Культурологический подход в преподавании русского языка

В статье рассматривается проблема функциональной безграмотности современных учеников. Автор рассматривает формы. способы и методы повышения грамотности учащихся в школе и вне школы. особое внимание уделяется новым педагогическим технологиям, которые способствуют формированию культурологических возможностей. учитель в содружестве с учащимися - создатели коммуникативных сфер деятельности на уроке, на мероприятиях, вне школы. Век цивилизации - век высокограмотных и компетентных специалистов, которы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культурологический подход в преподавании русского языка

Морева Надежда Ивановна - учитель русского языка и литературы, высшая категория

Казусом цивилизации стала безграмотность наших учеников, пытающихся скрыться за стеной СМС-ок, писем в блогах, в компьютерных играх, на разных сайтах… И это - при высоких и новых педагогических технологиях образования!

Выявление причины столь низкого уровня культурологической компетенции показало, что дети сегодня не увлекаются чтением художественной литературы, которая является основным носителем этой компетенции. Все сказки - уже в мультфильмах и фильмах! Количество краткой информации в Интернет - вызывает отчуждение от такого изобилия.

Что же делать? Как вернуть интерес к «лучшему другу» - книге?

И опять учитель в поиске решения проблемы века, века космоса и Интернет.

Однако, надо отметить, что передовые технологии дают свой результат: он - лайн - уроки, применение нанотехнологий в образовании и воспитании, специальная подготовка учителей провоцируют детей на контакт с художественной литературой, вызывая, хотя бы у части учеников, постоянный интерес.

Чтобы реализовать требования государственной программы образования - формирование коммуникативной компетенции учащихся, необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, которые встречаются в основном в произведениях, изучаемых на уроках литературы. Это в значительной степени меняет подход к организации самого урока, его структуры и содержания.

Язык - это важнейшая часть национальной культуры, отражение её своеобразия. Поэтому формирование культуроведческой компетенции неразрывно связано с самим процессом изучения языка и обучения речи, с формированием лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции.

Культуроведческая компетенция предполагает понимание того, что:

  • родной язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык - это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формирует его как личность;

  • владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи; речевое поведение каждого человека - это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;

  • изучать русский язык - это значит изучать русскую национальную культуру, понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, - это убеждённость в том, что в процессе изучения языка мы приобщаемся к богатствам национальной культуры: к литературе, искусству, традициям, обычаям, к духовно-нравственным ценностям.

На уроках сегодня учителя дают возможность нашим ученикам думать много и свободно, говорить много, непринужденно, эмоционально,

читать много, внимательно, по желанию, анализировать текст, осознавать, как эти тексты сделаны, писать много, свободно, эмоционально.

В тридцатые годы прошлого века М.М. Пришвин писал о целебном, врачующем действии произведений русских классиков, о потребности их перечитывать: «Я держу один из самых близких мне томов Пушкина на столике возле постели, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы отделаться от словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно…» Следовательно, задача учителя - создать развивающую речевую среду, способную приобщать ребёнка к культуре, вызывать у него постоянную потребность общения с текстами. Важнейшим средством создания такой развивающей речевой среды является художественный текст.

Говоря о критериях отбора текстов культуроведческой направленности, отметим, что учащимся необходимо предлагать тексты разных стилей. Особенно важна работа с публицистическими текстами: они служат для учащихся образцом того, как можно выражать не только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделённую даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему выразить это восприятие.

Тексты о культуре, воспитывающие эстетическое чувство, культуру общения с произведениями искусства, создают на уроке особую атмосферу, культурологический фон. Разнообразные задания, выполняемые на материале этих текстов, связаны между собой - даже задания по орфографии и пунктуации; разные виды разбора не снижают внимания к содержанию текста: ведь отдельное слово, словосочетание, предложение мы рассматриваем как часть целого.

Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. Именно необходимость изменить отношение и учеников, и наше, коллеги, к урокам русского языка, вернуть детям интерес к родной речи - чтению и обсуждению прочитанного, которое рождает понимание и содержания, и средств создания этого содержания, - помогла нам найти адекватную учебную форму: сама школьная практика вызвала к жизни такой тип урока, как урок - коммуникация.

Уроки развития речи и мышления по предлагаемой методике задают схему восприятия любого школьного предмета, ведь на таких уроках закладываются способы работы с любой информацией.

