Урок по литературеТема военного детства в творчестве В. И. Юровских

Цели: обучающая – продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.И. Юровских; развивающая – развить у обучающихся художественное видение ,образное мышление и воображение; воспитательная – воспитать интерес к произведениям зауральского писателя; чувство гордости за земляка.Задачи:1.познакомить учащихся с произведениями зауральского писателя;2.проанализировать рассказ « Груздяные грядки».Ход урока.1.Приветствие учителя. Вступительное слово о В.И.Юровских. (слайд 1- портрет)-про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема военного детства в произведениях В.И. Юровских.

Цели: обучающая - продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.И. Юровских;

развивающая - развить у обучающихся художественное видение ,образное мышление и воображение;

воспитательная - воспитать интерес к произведениям зауральского писателя; чувство гордости за земляка.

Задачи:

1.познакомить учащихся с произведениями зауральского писателя;

2.проанализировать рассказ « Груздяные грядки».

Ход урока.

1.Приветствие учителя. Вступительное слово о В.И.Юровских. (слайд 1- портрет)

-продолжаем изучать творчество В.И.Юровских;

-обратить внимание на портрет Юровских (добродушный, мудрый человек, чьё детство пришлось на военное лихолетье).

2. Сообщение ученика о писателе (С. Беззубков)

3.Какие темы затрагивал в своих произведениях писатель? (Тему природы, малой родины, воспевал свой край)

4.Что значит Родина для Василия Ивановича? (Это не только родные места, красота, прелесть природы, но и птицы, звери и, конечно же, люди)

5. Названия каких книг запомнились вам с прошлых уроков? («Родня», «Журавлиные корни», «Синие пташки - пикушки» и др.) (слайд 2 - иллюстрации книг)

6.Слайд 3: с иллюстрацией осеннего леса. Чтение миниатюры В.И.Юровских «Листья» наизусть (Т.Брюханова)

7.УЧИТЕЛЬ: Такое красивое произведение создано человеком, родившимся в наших краях, закончившим нашу Уксянскую школу и ребёнком пережившим военное лихолетье…

Детская память очень цепкая. Спустя годы в своих рассказах о буднях тыла прозаик Юровских бережно воспроизвёл атмосферу военного времени, мир чувств ребёнка той поры.

-Какие рассказы о детстве писателя, о жизни деревенских ребятишек вы прочитали?(«Юровская бомба», « Хлебушко», « По дрова»).

-Какое произведение на вас произвело впечатление и почему?

-Какие они, дети той далёкой эпохи? Приведите примеры из произведений.

8.Слайды 4.5,6---------Группа ребят создала иллюстрации к рассказам Юровских, я вам покажу, а вы должны угадать, к какому рассказу Юровских данная иллюстрация!!!

- Какой одной общей темой объединены эти рассказы? (Тема военного детства)

9.БЕСЕДА по прочитанным рассказам «По дрова», « Юровская бомба»

2.Анализ рассказа «Груздяные грядки»

1.Учитель: Итак, героями «Груздяных грядок» являются обыкновенные ребятишки.

Дома вы прочитали рассказ, о чём он? (Как непоседы - деревенские ребятишки пытались посадить и вырастить грузди поближе к дому фронтовика)

- Каким настроением проникнут этот рассказ? (Грустным настроением, печальным. В нём говорится о человеке, здоровье которого отняла война).

- Какие детали помогают изобразить военную эпоху? (Мужиков в деревне почти не осталось, ребятишек величали по матерям, например, Витька Матрёнин; председатель колхоза потерял на войне ногу).

- Как дети восприняли известие о том, что со станции Далматово больного, раненого должны привезти отца их друга Витьки?

-Какими изображает в этом эпизоде писатель деревенскую детвору?

-Как вы, ребята, думаете, почему никто из мальчишек не спрашивал Витьку об отце?

-Почему Прокопию Степановичу летом было невыносимо сидеть на лавочке возле дома?

(Этот человек - заядлый грибник, «груздяник первый», а болезнь не даёт ему двигаться.)

-Что придумывают ребятишки .чтобы хоть как-то поддержать фронтовика, порадовать его? (Посадить и вырастить грузди поближе к дому Прокопия Степановича)

-Поразмышляйте, для чего в рассказе нужен эпизод, в котором ребята бросают через печную трубу кирпич в чугунок школьной технички? (Этот эпизод подчёркивает, что в рассказе изображены обычные деревенские мальчишки, а не пай- мальчики. Они могут поозорничать, напроказить. Но когда дело доходит до самого важного, главного - они ведут себя как подобает)

-Хотелось ли вам, ребята, посмеяться над затеей, нелепой, на первый взгляд,- пересаживать грибы поближе к дому. (Нет, ведь это для фронтовика, который не мог передвигаться и, соответственно, не мог сходить за грибами.)

-Какими мы видим ребятишек в момент труда? ЗАЧИТАТЬ!!!Работа с текстом.

- Смогли порадовать грибника дети? (Нет.)

-Чем заканчивается рассказ «Груздяные грядки»? Как дети отреагировали на известие о смерти дяди Прокопа? ЗАЧИТАТЬ!!!

-Поучителен ли рассказ?

3.Слайды 7,8 - дети военной поры---учитель читает стих А.Я.Черноскутовой «В тылу» (стихотворение жительницы нашего села, которая приехала по распределению после окончания учительских курсов в 1941 году в Любимовскую школу. В своём стихотворении она рассказывает о детях той военной поры, как они жили, учились и трудились.)

4.Рефлексия. Синквейн со словом «ДЕТИ»

-Что нового узнали на уроке? Что для себя взяли?

5. Домашнее задание. Прочитать рассказ В.И. Юровских «Родня», подготовиться к анализу произведения.

© 2010-2022