Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №4

______________________

Трошина А.Е.

«____» ________________

Рабочая программа по русскому языку

6 б класс




Составитель: Шеварнова Алла Анатольевна,

учитель русского языка и

литературы, первая

квалификационная категория



2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 6 б классе МОУ СОШ №4 и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011) и примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение,2011. - (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2009 и реализует изучение русского языка по учебнику «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский» - М.: Просвещение, 2014 г. и соответствует ОП ООО МОУ СОШ № 4.

Цели обучения

Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Задачи обучения

Развитие всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма;

формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности обучающихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития обучающихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных; диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста, промежуточная итоговая аттестация в конце года.

Место учебного предмета в учебном плане.

Русский язык относится к предметам области «Филология».

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год, из них р.р. - 39(сочинений - 2, изложений - 2), контрольных диктантов - 9.

Распределение учебных часов по разделам программы

Русский язык- один из развивающихся языков мира. - 1 ч

Повторение пройденного в 5 классе- 18 ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р.-3).

Лексика. Культура речи - 16ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р.-3).

Словообразование. Орфография.- 24 ( в т. ч. К. р.- 1, Р.р-4).

Морфология. Орфография. Культура речи - 129ч.

Имя существительное - 22 ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р.-2).

Имя прилагательное - 30 ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р.-3).

Имя числительное - 18ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р.-3).

Местоимение - 28ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р-9.).

Глагол - 31ч (в т. ч. К.р.-1, Р.р.-8).

Повторение и систематизация изученного в 5 классе - 22ч. (в т. ч. К.р-1, Р.р.-4)

Требования к результатам изучения предмета

Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, сё анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) осознание эстетической функции родного языка.

Содержание учебного предмета


Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч.)

Повторение пройденного в 5 классе (18 ч.)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности (заявление).

Лексика и фразеология. Культура речи (16ч.)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стили-

стически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 ч.)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Основные выразительные средства словообразования.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (22 ч.)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Основные выразительные средства морфологии.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (30 ч.)

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (18 ч.)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числи-

тельные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (28 ч.)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (31 ч.)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (22 ч.)

Сочинение на выбранную тему






























Календарно - тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.



















2.







3.





4.





5,6.





7.



8.





9.

10, 11.







12, 13.







14.





15.

16.



17.





18.







19.













20.



21.



22.







23.





24.

25.

26,

27.

28.





29.

30.

31.





32.







33.



34.





35.













36.



37.



38,39.





40.

41,42.









43, 44



45, 46



47, 48



49, 50



51





52



53







54



55, 56





57







58





59



















60







61





62





63





64



65





66, 67





68





69

70, 71



72







73





74





75, 76





77, 78





79



80







81







82



83, 84



85, 86



87







88



89



90





91, 92







93



94, 95



96, 97









98, 99





100, 101





102, 103





104, 105, 106

107, 108



109





110







111







112



113



114, 115



116



117





118, 119



120





121



122



123



124





125



126





127



128, 129





130



131



132





133



134, 135

136, 137



138, 139

140

141, 142

143, 144

145, 146

147, 148

149, 150



151



152



153, 154







156



157





158







159, 160

161



162



163, 164

165, 166

167

168,
169

170, 171

172, 173

174







175, 176

177, 178

179



180, 181

182 - 184





185, 186

187





188











189



190, 191



192, 193



194, 195



196, 197



198, 199

200

201, 202



203



204



205, 206

207



208

209, 210




Русский язык - один из развитых языков мира







Повторение изученного в 5 классе

15 + 3 = 18

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Части речи. Морфологический разбор слова.

Орфограмма в окончаниях.

Р.Р. Сочинение на тему «Памятный день летних каникул»

Словосочетание

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Сложное

предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Прямая речь. Диалог

Р.Р Текст, его особенности.

Р.Р Стили речи. Официально-деловой стиль.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5классе»

Анализ контрольного диктанта.



Лексика и фразеология. Культура речи.

13 + 3 = 16ч

Слово и его лексическое значение.

Лексикография. Словари.

Р.Р. Сочинение по

картине А.М.Герасимова «После дождя»

Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

Диалектизмы.

Жаргонизмы

Р.Р. Сжатое изложение

Исконно русские и заимствованные слова.

Неологизмы

Устаревшие слова

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика».

Тест по теме «Лексика».

Контрольный диктант по теме «Лексика».

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.



Словообразование. Орфография.

20 + 4 = 24ч.

Морфемика и словообразование.

Р.Р. Сочинение-описание интерьера.

Основные способы образования слов в русском языке.

Этимология слова.

Р.Р. Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.

Буквы О и А в корне - кос---кас-.

Буквы О и А в корне - гор- - гар-, -зор-зар-.

Буквы И и Ы после приставок.

Гласные в приставках пре- и при-

Гласные в приставках пре- и при-

Словарный диктант.

Соединительные О и Е в сложных словах.

Р.Р. Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро».

Сложносокращенные слова.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография».

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

Анализ контрольного диктанта.





Морфология. Орфография.

Имя существительное.

20 + 2 = 22ч.



Имя существительное как часть речи. Род имен существительных.

Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие.

Разносклоняемые имена существительные.

Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имен существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р. Письмо.

Не с существительными.

Р.Р. Сочинение-описание по картине А.Герасимова «После дождя».

Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик-( - щик-).

Гласные в суффиксах существительных -ек и-ик-.

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Повторение темы «Имя существительное».

Тест по теме: «Имя существительное».

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

Анализ контрольного диктанта.