Наши упражнения имеют целью - в первую очередь - создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует её реализации в речи. Это требует строго организованной учебной ситуации, в которой все участники (и учитель, и ученики)

- начинают с постановки цели и помнят о ней до конца беседы;

- придерживаются определенных правил обсуждения (не кричать, не перебивать, не болтать, не обижать);

- следят за оформлением своих высказываний;

- заканчивают сравнением полученного результата с поставленной в начале урока целью и восстановлением хода рассуждений, то есть фиксацией способа получения результата.

В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста; восстанавливают замысел автора, то есть авторскую идею; создают собственные тесты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Анализ образцовых текстов, обсуждения языковых средств делает понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфологии и других разделов программы - ведь именно они, эти разделы науки о языке, и наполняют наш «сундучок с инструментами», которым всегда можно воспользоваться, чтобы объяснить свои мысли и понять чужие.

Приобретая опыт анализа чужих, образцовых текстов, мы начинаем и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в VI классе дают колоссальный, качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений. Представляя собой систему, данные упражнения помогают ученикам «войти» в деятельность филолога и с большим удовольствием (быстро приобретенное умение всегда приносит радость!) заниматься русским языком продуктивно.

Упражнения распределены в соответствии с типом применяемых в них умственных операций на аналитические (работа над пониманием текста), аналитико-синтетические (тренировка умения распознавать авторский стиль) и синтетические (развитие воображения и логики при создании собственных речевых произведений).

Целью каждого из этих упражнений является отработка умений, связанных с конкретными лингвистическими понятиями, теми частями речи, которые изучаются по программе, и одновременно повторение и закрепление уже полученных знаний, умений и навыков.

Конкретные виды работы с текстом по конкретным разделам языка в коммуникации разграничить трудно, однако практически каждое упражнение держит в поле зрения ученика такие направления, как

- интонационно - синтаксическое (при чтении ученики тренируются в умении «переводить» знаки препинания в соответствии с их значением в интонационное оформление, а при письме - наоборот: ориентируясь на интонацию, ставить знаки препинания);

-лексико-семантическое (при анализе и создании текста особое внимание обращается на синонимию, антонимию, омонимию и паронимию слов, словосочетаний и даже предложений);

- парадигматическое (анализируется функционирование словоформ, роль части речи, её категориальных значений в тексте);

- синтагматическое (обсуждается построение фразы как законченной мысли и возможные варианты её оформления, значение порядка слов в предложении, его частей);

- стилистическое (обнаруживаются особенности текстопостроения, жанровые характеристики, композиция, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и сочинении текста).

Результаты данных упражнений значительно шире результатов обычных уроков русского языка: они позволяют интенсифицировать учебный процесс и повысить эффективность обучения в целом. Учитель - словесник может и должен упражнять умения своих учеников на текстах, которые изучаются ими на других уроках: это актуально для детей, так как объясняет необходимость изучать родной язык (рождает мотив) и облегчает им усвоение материала по другим предметам.

Главным результатом выполнения всех типов упражнений должно быть овладение способами действий, то есть умение самостоятельно осуществить:

- понимание замысла текста, максимально близкое авторской идее,

- объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла,

- объяснение влияния грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание,

- сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных заданной речевой ситуации.

Упражнения аналитико - синтетического характера, в которых дается псевдотекст, составленный из различных печатных (разговорных) источников, позволяют находить языковые ориентиры разных уровней (лексический, морфологический, морфемный, словообразовательный, синтаксический и стилистический). Здесь задача ученика - проанализировать его, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом, выделить смысловые и стилистические отрывки единых текстов и тем самым обнаружить первоисточники, из которых и был скомпилирован псевдотекст. Обнаружение разности левых отрезков речи (как в письменном, так и озвученном вариантах) - хорошая тренировка для языкового чутья. Часто бывает достаточно, чтобы ученик почувствовал отличие одной фразы внутри псевдотекста от другой интуитивно, и уже это формирует представление о стиле и развивает чувство языка.

Методика работы с упражнениями аналитико-синтетического характера предполагает наличие у школьников умений анализировать тексты с точки зрения функционально-семантического и герменевтического подхода. Поэтому, включая в урок упражнения этого типа несколько позже, чем упражнения аналитического характера, мы даем возможность нашим ученикам обрести более устойчивую базу знаний и умений.

