Вечность среди комнаты. Рассказ Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на ёлке

Читая святочный рассказ, мы каждый раз вспоминаем о великом чуде Рождества, которые многие годы учит нас быть милосердными, добрыми, внимательными друг к другу; мы соприкасаемся с Вечностью, запечатлённой в прозе и стихах, музыке и живописи, приходящей к нам вместе с нарядной рождественской ёлкой.    Будущего недостаточно, Старого, нового мало.           Надо, чтоб ёлкою святочной                 Вечность средь комнаты стала.                                                     Б. Пастернак.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вечность среди комнаты

Класс: 8

Предмет: литература

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цели и задачи:

  1. Познакомить с рассказом Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и музыкальной интерпретацией Г.Анохина.

  2. Научить выражать эмоции в изобразительном плане, анализировать текст с помощью музыки и цвета.

  3. Воспитывать внимание к окружающим, милосердие; культ Дома; любовь к словесности, музыке.

Этапы урока:

№ п/п

Этап работы

Содержание

Время (мин)

1.

Организационный момент

Объявление темы урока, целей и задач

3

2.

Знакомство с рассказом Достоевского и музыкой Анохина

Чтение учителем рассказа под музыку.

35

3.

Проверка домашнего задания и анализ рассказа

Работа в группах по вопросам, заполнение слайдов.

20

4.

Анализ рассказа

Выступление групп

20

5.

Итог работы

Запись опорных конспектов со слайдов

10

6.

Домашнее задание

Инструктаж

2

Материал к уроку.

Подготовка к уроку:

А) ученикам даются задания по группам:

- узнать об истории создания рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»;

- найти, что такое святочная (рождественская) история;

- объяснить символы Рождества;

- прочитать святочные рассказы.

После чтения рассказа учителем раздаются задания группам:

А) 1) Какие цвета преобладают в рассказе?

2) Покажите цветовое решение ваших впечатлений, объясните.

3) Рассказать о цветах праздника (слайд № 9)

Б) 1) Что узнали об истории создания рассказа?

2) Что называют святочным (рождественским) рассказом?

3) Заполнить таблицу «Особенности святочного рассказа» (слайд № 11)

В) 1) Какой музыкальный фрагмент понравился больше всего? Почему?

2) Удалось ли композитору передать основной сюжетный ход рождественского рассказа?

3) Какой музыкальный фрагмент вы выбрали для иллюстрации слайда № 13?

Г) 1) Объясните символы праздника (слайд №7).

2) Для чего, по-вашему, нужны святочные истории?

3) Приведите примеры современных святочных историй.

При создании рассказа (опубликован впервые в 1876 г. В январском выпуске «Дневника писателя») Ф.М.Достоевский опирался на сюжет баллады немецкого поэта-романтика Ф.Рюккерта (1788-1866) «Ёлка сироты». Этот сюжет - ребёнок, замерзающий в рождественскую ночь на улице и попадающий после смерти на «Христову ёлку», в дальнейшем стал необыкновенно популярен и превратился в штамп святочной литературы.

Родоначальником «рождественского» жанра признан Ч.Диккенс. Русскому читателю хорошо были известны его «Рождественские истории», почти сразу переведённые на русский язык. В них преподносился культ Дома, культ Очага, так уютно пылающего в гостиной и противостоящего уличному ненастью.

В России во второй половине 19 века стали популярными журналы для домашнего, семейного чтения. Самый семейный праздник отмечался подобными изданиями особо. С 1870-х гг. до 1917 г. В канун Рождества специальные выпуски альманахов, сборников, журналов и газет буквально захлёбывались слезами замерзающих сироток, доведённых до отчаяния бедняков, заплутавших в бурю путников. Смутной тенью скользили привидения. Суженый со страшной улыбкой глядел на невесту из мерцающего зеркального пространства, одинокий старик вспоминал с раскаянием прожитые годы, помышлял о самоубийстве несчастный влюблённый, срубленная ёлочка тосковала о привольной жизни в лесу. Но, видно, оттого, что происходило это в ночь под Рождество Христово, в великую ночь спасения, неутешенных не оставалось. По милости Провидения и сиротка встречала своего благодетеля, и путник сквозь метель слышал звон колокольчика.

Было замечено, что центральные праздники самых разнообразных традиций построены по очень похожей схеме: тьма и хаос, царящие в мире до праздника, вспышкой праздничного чуда претворяются в гармонию и свет. Эта сюжетная схема (хаос - чудо - гармония) перешла и в рождественские истории.

Ф.М.Достоевский начинает повествование с описания несчастий мальчика: холод, голод, одиночество, невнимание со стороны окружающих. Задаётся некая неполнота. Диссонанс. Но сияние великого чуда праздника разлетается тысячами искр. Гармония обретается ценою смерти. Автор не покидает героя на её пороге, вступает в небесные обители вместе с ним, - описание посмертного блаженства уравновешивает тяготы земного существования. Для маленького героя именно смерть становится дверью в страну его заветных желаний. Где он обретает всё, чего ему не хватало в действительности: свет, тепло, роскошную ёлку, любящий взгляд матери. Всё со всем соединяется, всё со всем оказывается в глубокой неразрывной связи и любви.

В тексте рассказа очень мало красок как таковых: красные ручки упоминаются трижды, белый пар, чёрный мрак, красные и жёлтые пироги, красные и зелёные платьица куколок. На ёлке у Христа - всё сияет, всё блестит, мальчики и девочки все такие светлые.

