Спецкурс 11 класс Сочинение - рассуждение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя школа

имени Сергея Юрьевича Пядышева

(МБОУ Мирновская СШ)



Утверждена

приказом МБОУ Мирновской СШ от «___»_________2014г №____

Директор______________________

С.М.Федотова







Рабочая программа

по спецкурсу «Сочинение - рассуждение в вопросах и ответах»

для 11 класса

на 2014/2015 учебный год

Солодилиной Светланы Геннадьевны



Рассмотрена и одобрена

на заседании МО филиала

МБОУ Мирновской СШ

в с. Суходол

Протокол № ____ от «____»__________ 2014 года

Руководитель МО ____________

(подпись)

______________________________________________

(Ф.И.О.)


Согласована Заведующий филиалом МБОУ Мирновской СШ в с. Суходол

_______________ подпись


___________________________

Ф.И.О.

«____»___________2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом - всегда литература, в каком бы жанре ни велась, - и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста - небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Общая характеристика курса

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования.

В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трех аргументов. Задача, право, не из легких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая - анализ текста; вторая - собственное сочинение-рассуждение по проблемам текста.

Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора.

Программа рассчитана на 34 часа.

Цели:

  • подготовка старшеклассников к успешному выполнению части С ЕГЭ;

  • формирование способности к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.

Задачи:

Познакомить с основными этапами работы над заданием части С и критериями, по которым оценивается сочинение.

Обучить

  • анализу содержания исходного текста;

  • способам выражения понимания чужого текста;

  • умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умению аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;

  • пользоваться справочной и лингвистической литературой.

Развить рефлексивные способности на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.

Формы работы:

  • коллективная и групповая коммуникация при работе над пониманием;

  • индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Содержание тем спецкурса «Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах»

Программа содержит теоретический материал, практические работы. Теоретический материал дается с помощью лекций учителя с использованием таких видов работ учащихся, как конспектирование, составление тезисов, опорных конспектов, блок-схем, подробного и сжатого плана. Практические работы предполагают использование следующих видов работ: написание фрагментов сочинения, анализ текстов, подбор аргументов, составление связок-клише, составление мини-текстов, тестовые задания, работа со словарями и справочной литературой и т.д.

Каждая тема урока включает в себя следующие вопросы:

Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов

1.

Критерии оценивания сочинения части С.

Знакомство с требованиями с сочинению части С, анализ критериев оценки сочинения, поэтапный разбор каждого содержательного критерия.

2-

3.

Типы и стили речи.

Отличительные признаки художественного и публицистического стилей. Определение стиля текстов, различение художественных и публицистических текстов. Отличительные особенности описания, повествования и рассуждения.

4-

5

Композиция сочинения.

Основные структурные блоки сочинения части С. Характеристика основных частей сочинения части С. План-схема сочинения.

6-7

Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.

Работа с толковыми словарями, знакомство с понятиями темы, тематики и основной мысли текста. Критерии актуальности темы.

8-9

Проблематика и основная проблема текста.

Выявление проблемы текста, знакомство с приемами выделения проблем текста, Способы формулировки проблемы исходного текста. Формулирование проблем разными способами: определение проблемы и вопрос.

10-11

Комментирование одной из проблем исходного текста.

Типы комментария: текстуальный и концепционный. Основные вопросы конкретизации содержания комментария. Отличие пересказа текста от его комментирования.

12-13

Определение позиции автора

Анализ проблемы исходного текста, определение авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. Формулирование мнения автора различными способами.

14-15

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

16

Определение собственной позиции (тезиса).

Определение собственного мнения по проблеме, способы формулировки собственной позиции (тезиса).

17

18

19

20

Виды и типы аргументов.

Виды и типы аргументов, требования к аргументации собственного мнения. Структура аргументации.

21-22

Оформление вступления и концовки к сочинению.

Традиционные и нетрадиционные способы оформления вступления и заключения к сочинению.

23

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Понятие о коммуникативном намерении. Трехчастная композиция. Соотношение частей композиции. Понятие о логических ошибках.

24

Точность и выразительность речи.

Основные требования этого критерия. Понятие о внелитературных элементах. Требования к выразительной речи.

25-26

Грамматические и речевые нормы русского языка.

Соблюдение норм построения языковых единиц: слов, их форм, словосочетаний и предложений. Соблюдение речевых норм языка. Классификация грамматических и речевых ошибок.

27-28

Анализ и корректировка написанного сочинения.

Анализ композиции, логичности и последовательности изложения, структурной полноты. Выявление ошибок и способов их исправления. Исправление речевых ошибок. Анализ содержания по плану.

29

30

31

32

Написание сочинения части С.

Сочинение по художественному и публицистическому тексту.

33-34

Резервные уроки.

Учебно - тематический план


изучения спецкурса «Сочинение - рассуждение в вопросах и ответах».