В основе предлагаемых упражнений лежит принцип лингвостилистического исследования. Задача учителя - организовать беседу-поиск текстуальных особенностей каждого предложения псевдотекста. Ученик действует в данном случае не только как «исследователь» («научный сотрудник»), которому надо идентифицировать (узнать и показать, по каким признакам узнаваемы!) «образцы», но уже как эксперт, почти профессионал. Фактически же в ходе обсуждения псевдотекста ученикам следует восстановить образ автора каждого отрывка из текстов-оригиналов, благодаря чему они смогут «услышать голоса» разных авторов (интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля и жанра) и из этой «разноголосицы» выбрать предложения, принадлежащие лишь одному конкретному автору и имеющие отношение лишь к одному конкретному тексту.

Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения, а также в качестве зачетных заданий на контрольных уроках. Как показывает опыт, применение данной методики в значительной степени повышает мотивацию к чтению, уровень осмысления языковых единиц как инструмента создания содержания, эффективность освоения программного материала по русскому языку.

Эти задания дают возможность показывать образцы работы филолога-исследователя, проводить урок как лабораторное занятие, когда учитель и ученик пребывают в одинаковом положении «незнания готовых ответов». Учитель демонстрирует в ситуации поиска умение практически применять методы лингвостилистического анализа, находить средства и способы связи в текстах вместе с учениками, что, безусловно, повышает авторитет учителя и одновременно тренирует навык ученика обнаруживать стилистические особенности текстов самостоятельно.

Основная цель данных аналитико-синтетических упражнений:

*для ученика: овладение умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений,

* для учителя: навык теоретически обосновывать их стилистическое единство, т. е. находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекста.

Упражнения синтетические развивают мыслительную способность синтезировать, посредством которой ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.

Современное положение характеризуется тем, что наши ученики вырастают на активном потреблении видео - и, в меньшой степени, аудиоинформации. Специалисты - психологи, физиологи, невропатологи, психиатры, педагоги, методисты предостерегают родителей от увлечения телевизионной и компьютерной продукцией, особенно в первые десять лет воспитания своих детей, но, к сожалению, мало кто прислушивается к рекомендациям, и мы должны давать себе отчет в том, что наши ученики -потребители видеоряда, и чтение для них - огромный, тяжелый труд, порой отвратительный и непереносимый. Нельзя закрывать глаза на эту особенность нашей современной жизни, напротив, следует ее учитывать. Поэтому урокам развития речи должны предшествовать уроки развития мышления и, в частности, воображения, так как привычка к потреблению видеоряда делает мыслительной аппарат наших учеников вялым, неповоротливым и скудным. Учащиеся часто не могут ничего написать, потому что не могут ничего придумать, а речь рождается при развитом воображении и хорошо организованной мотивации. Все эти упражнения работают в системе, поэтому целесообразно использовать их регулярно на уроках развития речи перед изучением нового материала и при закреплении лингвистической темы, чтобы складывалась мотивация изучения системы родного языка. Навыки речевой деятельности - чтения, говорения, слушания и письма - не только определяют успешность (или неуспешность) обучения по всем учебным предметам в школе, но и «конструируют» личность самого носителя языка - нашего ученика. Именно широкий филологический взгляд на преподавание русского языка, как показывает наша школьная практика, позволяет эффективно обучать родному языку, не ограничиваясь усвоением школьниками орфографии и пунктуации. Напротив, орфографическая и пунктуационная грамотность приходят параллельно и закрепляются успешнее, чем при немотивированном тренинге (« натаскивании»), в который, к сожалению, иногда превращаются наши уроки русского языка.

Диалог с текстом на уроке русского языка - это стремление понять замысел автора, не навязывая ему себя, своего взгляда. Этика филологии учит культуре общения с текстом, с другими людьми, учит самопознанию, приобщает к культуре в широком понимании этого слова.

Радость и успех не заставят ждать себя: обязательно найдутся учащиеся, которые «западут» на яркие образы, необычные рифмы, интересные факты текста. А вместе с этим придёт и компетентностная грамотность, результаты участия детей в конкурсах, олимпиадах, диспутах, мероприятиях.




© 2010-2022