- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Уроки романа А. С. Пушкина Евгений Онегин
Урок по литературе на тему Уроки романа А. С. Пушкина Евгений Онегин
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гришанова Т.К. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10 класс
Тема. Уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цель:
-
создать у учащихся представление о литературном произведении как об источнике знаний о жизни, верном друге и помощнике;
-
показать особенности изображения А.С.Пушкиным Татьяны Лариной как героини романа «Евгений Онегин»;
-
раскрыть авторское отношение к Татьяне;
-
развивать умение учащихся анализировать текст художественного
произведения, определять авторское отношение к изображаемым
героям и событиям, выражать собственную точку зрения;
-
развивать творческие способности учащихся;
-
на примере судьбы Татьяны Лариной помочь десятиклассникам наметить пути собственного самосовершенствования;
-
воспитывать потребность в чтении художественных произведений.
Оборудование: компьютерная презентация «Татьяна Ларина»;
карточки с вопросами; альбомные листы, фломастеры.
ХОД УРОКА
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
А.С.Пушкин
I. Объявление темы, цели, задач урока.
Добрый день, уважаемые читатели! Да, я обращаюсь к вам именно как к читателям. Может быть, кто-то из вас и станет литературоведом, а вот читателями, я надеюсь, будут все. В последней главе «Евгения Онегина», обращаясь к читателям своего романа, Пушкин пишет… (см. эпиграф к уроку).
Вы уже познакомились с сюжетом этого произведения, его героями, художественными особенностями. А сегодня, на заключительном уроке, мы обратимся к тем строкам «Евгения Онегина», которые уже затронули ваше сердце, вызвали какие-то мечты, а возможно, изменят и вас самих, ваше отношение как к себе, так и к миру, и вызовут желание ещё не один раз вернуться к этому замечательному произведению. Поэтому тема нашего занятия - уроки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
II. Организация работы.
На одних этапах уроках вы будете работать индивидульно, на других - в группах. Итогом нашей совместной деятельности станет создание высказывания, в котором вы сможете выразить соё отношение к затронутой на уроке проблеме.
III. Мотивация учебной деятельности.
Когда мне было столько лет, сколько сейчас вам, я была очень неуверенным и закомплексованным человеком. Мне кажется, вы не станете отрицать, что и в вашей жизни бывают моменты, когда вы чувствуете себя не вполне уверенно. Например, сейчас, когда на уроке много незнакомых людей. Попробуйте, посовещавшись в группах, определить причины вашей неуверенности в различных жизненных ситуациях. Запишите их фломастерами на листах большими буквами. Ответы не подписывайте. Если вы будете испытывать затруднения, обратитесь к этим фразам (слайд 1), выберите то, что характерно именно для вас, дополните, если нужно, своими высказываниями.
Листы с записями учащихся вывешиваются на доске.
Слайд 1
IV. Организация восприятия и усвоения новой информации.
1. Анализ эпизодов романа
Итак, первый шаг сделан: мы выяснили причины своей неуверенности. А теперь попробуем ответить на вопрос: как её преодолеть и стать уверенным в себе? За ответом пойдём к Пушкину.
Давайте вспомним строки романа, связанные с героиней, которую на определённом этапе своей жизни назвать уверенной никак нельзя.
Слайды 2-8
-
Вспомнили эти строки?
-
Какие события жизни Татьяны нашли отражение в них?
-
Какой изображает Пушкин Татьяну-барышню: её внешность, духовный мир, интересы?
-
Что имеет в виду Пушкин, говоря о русской душе героини?
-
Как чувствует она себя среди своих сверстников? В московском обществе?
-
Уверена ли она в себе? Почему?
-
Почему Татьяна первая признаётся Онегину в любви, да ещё и в форме письма?
Слайд 9
В первых главах романа Пушкин пишет о Татьяне как о не очень красивой, молчаливой, застенчивой, неуверенной в себе барышне. Автор с удивлением и восхищением говорит о богатом духовном мире героини, о силе и сложности её чувств, которые даже он сам не в состоянии передать в переводе Татьяниного письма. Но, увы, эти качества не помогают Татьяне: чужая в своей семье, она остаётся непонятой и одинокой и в светском московском обществе. Татьяне неуютно там, ведь она не такая, как все! Её лучшие друзья - французские эпистолярные романы. Именно эти книги служат девушке источником знаний о мире и человеческих отношениях, а их героини являются образцом для подражания. Потому Татьяна и пишет письмо своему избраннику - другой модели поведения в такой ситуации она просто не знает. Говоря о русской душе Татьяны, Пушкин имеет в виду народные уроки нравственности, которые преподала ей няня.
2. Создание сенканта «Татьяна-барышня»
Слайд 10
Вариант сенканта
Татьяна
Неуверенная, одинокая
Читает, любит, страдает
Обладает богатым духовным миром
Барышня
Такой оставляем мы Татьяну на московском балу, а через несколько лет встречаем там же, но уже совершенно другой.
