Удивительное рядом, или употребление деепричастий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Удивительное рядом, или употребление деепричастий.



Урок русского языка в 7 классе

Учитель Халитова А.С.





МБОУ СОШ № 1 с.Мраково

2009 год



Цели: раскрыть перед учащимися выразительные возможности

деепричастий;

развивать речь учащихся, логическое мышление;

воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Знать: правило постановки знаков препинания при деепричастиях; о выразительных особенностях деепричастий.

Уметь: находить деепричастия, правильно использовать деепричастия в речи, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.


Ход урока


  1. Вступительное слово.

Учитель: «Ребята, сегодня у нас урок-сюрприз. Мы будем раскрывать секреты деепричастий, их выразительные возможности.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные детали. Конечно, из одних деепричастий составить предложение невозможно, но именно им под силу преобразить нашу речь, сделать ее выразительной».


  1. Работа по теме урока.

1) Работа со стихотворением Роберта Саути «Ладорский водопад». Определим, с какой целью автор использует деепричастия.

Учитель читает стихотворение (тексты распечатаны для каждого учащегося).

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед убегая в свободном задоре-

Так падают воды в сверкающем быстром Ладоре.

Сначала ученики читают его про себя, затем один из учеников читает его громко.

  • «Определим, сколько предложений в этом стихотворении».

  • «Почему мы считаем это предложение текстом?»

  • «С какой целью автор использует деепричастия?»

  • «Какие из деепричастий можно назвать синонимами?»

2) Работа по составлению предложений.

Учитель: «Конечно, интересно самому создавать предложения, используя деепричастия, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте попробуем исправить ошибки».

Задание. Выберете грамматически правильное продолжение предложения (материал на проекторе).

  1. Пользуясь толковым словарем,

а) сначала читается вступительная статья.

б) меня поразило богатство нашего языка.

в) обратите внимание на иллюстративный материал.

г) многие слова окажутся вам неизвестными.

  1. Обдумав план сочинения,

а) я стал подбирать эпиграф.

б) композиция не должна быть нарушена.

в) много было распределено время.

г) требуется знание художественного произведения.

  1. Работая над рецензией,

а) главная мысль определяется сразу.

б) была дана оценка тексту.

в) определите сначала главную мысль текста.

г) анализируются языковые средства выразительности текста.

  1. Анализируя творчество Пушкина,

а) литературоведов ждет еще много открытий.

б) обнаруживаются черты многих жанров и направлений.

в) невольно поражаешься разносторонности его таланта.

г) талант его вызывает восхищение.

  1. Решая задачу,

а) прочитайте внимательно условие.

б) используются справочники.

в) нельзя пользоваться калькулятором.

г) может быть несколько ответов.

Правильные варианты предложений записываются в тетради и деепричастие подчеркивается как член предложения.

3) Игра «Восстановим истину».

Учитель: «А теперь минутка отдыха. Поиграем в игру «Восстановим истину».

Задание: допишите деепричастия.

А

Я

А

Я

А

Я

А

Я

А

Я

А

Я

(Таблица на проекторе).

Ключ: паля, паря, даря, маня, жаря, катя.

4) Работа с учебником.

Выполнение Упр.143 на Стр.66.

Задание: составьте предложения на тему «На уборке школьного двора», включив в них данные ниже деепричастные и причастные обороты.

Распределив обязанности, участвовавших в уборке двора, высаживая деревца, преодолевая усталость, обогнав старшеклассников, подготовивших клумбу для цветов, возвращаясь домой.


  1. Творческое задание.

Учитель: «Молодцы, ребята. Мы с вами отдохнули и багаж со знаниями пополнили. Нас ждет последнее задание. Но оно будет не простое, а творческое. Вам нужно с рифмованными деепричастиями сочинить четверостишия.

Катаясь - шатаясь.

Играя - лаская.


  1. Подведение итогов урока.

Оценивание учащихся. Учитель называет имена учеников, которые, выполняли задание, не ошибались и давали полные ответы. Домашнее задание: из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» выписать 5 предложений с деепричастиями и подчеркнуть деепричастия как члены предложения.

По учебнику «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и д.р.


© 2010-2022