Имя прилагательное

27 + 3 = 30ч.

Имя прилагательное как часть речи.

Р.Р. Сочинение-описание природы.

Степени сравнения имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий.

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев).

Р.Р. Выборочное изложение.

Не с именами прилагательными.

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Тестирование по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Анализ контрольного диктанта.

Имя числительное

15 + 3 = 18 ч.

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Р.Р Устное сочинение- рассуждение.

Дробные числительные.

Собирательные числительные.

Тест по теме «Разряды числительных.

Морфологический разбор имени числительного.

Повторение темы «Имя числительное».

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

Анализ контрольного диктанта.

Р.Р Выборочное изложение.

Местоимение

19 + 9 = 28

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений.

Личные местоимения.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица.

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Р.Р Рассказ по сюжетным рисункам .

Вопросительные и относительные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Р.Р Рассуждение.

Отрицательные местоимения.

Притяжательные местоимения.

Р Р Сочинение - рассуждение.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения. Словарный диктант.

Р.Р Местоимения и другие части речи.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» .

Повторение по теме «Местоимение».

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Анализ контрольного диктанта.

Глагол

23 + 8 = 31

Глагол как часть речи.

Инфинитив. Спряжение глаголов.

P.Р. Сочинение - рассказ.

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные.

Наклонение глагола.

P.Р. Изложение.

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Р.Р. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

Р.Р. Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

P.Р. Рассказ на основе услышанного.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Словарный диктант.

Повторение темы «Глагол».

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Анализ контрольного диктанта.

Повторение и систематизация изученного

16 + 6 = 22ч.

Разделы науки о языке.

Р.Р. Сложный план на тему «Разделы науки о языке».

Орфография. Орфографический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

P.Р. Итоговое контрольное сочинение.

Лексика и фразеология.

Словообразование.

Морфемный и словообразов - й разбор.

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта.

Морфология.

Морфологический разбор слова.

Синтаксис.

Р.Р Комплексный анализ текста.

Подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему.





Осознание соотношения произношения и правописания. Знакомство со всеми частями речи (их морфологическими признаками), с понятием транскрипции, орфограммами, морфемами. Усвоение правил написания гласных и согласных в корне слова. Чтение текста, определение его стиля, анализ содержания, высказывание и обоснование своего мнения о тексте. Написание диктанта, сочинения на заданную тему.



























































Овладение базовыми понятиями лексикологии. Понимание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Объяснение различий лексического и грамматического значений слова. Умение пользоваться толковыми словарями. Различение: однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Опознавание омонимов, синонимов, антонимов. Работа с текстом: озаглавливание его, составление плана, анализ содержания и структуры текста. Определение функционального стиля и функционально-смыслового типа текста. Написание изложения.

























Овладение основными понятиями словообразования.

Делают морфемный и словообразовательный разбор слов. Усвоение правил написания гласных в приставках, букв О-А в корнях -кос-/-кас-, -гор-/-гар-, -зор-/-зар-. Правописание соединительных гласных О, Е в сложных словах. Написание сочинения и диктанта.





































































Определение имени существительного как самостоятельной части речи, характеристика его морфологических признаков и синтаксической роли. Распознавание имен существительных несклоняемых, разносклоняемых. Определение рода несклоняемых имён существительных. Усвоение правил написания гласных в падежных окончаниях и применение их при выполнении упражнений.

Написание сочинения и диктанта.































































Определение морфологических признаков имени прилагательного, его синтаксической роли. Распознание качественных, относительных, притяжательных имён прилагательных.

Усвоение правила написания не с именами прилагательными, Н, НН в именах прилагательных, дефисное и слитное написание прилагательных. Написание сочинения-описания природы, выборочного изложения

и диктанта.













































































Определение морфологических признаков имени числительного, его синтаксической роли.

Распознание порядковых, количественных имён числительных. Правописание имён числительных. Написание выборочного изложения

и диктанта.



















































Определение морфологических признаков местоимения, его синтаксической роли.

Распознание разрядов местоимений. Написание сочинения - рассуждения, сочинения по картине

и диктанта.



















Определение морфологических признаков глагола, его синтаксической функций.

Распознавание наклонения глаголов, повелительного наклонения и формы будущего времени. Употребление наклонений. Делают морфологический разбор глагола. Знакомство с рассказом на основе услышанного. Написание сочинения, изложения и диктанта.























































Систематизация знаний, полученных при изучении разных разделов науки о языке. Заполнение, анализ, составление таблиц. Систематизация орфограмм в разных морфемах и установление связи между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Повторение знаний о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Анализ текстов. Написание сочинения и диктанта.

















Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения русского языка обучающийся научится:

• определять роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• понимать смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

• определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы и их особенности;

• различать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основным нормам русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) нормы речевого этикета;

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

фонетика и графика

• определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;

орфоэпия

• правильно произносить гласные, согласные, их сочетания в составе слова; название букв алфавита, употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарем;

лексика

• потреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; познавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарем;

словообразование

• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению (имя существи-тельное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение); правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;

синтаксис

• выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

• находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать вы-бор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

• определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, по жанровой картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Срок реализации программы 1 год.

Учебно - методические средства обучения.

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2014г.

3. ipmce.su/~lib/osn_prav.html.

4.slovesnik-oka.narod.ru.

5.likbez.spb.ru/tests/.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей гуманитарных предметов

от _____________ № _______

________________

Ширяева Г.И./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________

/Бурикова Н.Б./



© 2010-2022