Урок русского языка в 5 б классе на тему «Буквы о – ё после шипящих в корне»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Средняя общеобразовательная школа №18»





Городской конкурс методических разработок педагогов

по здоровьесбережению


Номинация: лучший «Урок Здоровья»


Урок русского языка в 5 б классе на тему

«Буквы о - ё после шипящих в корне»


ФИО автора, должность, квалификация:

Рыбина Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория







Тема: «Буквы о - ё после шипящих в корне», 5 класс

Цели урока:

Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Оборудование:

  • учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] - 38-е изд. - М.: Просвещение, 2011.),

  • рабочие тетради;

  • компьютер, мультимедийный проектор;

  • презентация урока;

  • раздаточный материал

Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Постановка проблемы и актуализация знаний.

  4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Подведение итогов.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Тип урока: изучение нового материала по орфографии.


Ход урока:

1. Орг. момент. Вступление учителя и организация внимания.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты

Начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Я рада встрече с вами. Сели правильно и красиво.
В далекой сказочной стране живет веселый, озорной и очень любознательный деревянный человечек. Его зовут Буратино. И вот сегодня Буратино пришел к нам на урок (слайд 1)

У Буратино много друзей.
Когда он разговаривал со своими друзьями, то делал очень много ошибок в словах. И вот однажды между ними разгорелся спор. Они спорили, какая же буква пишется в корнях - раст-, -рос- А или О? Долго спорили, но так и не пришли к единому мнению. Наш герой очень огорчился и попросил вас подсказать ему и его друзьям, в каком случае в корнях - раст-, -рос- пишется буква А, а в каком О?

Для того чтобы напомнить Буратино правописание букв О и А в корнях - раст-, -рос- давайте проверим, насколько внимательно вы слушали меня на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях -раст- - -рос- пишется А, а когда О.


2. Проверка домашнего задания. ( Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на практике)


Кто озвучит правило о правописании корней - раст- - - рос-?

Молодец!
На партах у вас лежат карточки, в которых нужно обвести только выбранную букву и выписать ключевое слово. Это задание для 1и 2 группы, а 3 группа поработает со мной

Карточка № 1

1.Слова-исключения?

У) РОСТОК, ОТРАСЛЬ М) ВЫРАСТИ, ВЫРОСЛА

2.В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

М) ВОЗР…СТНОЙ БАРЬЕР К) ВЫР…С

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

Л) Р…СТОЧЕК Н) ПОДР…СТАЮЩЕЕ

4. Все ли слова относятся к данному правилу о правописании - раст-рос- : растение, ложка.

И) НЕТ П) ДА

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

И) р…стения Ц) ВЫР…СЛА

6. В корне - раст-рос пишется перед ст, щ буква:

А) А М) О

__________________________________________

Какое слово получилось?

Проверка тестов.

Ключевое слово: умница.

Молодцы!

Подсказали мы с вами БУРАТИНО о правописании безударной гласной в корне - раст- - - рос-?

Молодцы! Давайте отдохнём

Бодрость за одну минуту

  1. Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

  2. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

  3. Уши. Потрите уши (5 сек).

  4. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).

  5. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

  6. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).

Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.
4. Актуализация знаний и постановка цели урока.

(Цель: довести до сознания учащихся, что написание буквы е после шипящих зависит от ударения, научить графически обозначать орфограмму).

Буратино очень любознательный. Его всегда все интересовало. И вот однажды, когда Буратино шел по лесу и любовался всем, что его окружало, неожиданно ему на нос упал жёлтый лист. Буратино его поднял, рассмотрел внимательно. Произнес вслух слово «жёлтый» и задумался, а как же правильно пишется это слово? Он не знает. Давайте поможем ответить ему на этот вопрос.


Коррекция внимания.

На столах у вас лежат карточки, возьмите их.

Прочитайте слова:

Шёпот Жёлудь Шов

Закройте слова, ответьте на вопросы:

- Сколько всего слов?

- Какой частью речи являются слова?

- Какое было первое слово?

- Какое было последнее слово?

Откройте слова, давайте прочитаем их.


Выделите корень в словах.

Поставьте ударение.

