продукта.
Мы вместе с ребятами разрабатываем и выполняем различные проекты: творческие («Строки, опаленные войной..», «Реклама романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», создание видеоклипа по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума», выпуск стенгазет к юбилейным датам поэтов и писателей); социальные (создание социальных плакатов: «В человеке все должно быть прекрасно», «Сделаем наш город чище»), исследовательские («Этимология слов-исключений из правил русской орфографии», «Происхождение русских фамилий»), информационные («Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии», таблица «Имя прилагательное как часть речи») и практико-ориентированные («Словарь важных слов», памятка «Я пишу изложение», алгоритм «Н-НН в суффиксах различных частей речи»).
На уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе я реализую проектную технологию в полной мере, так как считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и исследовательской работы учащихся.
Результаты использования проектной технологии:
1. Повышение уверенности учащихся в своих знаниях, развитие способности к обучению;
2. Повышение ответственности учащихся за свое образование;
3. Возможность развития разносторонних навыков.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что ко взрослой жизни он окажется более приспособленным: сможет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, сотрудничать с различными людьми, то есть успешно социализироваться в обществе.
Литература.
-
И.С. Якиманская «Личностно ориентированное обучение в современной школе». М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
-
Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
-
Л. С. Выготский «Мышление и речь». Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , 1999. - 352 с.
-
А. В. Хуторской «Развитие одарённости школьников». Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.