3. Анализ эпизодов романа
Слайды11 - 14
Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
В
сё тихо, просто было в ней.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу не смутило,
Как сильно не была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих её поклон.
Ей-ей не то чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна..
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Вторя Пушкину, мы можем лишь восклицать:
Как изменилася Татьяна!
-
Скажите, какой стала Татьяна-княгиня?
4 Создание сенканта «Татьяна-княгиня»
Вариант сенканта
Татьяна
Простая, искренняя
Любит, страдает, восхищает
Умеет владеть своими чувствами
Княгиня
5. Проблемные вопросы.
-
В чём секрет такого превращения?
-
Что именно изменилось в Татьяне?
Для того чтобы раскрыть этот секрет, попробуйте ответить на такие вопросы:
Слайд 15
-
С какими испытаниями была связана жизнь Татьяны?
-
Что утратила, а что приобрела героиня, пройдя через эти испытания?
-
Какие черты характера Татьяны-барышни остались у Татьяны-княгини?
-
Почему на признание Онегина Татьяна отвечает отказом?
Татьяна достойно выдержала выпавшие на её долю испытания: и безответную любовь к Онегину, и разлуку с ним, и непонимание окружающих, и замужество с нелюбимым человеком. "Учитесь властвовать собой", - сказал ей Онегин во время объяснения. Этот жизненный урок девушка усвоила хорошо. Как настоящая светская дама, она научилась скрывать свои чувства. Татьяна, по словам Пушкина, "играет роль", а в душе по-прежнему остаётся простой, искренней. Теперь она осознаёт свою непохожесть, индивидуальность не как недостаток, а как преимущество. А главное, что придаёт Татьяне уверенность, - это твёрдые представления о добре и зле, чёткие представления о нравственных основах жизни. Теперь героиня не боится показаться смешной, нелепой - княгиня сама формирует общественное мнение и при своей неброской внешности выглядит истинной королевой! Основы этой нравственности - в народной душе Татьяны, столь ценимой автором. Татьяна знает: нельзя построить собственое счастье на несчастье других, поэтому любой иной ответ Онегину противоречил бы характеру пушкинской героини. Впервые об этом сказал Ф.М.Достоевский.
Запись на доске
ТАТЬЯНА
барышня княгиня
- простая;
- естественная;
-искренняя;
-уверенная;
- вызывающая восхищение и поклонение;
-владеющая своими чувствами
-обладает богатым и сложным духовным миром;
-неуверенная;
-печальная;
-одинокая;
-не такая, как все;
- увлечённая французскими романами;
-впитавшая народные представления о нравственности
чёткие нравственные принципы;
искренность;
простота;
богатый внутренний мир;
умение владеть собой;
преодоление трудностей
В чём секрет ? такого превращения
V. Рефлексия. Сочинение-миниатюра «Уроки Пушкина».
В начале урока мы поставили цель: найти ответ на вопрос: как стать уверенным и обратились за советом к Пушкину.
-
Какой ответ получили вы? Поделитесь со мной своими выводами. Оформите их в виде сочинения-миниатюры. Если при его написании у вас возникнут затруднения, обратитесь к этому слайду - на нём каркас, примерная схема такого сочинения. Вы можете воспользоваться ей как основой, вставив на месте многоточий слова, отражающие вашу точку зрения.
Слайд 16
Рассказывая о судьбе Татьяны Лариной, А.С.Пушкин утверждает: определите для себя …; цените … как …, как … . Не бойтесь трудностей: они … .Помните, что простота, естественность, искренность - … . Постоянно работайте …, учитесь … . И тогда уверенность станет … и успех … .
ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ
Рассказывая о судьбе Татьяны Лариной, Пушкин утверждает: определите для себя, что есть добро, а что зло, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя; цените себя как личность, как индивидуальность. Не бойтесь трудностей: они заставляют нас совершенствоваться. Помните, что простота, естественность и искренность - прекрасные «визитные карточки». Постоянно работайте над собой, «учитесь властвовать» своими чувствами - и тогда уверенность станет вашим обычным состоянием и успех обязательно придёт.
VI. Подведение итогов урока.
Я желаю вам осознать и оценить свою индивидуальность, реализовать свои возможности и стать уверенными и успешными. Но хочу предупредить: как только вы станете такими, у вас обязательно появятся враги. А ответ на вопрос: как справиться с этой проблемой, вы найдёте в произведении, которое начнёте изучать буквально через один-два урока - романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Григорий Александрович Печорин - его главный герой - говорит по этому поводу: «Я врагов люблю. Они меня забавляют, волнуют мне кровь».
VII. Дом. задание.
Выработать индивидуальную программу (разработать план) собственного совершенствования, преодоления неуверенности. Записать его либо в виде эссе, либо в форме развёрнутого ответа.
13