Урок русского языка по теме «Степени сравнения наречий»

  Аннотация: разработка урока русского языка по теме «Степени сравнения наречий». Данный материал будет полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ при подготовке к уроку.  Это урок объяснение нового материала, путем знакомства со способами образования степеней сравнения наречий; формирования  умения образовывать возможны формы степеней сравнения наречий ...    Степени сравнения наречий. 7-й класс ·         Волкова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Разделы:Преподавание... Цели: Ø  познакомить учеников с новой темой урока «Степени сравнения наречий»; Ø  воспитывать любовь к слову и речевой этикет; Ø  развивать мыслительные и творческие способности учащихся, культуру речи и владение словом. Оборудование: Ø  учебник; Ø  карточки для индивидуального опроса; Ø  таблица с частями речи. ХОД  УРОКА I.                   Организационный момент. II.                Проверка домашнего задания. III.             Повторение. Ø  Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний» · ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка по теме «Степени сравнения наречий».

Степени сравнения наречий.

7-й класс

  • Волкова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Цели:

  • познакомить учеников с новой темой урока «Степени сравнения наречий»;

  • воспитывать любовь к слову и речевой этикет;

  • развивать мыслительные и творческие способности учащихся, культуру речи и владение словом.

Оборудование:

  • учебник;

  • карточки для индивидуального опроса;

  • таблица с частями речи.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Повторение.

  • Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

  • Трижды, третий, втрое, втроем. (Третий - числительное, остальные слова - наречия.)

  • Вдали, справа, прочтя, близко. (Прочтя - деепричастие, остальные слова - наречия.)

  • Вчера, вечером, скоро, резво. (Резво - наречие образа действия, остальные - наречия времени.)

Вопросы.

  • Что такое наречие?

  • Какие смысловые группы наречий вы знаете?

  1. Работа над темой урока

  1. Работа с предложением

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

(А.С Пушкин.)

  • Обозначьте все орфограммы. Расставьте знаки препинания, разберите предложение по членам.

  • Какими частями речи являются однокоренные слова? (Печальные - имя прилагательное, относится к существительному, вопрос какие? Печально-наречие, относится к глаголу, вопрос к а к? )

  • Обозначьте состав этих слов.

  1. Беседа по вопросам.

  • Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилагательное.)

  • Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)

  • Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)


  1. Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения.

Печальные (поляны)- печальнее печальнейшие

Более печальные самые печальные

Самые печальные

  1. Попробуйте образовать степени сравнения от наречия печально.

Рассуждайте так: Сегодня луна льет свет .... чем вчера.

(Льет) печально - печальнее, печальнее всего
более печально печальнее всех

- Какой вывод можно сделать на основании этих записей? Что сразу бросается в глаза? (Способ образования наречий сравнительной степени точно такой же, как и у прилагательных; похож и способ образования превосходной степени.)

  1. Изучение теоретического материала учебника.

Ученики самостоятельно читают § 34 (с. 98, 100), уточняя вывод.

  1. Вопросы на усвоение материала.

- Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитав материал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.

У наречий две степени сравнения - сравнительная и превосходная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная - обычно имеет составную форму. Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как!)

  1. Закрепление.

1.Практическая работа.

-А теперь, ребята, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы с вами будем их образовывать. Но это задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями, от которых мы будем образовывать степени сравнения.

Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

К ак в аптеке

Точно

Как баран на новые ворота

Недоуменно

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Рядом

Вверх дном

Кувырком

Веки вечные

Навсегда

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

Не покладая рук

Старательно

(честно- честнее, более честно, честнее всех; далеко- дальше, более далеко, дальше всех; близко- ближе, более близко, ближе всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; недоуменно- недоуменнее, более недоуменно, недоуменнее всех; расточительно- расточительнее, более расточительно, расточительнее всех; ясно- яснее, более ясно, яснее всех.)

  1. Образуйте(устно)от следующих наречий формы простой сравнительной степени:

сладко - слаще,

звонко - звонче,

строго - строже,

красиво - красивее,

удобно - удобнее,

необузданно - необузданнее.

Учитель предлагает записать наречие необузданно, просит объяснить его лексическое значение. Давая толкование этого слова, учащиеся называют синонимы к нему - неукротимо, несдержанно, буйно. Внимательные ученики заметят синонимы, данные в рамке на с. 99.

3.Беседа:

  • Что будет самым трудным в практике правописания и анализа предложений с наречиями? (Запомнить неизменяемые суффиксы наречий -ее, -ей, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.)

  • Подумайте, что поможет различить сравнительную степень прилагательного и наречия.

Совместный поиск ответа на вопрос приведет к такому результату:

1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

Прилагательное -

если от существительного или местоимения

к а ко в?


сказуемоеНаречие -

если от глагола

2. Поставить вопрос как?

3. Определить слово как член предложения:

обстоятельство

4.Проанализируйте примеры, записанные на доске:

Ваш рассказ (каков?) интереснее моего. (прил.)

Вы рассказываете (как?) интереснее, чем я. (нар.)

5.Выполнение упражнений

Упражнение 212: комментированное письмо.

Упражнение 213: самостоятельная работа, консультации учителя.

VI. Домашнее задание: § 34. Упражнение 214: письменно. Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту).



© 2010-2022