После каких согласных стоят ударные гласные?

Назовите ударную гласную в первом слове, а какой гласный звук слышится?

Во втором назовите ударную гласную, а какой гласный звук слышится?

В третьем назовите ударную гласную, а какой гласный звук слышится?

Попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока

(Буквы о - ё после шипящих в корне слова) (слайд 2)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова».

Сформулируйте цель нашего урока?

Совершенно верно, сегодня на уроке мы должны научиться определять, какую гласную необходимо писать после шипящих в корне слова, О или Ё.

4. Объяснение нового материала.

На доске записаны слова.

Пчёлка

Шёрстка

Жёлтый

Выделим корень.

Поставим ударение.

Подберём проверочные слова к нашим словам и запишем их.

Какой вывод?

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.

Обратите внимание как графически выделяется орфограмма.

Упражнения для глаз:

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.

  2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.

  3. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.

  4. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.

  5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.

  6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

  7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

  8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 - 35 см, затем на предмет вдали.

  9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)

  10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.



Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило (слайд 3)

В сад забрёл наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

«Мой капюшон! О, так ужасно!»

И Буратино был таков.

Какие слова вам встретились в этом стихотворение?

Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (слайд 4)

Назовите их.

Поставьте устно ударение в этих словах.

Выделите корень

Какая гласная пишется под ударением? Можно подобрать к ним проверочные слова?

Есть, ребята, такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами - исключениями. Их написание нужно запомнить.

Запишем в тетрадь данные слова, а один человек у доски.

Крыжовник, шов, шорох, капюшон.

Выделим корень, поставим ударение.

Можно подобрать к ним проверочные слова?

Какой вывод о правописании о и ё после шипящих в корне слова под ударением можем сделать?

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е;

пишем О по ударением, если проверочного слова нет.

«Чудесная полянка»

Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
5. Закрепление нового материала.

(Цель: формирование умений и навыков применения теории на практике)

Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму). (Двое учеников выполняют задания на карточках)

К одежде за воротничок

Пришили этот колпачок.

(капюшон)

Очень эта речь тиха,

Прямо скажем, чуть слышна.

(шёпот)

На ветке - конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке -

Породы ежовой.

(крыжовник)

Это платье не из ситца -

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят…

(шёлк)

На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он -

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (жёлудь).

Справился с заданием? Какую оценку ты себе поставил бы? А одноклассники? Почему?

- У Буратино есть золотой ключик. Этим ключиком он откроет нам еще одну тайну русского языка. А тайна эта состоит в том, что в русском языке встречаются слова, где после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной, а также иноязычного происхождения. Правописание их нужно запомнить.

Это такие слова, как шофер, шоколад, шоссе. Жокей, жонглёр
Дома вам необходимо было найти обозначение слов жокей и жонглёр.

Кто выполнил это задание?


Что обозначают эти слова? ( Словарная работа)

Жокей - профессиональный наездник на скачках, бегах (слайд 5)

Жонглёр - актёр цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов. (слайд 6)
Придумайте словосочетания с этими словами.

Физкультминутка «Весёлые человечки»

Необходимо выбрать правильный ответ и продемонстрировать это соответствующим движением:

Слова с буквой О - «руки вверх»

Слова с буквой Ё- «руки в сторону»

шов шёпот

чёрточка шорты

шок дешёвый

крыжовник жёрдочка

Дети, внимательно посмотрите по сторонам, найдите слова на наше правило, встаньте и возьмите таблички со словами.

Внимательно посмотрите на данные слова и объясните их правописание.
Желтый, шепот, шов, шерстка, шорох, жердочка, чёрный, пшённая, тяжёлый, крыжовник.

А все остальные внимательно слушают объяснение.

6.Этап подведения итогов урока
Сегодня на уроке нам во многом помог Буратино. Он стал нашим другом. С его помощью мы узнали много нового.

Давайте ещё раз вспомним и закрепим то, о чём мы говорили на уроке.

Какова тема урока?

Что нового узнали?

Для чего изучали данную орфограмму?

7.Рефлексия.

Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.

8. Домашнее задание и выставление оценок (слайд 8)


© 2010-2022