- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Спецкурс 11 класс Сочинение - рассуждение
Спецкурс 11 класс Сочинение - рассуждение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Солодилина С.Г. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа
имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
Утверждена
приказом МБОУ Мирновской СШ от «___»_________2014г №____
Директор______________________
С.М.Федотова
Рабочая программа
по спецкурсу «Сочинение - рассуждение в вопросах и ответах»
для 11 класса
на 2014/2015 учебный год
Солодилиной Светланы Геннадьевны
Рассмотрена и одобрена
на заседании МО филиала
МБОУ Мирновской СШ
в с. Суходол
Протокол № ____ от «____»__________ 2014 года
Руководитель МО ____________
(подпись)
______________________________________________
(Ф.И.О.)
Согласована Заведующий филиалом МБОУ Мирновской СШ в с. Суходол
_______________ подпись
___________________________
Ф.И.О.
«____»___________2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом - всегда литература, в каком бы жанре ни велась, - и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста - небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Общая характеристика курса
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования.
В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трех аргументов. Задача, право, не из легких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая - анализ текста; вторая - собственное сочинение-рассуждение по проблемам текста.
Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цели:
-
подготовка старшеклассников к успешному выполнению части С ЕГЭ;
-
формирование способности к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.
Задачи:
Познакомить с основными этапами работы над заданием части С и критериями, по которым оценивается сочинение.
Обучить
-
анализу содержания исходного текста;
-
способам выражения понимания чужого текста;
-
умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
-
умению аргументировано доказывать собственное мнение;
-
умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
-
созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
-
использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;
-
соблюдать нормы современного русского языка;
-
пользоваться справочной и лингвистической литературой.
Развить рефлексивные способности на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Формы работы:
-
коллективная и групповая коммуникация при работе над пониманием;
-
индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Содержание тем спецкурса «Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах»
Программа содержит теоретический материал, практические работы. Теоретический материал дается с помощью лекций учителя с использованием таких видов работ учащихся, как конспектирование, составление тезисов, опорных конспектов, блок-схем, подробного и сжатого плана. Практические работы предполагают использование следующих видов работ: написание фрагментов сочинения, анализ текстов, подбор аргументов, составление связок-клише, составление мини-текстов, тестовые задания, работа со словарями и справочной литературой и т.д.
Каждая тема урока включает в себя следующие вопросы:
№
Тема урока
Содержание урока
Кол-во часов
1.
Критерии оценивания сочинения части С.
Знакомство с требованиями с сочинению части С, анализ критериев оценки сочинения, поэтапный разбор каждого содержательного критерия.
1ч
2-
3.
Типы и стили речи.
Отличительные признаки художественного и публицистического стилей. Определение стиля текстов, различение художественных и публицистических текстов. Отличительные особенности описания, повествования и рассуждения.
2ч
4-
5
Композиция сочинения.
Основные структурные блоки сочинения части С. Характеристика основных частей сочинения части С. План-схема сочинения.
2ч
6-7
Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.
Работа с толковыми словарями, знакомство с понятиями темы, тематики и основной мысли текста. Критерии актуальности темы.
2ч
8-9
Проблематика и основная проблема текста.
Выявление проблемы текста, знакомство с приемами выделения проблем текста, Способы формулировки проблемы исходного текста. Формулирование проблем разными способами: определение проблемы и вопрос.
2ч
10-11
Комментирование одной из проблем исходного текста.
Типы комментария: текстуальный и концепционный. Основные вопросы конкретизации содержания комментария. Отличие пересказа текста от его комментирования.
2ч
12-13
Определение позиции автора
Анализ проблемы исходного текста, определение авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. Формулирование мнения автора различными способами.
2ч
14-15
Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.
Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.
2ч
16
Определение собственной позиции (тезиса).
Определение собственного мнения по проблеме, способы формулировки собственной позиции (тезиса).
1ч
17
18
19
20
Виды и типы аргументов.
Виды и типы аргументов, требования к аргументации собственного мнения. Структура аргументации.
4ч
21-22
Оформление вступления и концовки к сочинению.
Традиционные и нетрадиционные способы оформления вступления и заключения к сочинению.
2ч
23
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Понятие о коммуникативном намерении. Трехчастная композиция. Соотношение частей композиции. Понятие о логических ошибках.
1ч
24
Точность и выразительность речи.
Основные требования этого критерия. Понятие о внелитературных элементах. Требования к выразительной речи.
1ч
25-26
Грамматические и речевые нормы русского языка.
Соблюдение норм построения языковых единиц: слов, их форм, словосочетаний и предложений. Соблюдение речевых норм языка. Классификация грамматических и речевых ошибок.
2ч
27-28
Анализ и корректировка написанного сочинения.
Анализ композиции, логичности и последовательности изложения, структурной полноты. Выявление ошибок и способов их исправления. Исправление речевых ошибок. Анализ содержания по плану.
2ч
29
30
31
32
Написание сочинения части С.
Сочинение по художественному и публицистическому тексту.
4ч
33-34
Резервные уроки.
Учебно - тематический план
изучения спецкурса «Сочинение - рассуждение в вопросах и ответах».
