Урок по литературе на тему Уроки романа А. С. Пушкина Евгений Онегин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Тема. Уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цель:

  • создать у учащихся представление о литературном произведении как об источнике знаний о жизни, верном друге и помощнике;

  • показать особенности изображения А.С.Пушкиным Татьяны Лариной как героини романа «Евгений Онегин»;

  • раскрыть авторское отношение к Татьяне;

  • развивать умение учащихся анализировать текст художественного

произведения, определять авторское отношение к изображаемым

героям и событиям, выражать собственную точку зрения;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • на примере судьбы Татьяны Лариной помочь десятиклассникам наметить пути собственного самосовершенствования;

  • воспитывать потребность в чтении художественных произведений.

Оборудование: компьютерная презентация «Татьяна Ларина»;

карточки с вопросами; альбомные листы, фломастеры.

ХОД УРОКА

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

А.С.Пушкин

I. Объявление темы, цели, задач урока.

Добрый день, уважаемые читатели! Да, я обращаюсь к вам именно как к читателям. Может быть, кто-то из вас и станет литературоведом, а вот читателями, я надеюсь, будут все. В последней главе «Евгения Онегина», обращаясь к читателям своего романа, Пушкин пишет… (см. эпиграф к уроку).

Вы уже познакомились с сюжетом этого произведения, его героями, художественными особенностями. А сегодня, на заключительном уроке, мы обратимся к тем строкам «Евгения Онегина», которые уже затронули ваше сердце, вызвали какие-то мечты, а возможно, изменят и вас самих, ваше отношение как к себе, так и к миру, и вызовут желание ещё не один раз вернуться к этому замечательному произведению. Поэтому тема нашего занятия - уроки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

II. Организация работы.

На одних этапах уроках вы будете работать индивидульно, на других - в группах. Итогом нашей совместной деятельности станет создание высказывания, в котором вы сможете выразить соё отношение к затронутой на уроке проблеме.

III. Мотивация учебной деятельности.

Когда мне было столько лет, сколько сейчас вам, я была очень неуверенным и закомплексованным человеком. Мне кажется, вы не станете отрицать, что и в вашей жизни бывают моменты, когда вы чувствуете себя не вполне уверенно. Например, сейчас, когда на уроке много незнакомых людей. Попробуйте, посовещавшись в группах, определить причины вашей неуверенности в различных жизненных ситуациях. Запишите их фломастерами на листах большими буквами. Ответы не подписывайте. Если вы будете испытывать затруднения, обратитесь к этим фразам (слайд 1), выберите то, что характерно именно для вас, дополните, если нужно, своими высказываниями.

Листы с записями учащихся вывешиваются на доске.

Слайд 1

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

IV. Организация восприятия и усвоения новой информации.

1. Анализ эпизодов романа

Итак, первый шаг сделан: мы выяснили причины своей неуверенности. А теперь попробуем ответить на вопрос: как её преодолеть и стать уверенным в себе? За ответом пойдём к Пушкину.

Давайте вспомним строки романа, связанные с героиней, которую на определённом этапе своей жизни назвать уверенной никак нельзя.


Слайды 2-8

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин




Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений ОнегинУрок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин


  • Вспомнили эти строки?

  • Какие события жизни Татьяны нашли отражение в них?

  • Какой изображает Пушкин Татьяну-барышню: её внешность, духовный мир, интересы?

  • Что имеет в виду Пушкин, говоря о русской душе героини?

  • Как чувствует она себя среди своих сверстников? В московском обществе?

  • Уверена ли она в себе? Почему?

  • Почему Татьяна первая признаётся Онегину в любви, да ещё и в форме письма?

Слайд 9

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

В первых главах романа Пушкин пишет о Татьяне как о не очень красивой, молчаливой, застенчивой, неуверенной в себе барышне. Автор с удивлением и восхищением говорит о богатом духовном мире героини, о силе и сложности её чувств, которые даже он сам не в состоянии передать в переводе Татьяниного письма. Но, увы, эти качества не помогают Татьяне: чужая в своей семье, она остаётся непонятой и одинокой и в светском московском обществе. Татьяне неуютно там, ведь она не такая, как все! Её лучшие друзья - французские эпистолярные романы. Именно эти книги служат девушке источником знаний о мире и человеческих отношениях, а их героини являются образцом для подражания. Потому Татьяна и пишет письмо своему избраннику - другой модели поведения в такой ситуации она просто не знает. Говоря о русской душе Татьяны, Пушкин имеет в виду народные уроки нравственности, которые преподала ей няня.

2. Создание сенканта «Татьяна-барышня»

Слайд 10

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Вариант сенканта

Татьяна

Неуверенная, одинокая

Читает, любит, страдает

Обладает богатым духовным миром

Барышня

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений ОнегинТакой оставляем мы Татьяну на московском балу, а через несколько лет встречаем там же, но уже совершенно другой.