Но писатель намеренно создаёт переход от мрака, безнадёжности, страданий - к свету, радости и надежде. Цвет в данном случае не является главенствующим главное - эмоциональное переживание, сочувствие. Достоевский как будто бесстрастно рассказывает историю, которую «сам сочинил», но читатель осознаёт, что такое могло случиться и случается в любом городе. После чтения остаётся ощущение умиротворённого света надежды, гармонии. В чём, собственно, и состоит задача любого святочного рассказа.

«Мальчик у Христа на ёлке» Георгия Анохина - одно из немногих произведений, служащих иллюстраций литературному тексту.

Интерпретация следует за сюжетом, в ней 6 частей, каждая из которых имеет свою основную мелодию. Особенно яркие те, что посвящены изображению города, в котором хоть и свет кругом, но совершеннейший хаос( «все кричат, бегут и едут… здесь раздавят непременно»): грохот, резкие звуки оркестра, надоедливо-заунывные пассажи. И контрастом одиноко и сиротливо звучит скрипка, рисующая состояние ребёнка.

Запоминающийся образ создаётся в 4-ой части, где рассказывается о куклах за стеклом. Для мальчика - это чудо, «живые» куклы. Но резкий свист флейты «подсказывает», что это «фальшивое» чудо, куклы - имитация людей.

Теплом и любовью согрета мелодия части, рассказывающей о судьбах детей: и темп слегка замедленный, и густой тембр виолончелей наполняют душу слушателя чувством сострадания.

О последней части скажем отдельно. Писатель заканчивает рассказ на грустной ноте: наутро нашли замёрзшего мальчика и его маму, которые встретились у Господа Бога в небе. Композитор последнее предложение «разворачивает» в целый музыкальный фрагмент - своего рода хорал-эпитафию. Приглушённое звучание оркестра с отдалённым и всё приближающимся колокольным звоном словно высвечивает последнюю фразу, превращает её в молитву, деля значимой и весомой.

Известно, что в основе всякого религиозного праздника лежит некое событие священной истории, которое ежегодно не просто вспоминается, а проживается заново. Немудрено, что в святочном рассказе на людях и предметах лежит яркий отсвет Рождества Христова.

Все праздничные обычаи и детали находят своё символическое объяснение.

- Подарки принято дарить о дарах волхвов, принесённых Младенцу Христу.

- свечки на ёлке зажигаются, чтобы «дети ведали и помнили тот чудный божественный свет, который в святую ночь осенил в поле пастухов, когда им Ангел Господень явился и возвестил великую радость о рождении Спасителя.

- Ёлка избирается царицей рождественского праздника, потому что только она стоит в лесу вечно зелёной, указывая на вечную жизнь.

- Звезда - символ звезды, загоревшейся в Вифлееме.

- Ребёнок - преображённый образ Божественного Младенца, который иногда просто своим присутствием рассеивает мрак отчаяния и злобы, указывая тем самым на подлинную систему ценностей («…перед нами покойное-покойное было детское личико, одною своею безмятежностью обессмысливавшее всю эту войну, всё это истребление, все эти жестокие инстинкты…» - В.Немирович-Данченко «Находка»).

Рождественскую ночь недаром именовали ночью младенцев, а Рождество - праздником детей. В этом скрыт не только религиозный, но и вполне земной подтекст: кто, как не ребёнок, способен так остро радоваться подарком. Быть счастливым от одного вида блистающего ёлочного наряда, так доверчиво ждать чуда?

Праздник был мощным объединяющим центром, сводящим воедино взрослых и детей, богатых и бедных, господ и слуг, людей и зверей. Сверхзадача святочного рассказа состояла в том, чтобы усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить обо всех «труждающихся и обременённых», о необходимости милости и любви. Именно об этом - и «Дары волхвов» О.Генри, и «Девочка со спичками» Г.-Х.Андерсена, и балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского, и множество зарубежных фильмов-мелодрам.

Произведения о милосердии, сострадании будут всегда востребованы. Примеров этому множество. После 1917 года, например, святочный рассказ в каноническом виде исчез со страниц периодической печати. Но не был уничтожен, а воплотился в других жанрах. Вспоминаются новогодние детские мультфильмы, сказки, фильмы. Сам настрой большинства советских фильмов тяготел к по-святочному подслащённой развязке. Потребность в празднике не придуманном, светлом, живом - преодолела все идеологические заслоны, и пришлось святочной ёлке превратиться в новогоднюю, сменив лучистую золотую звезду на макушке на красную пятиконечную звездочку.

Читая святочный рассказ, мы каждый раз вспоминаем о великом чуде Рождества, которые многие годы учит нас быть милосердными, добрыми, внимательными друг к другу; мы соприкасаемся с Вечностью, запечатлённой в прозе и стихах, музыке и живописи, приходящей к нам вместе с нарядной рождественской ёлкой.

Будущего недостаточно,

Старого, нового мало.

Надо, чтоб ёлкою святочной

Вечность средь комнаты стала.

Б. Пастернак.

Домашнее задание (на выбор):

1) изобразить свои впечатления от рассказа Ф.М.Достоевского и музыки Г.Анохина, написать объяснение;

2) написать сочинение-рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»?»;

3) написать эссе «Вечность среди комнаты».

© 2010-2022