Из опыта работы над заданием А 4. Подготовка к ЕГЭ

Зная, что одним из важных результатов обучения является усвоение орфоэпических норм, уже с 5 класса работаю с учащимися над заданием А4  из ЕГЭ по русскому языку. В этой работе используются приемы, которые помогают повысить результативность в формировании орфоэпического навыка: 1. Группировка слов по принципу анаголии. 2. Анализ словообразовательной модели. 3. Модель образования сложных слов со второй частью -ПРОВОД. 4. Используются Буриме (игра на заданные рифмы).   Считаю, что эти приёмы помо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы над заданием А 4.

Зная, что одним из важных результатов обучения является усвоение орфоэпических норм, уже с 5 класса работаю с учащимися над заданием А4. Вот несколько приёмов, использование которых поможет разнообразить орфоэпическую работу и тем самым повысить результативность в формировании орфоэпического навыка.

  1. Группировка слов по принципу аналогии (в глаголах, оканчивающихся на - овАть, - ировАть, с ударением на последнем слоге:

баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, экипировАть, маркировАть, глазировАть, драпировАть.

Для запоминания слово БАЛОВАТЬ можно сопоставить с семантически близкими словами: баловАть-целовАть-миловАть (в значении «ласкать»), имеющими такое же строение.

Надо помнить и о возможных вариантах произношения. Хотя такие слова исключены из заданий ЕГЭ, учитель обеспечивает общеязыковую подготовку школьников, а поэтому не может ограничиваться только открытым списком слов, входящих в экзаменационные задания. Возьмём в качестве примера пару слов, различающихся значением: забронировАть («покрыть бронёй» ) и забронИровать («закрепить» ). Обратиться к данной орфоэпической норме можно при изучении темы «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных», когда дети осваивают правописание таких слов, как РИФМОВАННЫЙ, ИМЕНОВАННЫЙ, ДАРОВАННЫЙ, ЛИНОВАННЫЙ, КАЛИБРОВАННЫЙ, НУМЕРОВАННЫЙ.

  1. Анализ словообразовательной модели можно использовать, например, при осмыслении специфики произношения прилагательных, образованных при помощи суффикса -ОВ- (-ЕВ) от существительных со значением «дерево»:

Ива - Ивовый

Ясень - Ясеневый

Яблоня - Яблоневый

АйвА - айвОвый

ЧерЕшня - черЕшневый

СлИва - слИвовый

ГрУша - грУшевый

Учащиеся, анализируя данные слова, приходят к выводу, что в прилагательном ударение падает на тот же слог, что в существительном, от которого оно образовано. Отступление от данной аналогии происходит только при образовании прилагательных от односложных существительных (дУб - дубОвый; Ель - елОвый), за исключением пары вЯз - вЯзовый, но здесь имеют место изменения исторического характера.

  1. Модель образования сложных слов со второй частью провОд поможет запомнить ещё одну группу «трудных» слов. Предлагаю учащимся соревнование: кто больше придумает таких слов, а также подберёт аналогично образуемые и имеющие такую же корневую морфему (-вод-) слова:

ПутепровОд, трубопровОд, водопровОд, газопровОд, бензопровОд, теплопровОд, мусоропровОд, громоотвОд, самоотвОд, дымоотвОд.

  1. При отработке орфоэпической норм использую также БУРИМЕ (игру, состоящую в написании стихотворений на заданные рифмы), причём рифмы могут быть заданы самими учащимися. Это может стать домашним заданием, выполнение которого продолжится в классе конкурсом на лучшую рифмованную пару.

Мы ждём, когда придёт апрЕль, чтоб сеять на полях шавЕль.

Включайся в наш эксперимЕнт, готовь скорей к нему цемЕнт.

Идя на встречу с комендАнтом, наденьте платье с ярким бАнтом.

Но этот благородный сэр не посещает диспансЕр.

Мы отдыхали здесь с комфОртом, чай пили с шоколадным тОртом.

Мы не зовём экскурсовОда чинить засор водопровОда.

Кроме всех этих приёмов я использую методику коллективных учебных занятий - взаимотренаж, подготовив соответствующие карточки. Например:

К-1 К-2 К-3 К-4

баловАть квартАл красИвее нефтепровОд

каталОг звонИт обеспЕчение облегчИть

пулОвер ходАтайство щавЕль свЁкла

щавЕль досУг мышлЕние фенОмен

столЯр фенОмен оптОвый бАрмен

нефтепровОд облегчИть свЁкла красИвее

К-5 К-6

пулОвер звонИт

тОрты столЯр

мышлЕние баловАть

досУг ходАтайство

обеспЕчение оптОвый

квартАл каталОг

Работа ведётся в парах. Партнёры берут разные карточки. С одной стороны карточки написаны слова для проговаривания, на обратной стороне - те же слова, но с проставленным ударением. Повторяя слова с ударением, ребята переворачивают карточки и пытаются произнести эти слова правильно. Если они делают ошибку, то у них есть возможность, перевернув карточку, эту ошибку исправить. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника.

Имея задания с готовыми ответами и поочерёдно работая с другими ребятами, ученик выступает в качестве тренера и сам лучше запоминает слова. Когда работа в парах будет завершена, можно предложить ребятам выполнить контрольный тест. Считаю, что такая работа эффективна, так как способствует пополнению словарного запаса учащихся и помогает им запоминать орфоэпические нормы.

ЛИТЕРАТУРА: Мкртчян М.А. «Методика организации работы в сводных отрядах». Методическое пособие. г. Красноярск 2009 год.

Контрольный тест А 4.

Баловать, каталог, пуловер, щавель, столяр, нефтепровод, квартал, звонит, ходатайство, досуг, феномен, облегчить, красивее, обеспечение, мышление, оптовый, свёкла, бармен, торты, столяр.



© 2010-2022