- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме «Степени сравнения наречий»
Урок русского языка по теме «Степени сравнения наречий»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Ю.С. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Степени сравнения наречий.
7-й класс
-
Волкова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели:
-
познакомить учеников с новой темой урока «Степени сравнения наречий»;
-
воспитывать любовь к слову и речевой этикет;
-
развивать мыслительные и творческие способности учащихся, культуру речи и владение словом.
Оборудование:
-
учебник;
-
карточки для индивидуального опроса;
-
таблица с частями речи.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Повторение.
-
Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
-
Трижды, третий, втрое, втроем. (Третий - числительное, остальные слова - наречия.)
-
Вдали, справа, прочтя, близко. (Прочтя - деепричастие, остальные слова - наречия.)
-
Вчера, вечером, скоро, резво. (Резво - наречие образа действия, остальные - наречия времени.)
Вопросы.
-
Что такое наречие?
-
Какие смысловые группы наречий вы знаете?
-
Работа над темой урока
-
Работа с предложением
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С Пушкин.)
-
Обозначьте все орфограммы. Расставьте знаки препинания, разберите предложение по членам.
-
Какими частями речи являются однокоренные слова? (Печальные - имя прилагательное, относится к существительному, вопрос какие? Печально-наречие, относится к глаголу, вопрос к а к? )
-
Обозначьте состав этих слов.
-
Беседа по вопросам.
-
Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилагательное.)
-
Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)
-
Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)
-
Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения.
Печальные (поляны)- печальнее печальнейшие
Более печальные самые печальные
Самые печальные
-
Попробуйте образовать степени сравнения от наречия печально.
Рассуждайте так: Сегодня луна льет свет .... чем вчера.
(Льет) печально - печальнее, печальнее всего
более печально печальнее всех
- Какой вывод можно сделать на основании этих записей? Что сразу бросается в глаза? (Способ образования наречий сравнительной степени точно такой же, как и у прилагательных; похож и способ образования превосходной степени.)
-
Изучение теоретического материала учебника.
Ученики самостоятельно читают § 34 (с. 98, 100), уточняя вывод.
-
Вопросы на усвоение материала.
- Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитав материал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.
У наречий две степени сравнения - сравнительная и превосходная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная - обычно имеет составную форму. Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как!)
-
Закрепление.
1.Практическая работа.
-А теперь, ребята, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы с вами будем их образовывать. Но это задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями, от которых мы будем образовывать степени сравнения.
Положа руку на сердце
Честно
У черта на куличках
Далеко
Рукой подать
Близко
К ак в аптеке
Точно
Как баран на новые ворота
Недоуменно
На широкую ногу
расточительно
Черным по белому
Ясно
Битый час
Долго
Бок о бок
Рядом
Вверх дном
Кувырком
Веки вечные
Навсегда
На вес золота
Дорого
Душа в душу
Дружно
Не покладая рук
Старательно
(честно- честнее, более честно, честнее всех; далеко- дальше, более далеко, дальше всех; близко- ближе, более близко, ближе всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; недоуменно- недоуменнее, более недоуменно, недоуменнее всех; расточительно- расточительнее, более расточительно, расточительнее всех; ясно- яснее, более ясно, яснее всех.)
-
Образуйте(устно)от следующих наречий формы простой сравнительной степени:
сладко - слаще,
звонко - звонче,
строго - строже,
красиво - красивее,
удобно - удобнее,
необузданно - необузданнее.
Учитель предлагает записать наречие необузданно, просит объяснить его лексическое значение. Давая толкование этого слова, учащиеся называют синонимы к нему - неукротимо, несдержанно, буйно. Внимательные ученики заметят синонимы, данные в рамке на с. 99.
3.Беседа:
-
Что будет самым трудным в практике правописания и анализа предложений с наречиями? (Запомнить неизменяемые суффиксы наречий -ее, -ей, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.)
-
Подумайте, что поможет различить сравнительную степень прилагательного и наречия.
Совместный поиск ответа на вопрос приведет к такому результату:
1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:
Прилагательное -
если от существительного или местоимения
к а ко в?
сказуемоеНаречие -
если от глагола
2. Поставить вопрос как?
3. Определить слово как член предложения:
обстоятельство
4.Проанализируйте примеры, записанные на доске:
Ваш рассказ (каков?) интереснее моего. (прил.)
Вы рассказываете (как?) интереснее, чем я. (нар.)
5.Выполнение упражнений
Упражнение 212: комментированное письмо.
Упражнение 213: самостоятельная работа, консультации учителя.
VI. Домашнее задание: § 34. Упражнение 214: письменно. Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту).