Использование опорных схем-конспектов и технологии мастерских на уроках литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грицай О.П.

Использование опорных схем-конспектов и технологии мастерских на уроках литературы в старших классах

ГБПОУ Колледж судостроения и прикладных технологий

(г. Санкт-Петербург)

Уже несколько лет я использую такой прием в проведении уроков литературы, как опорные схемы-конспекты. Схематическая наглядность - важнейший фактор активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и интенсификации обучения.

Опорные схемы-конспекты дают возможность излагать новую тему укрупненными, логически завершенными частями. Подача материала крупным блоком освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практических работ на уроках [1].

В ряде психологических исследований выявлено, что структурирование и схематизация текстовой информации способствует лучшему запоминанию, чем линейно-текстовое изложение; а также установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала.

В использовании ОСК просматривается сходство с подходом В.Ф. Шата-, лова, кратко сформулировавшего суть своего метода так: «Я обратил внимание на мысль, логику, только и всего».

Научившись рассуждать по готовому образцу-схеме, ученики самостоятельно объясняют материал с помощью ОСК. Даже когда работают без схем-конспектов, в их памяти сохраняется зрительный образ схемы, конкретизирующий и направляющий ход внутренних рассуждений.

Как я работаю с ОСК? Первый этап - работа с текстом произведения или лекция учителя. Второй этап - объяснение по опорной схеме-конспекту. Третий этап - учащиеся записывают ОСК в тетради. Четвертый этап - учащиеся записывают пояснения к опорной схеме-конспекту.

На своих уроках я стараюсь развивать творческие способности учащихся, умение творчески мыслить, в образной форме выражать свои суждения.

Эти цели привели меня к проведению мастерских по литературе. Мастерская - это та педагогическая технология, которая основывается на целях: ученик должен действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

Существуют мастерские разных типов: построение знаний, творческого письма, ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию. Могут быть и мастерские смешанного типа.

Особенностью мастерских является то, что они акцентируют внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве [2].

Мастерская построения знаний и творческого письма.

(По драме А.Н. Островского «Гроза»)

Участников мастерской можно посадить по группам (четыре группы по 5-8 человек вокруг стола).

Ход мастерской

  1. 1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникающие в этот момент.

2. В своих группах прочитайте друг другу, что вы записали и запишите возможные впечатления.

II. 1. Обсудите в группе и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры из текста пьесы.

2. Приготовьтесь выступать от группы.

3. Выступление групп.

III. 1. Перечитайте предложенные группе фрагменты пьесы и обсудите: прав ли Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства»?

2 . После чтения и обсуждения записываются выводы.

3. Задания всей группе: запишите, что такое темное царство (определение и указание признаков)

4. Предложения прочитываются в группе и составляется одно общее определение.

5. Группа представляет свое определение, подкрепляя краткими цитатами.

IV. 1. В сюжете - гибель главной героини, а Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее». Запишите и обсудите все возможные вопросы к той мысли Добролюбова.

  1. Группа выбирает один лучший вопрос и отвечает на него.

  2. Выступление со своим ответом от группы.

V. 1. На специальных отдельных листах создание текста-миниатюры на темы: 1) Почему они такие?

2) Гроза бы здесь не помешала

3) Послание местного священника Савелу Прокофьевичу Дикому.

4) Июль 1859 года я провела в городе Калинове (Письмо гимназисту в Петербург)

2. Чтение написанных тестов по желанию.

Чтобы сделать новый материал доступным, легко воспринимаемым и запоминаемым, я пришла к составлению и использованию на уроке опорных схем-конспектов; желание развивать творческие способности учащихся привели к мастерским.

Литература:

  1. Л.С. Егорока. Использование опорных конспектов на уроках литературы // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: areal.ru/metodic-material.php?14373

  2. Т.Я. Ерёмина. Мастерские по литературе. 10-й класс. Методическое пособие; Санкт-Петербург: Паритет. - 2004. - 4 с.


© 2010-2022