Конспект урока: Художественный анализ рассказа Михаила Шолохова Родинка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока учителя русского языка и литературы Дробышевой Ольги Николаевны (Москва ГБОУ «Школа №842»)

Тема: «Художественный анализ текста по рассказу Михаила Шолохова «Родинка».

Форма урока: составление сценария по рассказу.

Цель урока: в ходе подбора материала для сценария сделать более детальный анализ рассказа для осмысления авторского замысла, авторской позиции произведения, для выработки собственного отношения к рассматриваемой проблеме.

Ход урока.

Слово учителя. Мы прочитали рассказ М.Шолохова «Родинка», который входит в книгу «Донских рассказов». У нас произошло знакомство с рассказами «Продкомиссар», «Шибалково семя», которые, безусловно, перекликаются с данным рассказом свое темой, поднятыми проблемами и, конечно, эмоциями, которые они вызывают у читателей. Согласны ли вы с моим утверждением?

Ответы учащихся.

Слово учителя. Наверное, автору и хотелось вызвать в нас подобные чувства, ведь он, совсем еще молодой писатель, был искренен и открыт в своем разговоре о Гражданской войне, участником которой являлся. «Не может быть художник холодным, когда он творит! С рыбьей кровью и лежачим от ожирения сердцем настоящего произведения не создашь и никогда не найдешь путей к сердцу читателя».

Сегодня, работая над рассказом «Родинка», мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Шолохов, тенденциозно подходя к изображению противоборствующих сторон, все же оставил нам информацию к размышлению о его авторской позиции. У меня, как у ведущего вас за собой, к вам главный вопрос, ответ на который и будет главной целью нашего разговора: какова Гражданская война в изображении М.Шолохова?

Попробуем отойти от традиционного анализа по плану и проведем сегодня работу по подбору материала для составления сценария, по которому возможно снять фильм.

Цель работы: сделать более детальный анализ рассказа для осмысления авторской позиции.

Рассмотрим таблицу, работа с которой будет нам необходима для подбора материала.

Какой графы, с вашей точки зрения не хватает?

Ответы учащихся. Системы образов.

Учитель. Можем определиться с системой образов, причем выделить закономерность этой системы в ряде рассказов

Ответы учащихся. Родные люди, а прием, который использует Шолохов,- антитеза.

Учитель. Итак, начнем нашу работу по подбору материала. Сначала заполним 1 часть таблицы, определимся с эпизодами, т.е. установим последовательность событий.

Ответы учащихся. Эпизод 1. Мир Николки Кошевого. Действительность.

Эпизод 2. Мир Николки Кошевого. Воспоминания, мечты.

Эпизод 3.Мир атамана. Реальность.

Эпизод 4. Мир атамина.Воспоминания.

Эпизод 5. Бандиты у Лукича.

Эпизод 6. Лукич у красных.

Эпизод 7. Встреча отца и сына.

Учитель. В ходе установления эпизодов разбираемся, почему главы не равнозначны по объему (например, есть описание дома (съемного) у Кошевого, а у атамана нет описания дома).

Далее работаем по эпизодам, заполняем таблицу.

Эпизод 1. Мир Николки Кошевого. Прежде чем определиться с планами, мы должны убедиться, что поняли, о чем идет речь в данном фрагменте, затем заполняем таблицу.

Идет составление таблицы в тетради.

Материал к сценарию по рассказу М.Шолохова «Родинка»

Эпизоды (кадры)

Планы

Что происходит

Свет, цвет

Озвучивание

1.Мир Кошевого. Действительность.

(2 кадра)

Общий

Средний

Крупный

Хата на юру над Доном, комната , крыльцо, трава у дома, вода ползет в щели

Находится в хате, выходит на крыльцо, ложится на траву, читает документ.

Предметы интерьера, анкета, глаза в морщинках лучистых, спина, вода, земля, трава.

Черно-белый

«Мальчишка ведь, куга зеленая, а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды…»

2. Мир Кошевого. Воспоминания, мечты.

(2 кадра)

Общий

Средний

Крупный

Дон, пространство около дома

Отец сажает на коня, Николка купается в Дону, разговор с военкомом.

родинка

Цвет: зеленый, черный, белый

Мысли Николки:

«опостылело все», «учиться»

3.Мир атамана. Реальность

(2 кадра)

Общий

Средний

Крупный

Целина, бездорожье, народ в банде

Банда уходит от красных, пьет

Волк, хлебный колос, самогон, «степь глазами излапывает»

Красный- белый- темный

Казачья песня

4.Мир атамана. Воспоминания.

(6 кадров)

Общий

Средний

Крупный

Родной курень, плен германский, Врангель, Константинополь, Турецкая фелюга, камыши кубанские

Пьет

самогон

.

Те же

Казачья песня

5.Бандиты у Лукича.

Общий

Средний

Крупный

Мельница, снег на всем

Лукич шаркает по мельнице, прилег отдохнуть

Портрет: рот Лукича, бандиты: ухватил старика за шиворот, волосатые руки

Молочный, серебро, золотистые зерно

« мы - красные, дедок…»

« мы, дед, коммунистов ликвидируем…»

« помилуй. Жалкенький мой…»

« божись, что ты не за красных»

6. Лукич у красных.

( 2 кадра)

Общий

Средний

Крупный

Стежка лесная, на площади у хаты

Лукич «затрусил» к хутору, вошел в хату

Лошадиные губы, шапку снял, перекрестился в передний угол, Николка усталый, улыбка.

Те же

Лукич: «родимый», «супостатники», «любезный мой»

Короткие вопросы Николки.

7. Встреча отца и сына.

Общий

Средний

Крупный

Поле

Николка поскакал к эскадрону, встреча с атаманом в поле

Родинка, волк. коршун

Белый- красный

Шумовые эффекты, казачья песня.

Учитель. Итак, мы закончили составлять таблицу, в которой нами собран материал для сценария по рассказу «Родинка». Подведем итог. Главный вопрос, который мы ставили перед собой: какова Гражданская война в изображении М.Шолохова?

Ответы учащихся.

Учитель. В ходе составления сценария учитывается творческое начало, особенно в начале и конце работы. Обсудим начало и финал сценария.

Домашнее задание. Подготовить художественный анализ одного из «Донских рассказов» Шолохова.

© 2010-2022