- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Из опыта работы над заданием А 4. Подготовка к ЕГЭ
Из опыта работы над заданием А 4. Подготовка к ЕГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Солнышкина Н.Г. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Из опыта работы над заданием А 4.
Зная, что одним из важных результатов обучения является усвоение орфоэпических норм, уже с 5 класса работаю с учащимися над заданием А4. Вот несколько приёмов, использование которых поможет разнообразить орфоэпическую работу и тем самым повысить результативность в формировании орфоэпического навыка.
-
Группировка слов по принципу аналогии (в глаголах, оканчивающихся на - овАть, - ировАть, с ударением на последнем слоге:
баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, экипировАть, маркировАть, глазировАть, драпировАть.
Для запоминания слово БАЛОВАТЬ можно сопоставить с семантически близкими словами: баловАть-целовАть-миловАть (в значении «ласкать»), имеющими такое же строение.
Надо помнить и о возможных вариантах произношения. Хотя такие слова исключены из заданий ЕГЭ, учитель обеспечивает общеязыковую подготовку школьников, а поэтому не может ограничиваться только открытым списком слов, входящих в экзаменационные задания. Возьмём в качестве примера пару слов, различающихся значением: забронировАть («покрыть бронёй» ) и забронИровать («закрепить» ). Обратиться к данной орфоэпической норме можно при изучении темы «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных», когда дети осваивают правописание таких слов, как РИФМОВАННЫЙ, ИМЕНОВАННЫЙ, ДАРОВАННЫЙ, ЛИНОВАННЫЙ, КАЛИБРОВАННЫЙ, НУМЕРОВАННЫЙ.
-
Анализ словообразовательной модели можно использовать, например, при осмыслении специфики произношения прилагательных, образованных при помощи суффикса -ОВ- (-ЕВ) от существительных со значением «дерево»:
Ива - Ивовый
Ясень - Ясеневый
Яблоня - Яблоневый
АйвА - айвОвый
ЧерЕшня - черЕшневый
СлИва - слИвовый
ГрУша - грУшевый
Учащиеся, анализируя данные слова, приходят к выводу, что в прилагательном ударение падает на тот же слог, что в существительном, от которого оно образовано. Отступление от данной аналогии происходит только при образовании прилагательных от односложных существительных (дУб - дубОвый; Ель - елОвый), за исключением пары вЯз - вЯзовый, но здесь имеют место изменения исторического характера.
-
Модель образования сложных слов со второй частью провОд поможет запомнить ещё одну группу «трудных» слов. Предлагаю учащимся соревнование: кто больше придумает таких слов, а также подберёт аналогично образуемые и имеющие такую же корневую морфему (-вод-) слова:
ПутепровОд, трубопровОд, водопровОд, газопровОд, бензопровОд, теплопровОд, мусоропровОд, громоотвОд, самоотвОд, дымоотвОд.
-
При отработке орфоэпической норм использую также БУРИМЕ (игру, состоящую в написании стихотворений на заданные рифмы), причём рифмы могут быть заданы самими учащимися. Это может стать домашним заданием, выполнение которого продолжится в классе конкурсом на лучшую рифмованную пару.
Мы ждём, когда придёт апрЕль, чтоб сеять на полях шавЕль.
Включайся в наш эксперимЕнт, готовь скорей к нему цемЕнт.
Идя на встречу с комендАнтом, наденьте платье с ярким бАнтом.
Но этот благородный сэр не посещает диспансЕр.
Мы отдыхали здесь с комфОртом, чай пили с шоколадным тОртом.
Мы не зовём экскурсовОда чинить засор водопровОда.
Кроме всех этих приёмов я использую методику коллективных учебных занятий - взаимотренаж, подготовив соответствующие карточки. Например:
К-1 К-2 К-3 К-4
баловАть квартАл красИвее нефтепровОд
каталОг звонИт обеспЕчение облегчИть
пулОвер ходАтайство щавЕль свЁкла
щавЕль досУг мышлЕние фенОмен
столЯр фенОмен оптОвый бАрмен
нефтепровОд облегчИть свЁкла красИвее
К-5 К-6
пулОвер звонИт
тОрты столЯр
мышлЕние баловАть
досУг ходАтайство
обеспЕчение оптОвый
квартАл каталОг
Работа ведётся в парах. Партнёры берут разные карточки. С одной стороны карточки написаны слова для проговаривания, на обратной стороне - те же слова, но с проставленным ударением. Повторяя слова с ударением, ребята переворачивают карточки и пытаются произнести эти слова правильно. Если они делают ошибку, то у них есть возможность, перевернув карточку, эту ошибку исправить. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника.
Имея задания с готовыми ответами и поочерёдно работая с другими ребятами, ученик выступает в качестве тренера и сам лучше запоминает слова. Когда работа в парах будет завершена, можно предложить ребятам выполнить контрольный тест. Считаю, что такая работа эффективна, так как способствует пополнению словарного запаса учащихся и помогает им запоминать орфоэпические нормы.
ЛИТЕРАТУРА: Мкртчян М.А. «Методика организации работы в сводных отрядах». Методическое пособие. г. Красноярск 2009 год.
Контрольный тест А 4.
Баловать, каталог, пуловер, щавель, столяр, нефтепровод, квартал, звонит, ходатайство, досуг, феномен, облегчить, красивее, обеспечение, мышление, оптовый, свёкла, бармен, торты, столяр.