Продолжительность учебного года - 34 учебные недели в соответствии с Учебным планом МБОУ Мирновской СШ на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом №134 от 15.08.2014 года и согласован с начальником управления образования Чердаклинского района 18.08.2014 года).
№
Тема урока
Часы
Форма контроля
1
Критерии оценивания сочинения части С
1
2
Типы и стили речи.
2
3
Композиция сочинения.
2
4
Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.
2
Письменная работа, проверяющая умение формулировать тему, обосновывать ее актуальность, определять основную мысль текста.
5
Проблематика и основная проблема текста.
2
Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему двумя способами
6
Комментирование одной из проблем исходного текста.
2
Письменный комментарий заданной проблемы исходных текстов.
7
Определение позиции автора
2
Письменное определение позиции автора по заданной проблеме.
8
Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.
2
9
Определение собственной позиции (тезиса).
1
Формулирование собственного мнения в виде тезиса.
10
Виды и типы аргументов.
4
Фрагмент сочинения на формулирование собственного мнения и его аргументации.
11
Оформление вступления и концовки к сочинению.
2
Написание вступления и заключения к заданным текстам разными способами.
12
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
1
13
Точность и выразительность речи.
1
14
Грамматические и речевые нормы русского языка.
2
Анализ готовых сочинений. Выявление речевых и грамматических ошибок.
15
Анализ и корректировка написанного сочинения.
2
16
Написание сочинения части С.
4
Сочинение по художественному и публицистическому тексту.
17
Резервные уроки.
2
ИТОГО
34
9ч
Ожидаемые результаты
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
-
умение анализировать содержание читаемого текста;
-
умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
-
умение аргументировано доказывать собственное мнение;
-
умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
-
умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
-
использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;
-
соблюдать нормы современного русского языка;
-
пользоваться справочной и лингвистической литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
После прохождения программы учащиеся должны
знать:
-
требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания);
-
основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
-
грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;
-
наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
уметь:
-
определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
-
выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
-
определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
-
писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
-
критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Учебно-методический комплекс:
Дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы
1.Нелли Пащук « От анализа текста - к сочинению» (приложение к газете « Первое сентября»)
2.Ирина Руденко «Пишем сочинение - рассуждение по тексту публицистического стиля»
( приложение к газете «Первое сентября»)
3. Ирина Руденко « Пишем сочинение - рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля» (приложение к газете «Первое сентября»
4.Г.М.Вялкова «Сборник программ элективных курсов. Литература 10 - 11 класс» Волгоград. Издательство «Учитель» 2006 г.
5. Учебно-методическое издание «Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя.»Москва Издательство «Первое сентября» 2001 г.
6. М.И.Мещерякова « Сочинение: Секреты успеха» Москва Издательство «Рольф» 2002 г
7. Т.А.Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах» Москва «Просвещение» 2002 г.
8.Ж.М.Карисова «Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс» Волгоград. Издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.
9.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-
11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е
изд. М.,2004.
10.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому
государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2013;
11.Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство
«Экзамен», 2010.- 117с.
Интернет- ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [fipi.ru], 2012.
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [pedsovet.su/load/27], 2012.
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [rusedu.ru/subcat_27.html], 2012.
4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [uroki.net/docrus.htm], 2012.
5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [openclass.ru/node/25110], 2012.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Форма урока
По пла-ну
Фак-тич.
1.
06.09
Критерии оценивания сочинения части С.
1
лекция
2-
3.
13.09
20.09
Типы и стили речи.
2
лекция
4-
5
27.09
04.10
Композиция сочинения.
2
лекция
6 -
7
11.10
18.10
Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.
2
лекция
практикум
8 -
9
25.10
08.11
Проблематика и основная проблема текста.
2
лекция
практикум
10-11
15.11
22.11
Комментирование одной из проблем исходного текста.
2
лекция
практикум
12-13
29.11
06.12
29.11
Определение позиции автора.
2
лекция
практикум
14-15
13.12
20.12
06.12
13.12
Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.
2
лекция
16
27.12
20.12
27.12
Определение собственной позиции (тезиса).
1
практикум
17
18
19
20
17.01
24.01
31.01
07.02
Виды и типы аргументов.
4
лекция
практикум
21-22
14.02
21.02
Оформление вступления и концовки к сочинению.
2
лекция
практикум
23
28.02
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
1
лекция
24
07.03
Точность и выразительность речи.
1
лекция
25-26
14.03
21.03
Грамматические и речевые нормы русского языка.
2
лекция
практикум
27-28
04.04
11.04
Анализ и корректировка написанного сочинения.
2
лекция
практикум
29
30
31
32
18.04
25.04
02.05
09.05
Написание сочинения части С.
4
практикум
33-34
16.05
23.05
Резервные уроки.
2
Корректировка планирования уроков
_____ класс
Учитель: __________________________
№ п/п
Дата по плану:
Дано фактич
Тема урока
Коррек-ция
Причины
Корректировка планирования уроков
_____ класс
Учитель: __________________________
№ п/п
Дата по плану:
Дано фактич
Тема урока
Коррек-ция
Причины
13