3. Анализ эпизодов романа

Слайды11 - 14

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал…

К хозяйке дама приближалась,

За нею важный генерал.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

В

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегинсё тихо, просто было в ней.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была




КУрок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегиннягиня смотрит на него…

И что ей душу не смутило,

Как сильно не была она

Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих её поклон.

Ей-ей не то чтоб содрогнулась

Иль стала вдруг бледна, красна..

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

ЯУрок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.



Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приёмы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

Вторя Пушкину, мы можем лишь восклицать:

Как изменилася Татьяна!

  • Скажите, какой стала Татьяна-княгиня?

4 Создание сенканта «Татьяна-княгиня»

Вариант сенканта

Татьяна

Простая, искренняя

Любит, страдает, восхищает

Умеет владеть своими чувствами

Княгиня

5. Проблемные вопросы.

  • В чём секрет такого превращения?

  • Что именно изменилось в Татьяне?

Для того чтобы раскрыть этот секрет, попробуйте ответить на такие вопросы:

Слайд 15

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

  • С какими испытаниями была связана жизнь Татьяны?

  • Что утратила, а что приобрела героиня, пройдя через эти испытания?

  • Какие черты характера Татьяны-барышни остались у Татьяны-княгини?

  • Почему на признание Онегина Татьяна отвечает отказом?

Татьяна достойно выдержала выпавшие на её долю испытания: и безответную любовь к Онегину, и разлуку с ним, и непонимание окружающих, и замужество с нелюбимым человеком. "Учитесь властвовать собой", - сказал ей Онегин во время объяснения. Этот жизненный урок девушка усвоила хорошо. Как настоящая светская дама, она научилась скрывать свои чувства. Татьяна, по словам Пушкина, "играет роль", а в душе по-прежнему остаётся простой, искренней. Теперь она осознаёт свою непохожесть, индивидуальность не как недостаток, а как преимущество. А главное, что придаёт Татьяне уверенность, - это твёрдые представления о добре и зле, чёткие представления о нравственных основах жизни. Теперь героиня не боится показаться смешной, нелепой - княгиня сама формирует общественное мнение и при своей неброской внешности выглядит истинной королевой! Основы этой нравственности - в народной душе Татьяны, столь ценимой автором. Татьяна знает: нельзя построить собственое счастье на несчастье других, поэтому любой иной ответ Онегину противоречил бы характеру пушкинской героини. Впервые об этом сказал Ф.М.Достоевский.

























Запись на доске

ТУрок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений ОнегинУрок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений ОнегинАТЬЯНА

барышня княгиня

- простая;

- естественная;

-искренняя;

-уверенная;

- вызывающая восхищение и поклонение;

-владеющая своими чувствамиУрок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

-обладает богатым и сложным духовным миром;

-неуверенная;

-печальная;

-одинокая;

-не такая, как все;

- увлечённая французскими романами;

-впитавшая народные представления о нравственности

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

чёткие нравственные принципы;

искренность;

простота;

богатый внутренний мир;

умение владеть собой;

преодоление трудностей

В чём секрет ? такого превращения

V. Рефлексия. Сочинение-миниатюра «Уроки Пушкина».

В начале урока мы поставили цель: найти ответ на вопрос: как стать уверенным и обратились за советом к Пушкину.

  • Какой ответ получили вы? Поделитесь со мной своими выводами. Оформите их в виде сочинения-миниатюры. Если при его написании у вас возникнут затруднения, обратитесь к этому слайду - на нём каркас, примерная схема такого сочинения. Вы можете воспользоваться ей как основой, вставив на месте многоточий слова, отражающие вашу точку зрения.

Слайд 16

Урок по литературе на тему Уроки романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Рассказывая о судьбе Татьяны Лариной, А.С.Пушкин утверждает: определите для себя …; цените … как …, как … . Не бойтесь трудностей: они … .Помните, что простота, естественность, искренность - … . Постоянно работайте …, учитесь … . И тогда уверенность станет … и успех … .

ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Рассказывая о судьбе Татьяны Лариной, Пушкин утверждает: определите для себя, что есть добро, а что зло, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя; цените себя как личность, как индивидуальность. Не бойтесь трудностей: они заставляют нас совершенствоваться. Помните, что простота, естественность и искренность - прекрасные «визитные карточки». Постоянно работайте над собой, «учитесь властвовать» своими чувствами - и тогда уверенность станет вашим обычным состоянием и успех обязательно придёт.

VI. Подведение итогов урока.

Я желаю вам осознать и оценить свою индивидуальность, реализовать свои возможности и стать уверенными и успешными. Но хочу предупредить: как только вы станете такими, у вас обязательно появятся враги. А ответ на вопрос: как справиться с этой проблемой, вы найдёте в произведении, которое начнёте изучать буквально через один-два урока - романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Григорий Александрович Печорин - его главный герой - говорит по этому поводу: «Я врагов люблю. Они меня забавляют, волнуют мне кровь».

VII. Дом. задание.

Выработать индивидуальную программу (разработать план) собственного совершенствования, преодоления неуверенности. Записать его либо в виде эссе, либо в форме развёрнутого ответа.













13

© 2010-2022