Продолжительность учебного года - 34 учебные недели в соответствии с Учебным планом МБОУ Мирновской СШ на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом №134 от 15.08.2014 года и согласован с начальником управления образования Чердаклинского района 18.08.2014 года).

Тема урока

Часы

Форма контроля

1

Критерии оценивания сочинения части С

1

2

Типы и стили речи.

2

3

Композиция сочинения.

2

4

Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.

2

Письменная работа, проверяющая умение формулировать тему, обосновывать ее актуальность, определять основную мысль текста.

5

Проблематика и основная проблема текста.

2

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему двумя способами

6

Комментирование одной из проблем исходного текста.

2

Письменный комментарий заданной проблемы исходных текстов.

7

Определение позиции автора

2

Письменное определение позиции автора по заданной проблеме.

8

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.

2

9

Определение собственной позиции (тезиса).

1

Формулирование собственного мнения в виде тезиса.

10

Виды и типы аргументов.

4

Фрагмент сочинения на формулирование собственного мнения и его аргументации.

11

Оформление вступления и концовки к сочинению.

2

Написание вступления и заключения к заданным текстам разными способами.

12

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

13

Точность и выразительность речи.

1

14

Грамматические и речевые нормы русского языка.

2

Анализ готовых сочинений. Выявление речевых и грамматических ошибок.

15

Анализ и корректировка написанного сочинения.

2

16

Написание сочинения части С.

4

Сочинение по художественному и публицистическому тексту.

17

Резервные уроки.

2


ИТОГО

34


Ожидаемые результаты

Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умение аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;

  • пользоваться справочной и лингвистической литературой.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:

После прохождения программы учащиеся должны

знать:

  • требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания);

  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;

  • наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.

уметь:

  • определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);

  • выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);

  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

  • критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.



Учебно-методический комплекс:


Дополнительная литература

Электронные образовательные ресурсы

1.Нелли Пащук « От анализа текста - к сочинению» (приложение к газете « Первое сентября»)

2.Ирина Руденко «Пишем сочинение - рассуждение по тексту публицистического стиля»

( приложение к газете «Первое сентября»)

3. Ирина Руденко « Пишем сочинение - рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля» (приложение к газете «Первое сентября»

4.Г.М.Вялкова «Сборник программ элективных курсов. Литература 10 - 11 класс» Волгоград. Издательство «Учитель» 2006 г.

5. Учебно-методическое издание «Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя.»Москва Издательство «Первое сентября» 2001 г.

6. М.И.Мещерякова « Сочинение: Секреты успеха» Москва Издательство «Рольф» 2002 г

7. Т.А.Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах» Москва «Просвещение» 2002 г.

8.Ж.М.Карисова «Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс» Волгоград. Издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.

9.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-

11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е

изд. М.,2004.

10.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому

государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2013;

11.Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых

тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство

«Экзамен», 2010.- 117с.

Интернет- ресурсы:

1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [fipi.ru], 2012.

2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [pedsovet.su/load/27], 2012.

3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [rusedu.ru/subcat_27.html], 2012.

4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [uroki.net/docrus.htm], 2012.

5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [openclass.ru/node/25110], 2012.





















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата


Тема урока

Кол-во

часов

Форма урока

По пла-ну

Фак-тич.

1.

06.09


Критерии оценивания сочинения части С.

1

лекция

2-

3.

13.09

20.09


Типы и стили речи.

2

лекция

4-

5

27.09

04.10


Композиция сочинения.

2

лекция

6 -

7

11.10

18.10


Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.

2

лекция

практикум

8 -

9

25.10

08.11


Проблематика и основная проблема текста.

2

лекция

практикум

10-11

15.11

22.11


Комментирование одной из проблем исходного текста.

2

лекция

практикум

12-13

29.11

06.12

29.11

Определение позиции автора.

2

лекция

практикум

14-15

13.12

20.12

06.12

13.12

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.

2

лекция

16

27.12

20.12

27.12

Определение собственной позиции (тезиса).

1

практикум

17

18

19

20

17.01

24.01

31.01

07.02


Виды и типы аргументов.

4

лекция

практикум

21-22

14.02

21.02


Оформление вступления и концовки к сочинению.

2

лекция

практикум

23

28.02


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

лекция

24

07.03


Точность и выразительность речи.

1

лекция

25-26

14.03

21.03


Грамматические и речевые нормы русского языка.

2

лекция

практикум

27-28

04.04

11.04


Анализ и корректировка написанного сочинения.

2

лекция

практикум

29

30

31

32

18.04

25.04

02.05

09.05


Написание сочинения части С.

4

практикум

33-34

16.05

23.05


Резервные уроки.

2








Корректировка планирования уроков

_____ класс

Учитель: __________________________

№ п/п

Дата по плану:

Дано фактич

Тема урока

Коррек-ция

Причины














































Корректировка планирования уроков

_____ класс

Учитель: __________________________

№ п/п

Дата по плану:

Дано фактич

Тема урока

Коррек-ция

Причины
















































13



© 2010-2022