- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конференция на тему «Читаем «Слова назидания» Абая»
Конференция на тему «Читаем «Слова назидания» Абая»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинская В.К. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конференция на тему «Читаем «Слова назидания» Абая»
Вступительное слово.
Сегодня молодёжь интересуют вопросы, каким быть человеку, как жить, какой должна быть наша нация, как строить? И на всё это отвечает одна великая книга - «Слова назидания» Абая. В рамках республиканской акции «Одна страна - одна книга» мы проводим конференцию на тему «Читаем «Слова назидания» Абая», в ходе которой попытаемся рассмотреть многие аспекты современных проблем с точки зрения культурного и воспитательного значения для молодого поколения. Выступающие прокомментируют своё видение прочитанных ими «Слов», рассмотрят нравственно-этические проблемы, затрагиваемые великим Абаем в
своей книге слов.
Выступления учащихся 9-ых классов.
Выразительное чтение девятого «Слова…» Абая Толстокоровой Е.
Слово девятое
Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их
нравы, нашёл бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне
радость или утешение, позволила бы довольствоваться не теми, так иными их
качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Когда б не любил,
не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться,
входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая «что там делают,
что происходит?», полёживал бы себе спокойно, нет, - так вовсе откочевал бы
от них. Надежды такой, что они изменятся или я образумлю, исправлю их,
тоже не питаю. Не испытываю ни одного из этих чувств. Как же так?
Должен бы склониться к чему-то одному.
Я хоть и живу, живым себя не считаю. Не знаю, от досады ли на людей, от
недовольства ли собой, а может, и по какой иной причине. Внешне жив, внутри
всё мертво. Сержусь, но не испытываю гнева. Смеюсь, но не могу радоваться.
Слова, произносимые мной, и смех кажутся мне не моими. Всё чужое.
В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ,
любил казахов всей душой, верил в них. Когда же довелось узнать людей,
когда постепенно угасла моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая
позволила бы покинуть родные края, породниться с чужими, поэтому в груди у
меня сейчас - пустота, а вообще думаю: может, оно к лучшем? Умирая, не буду
страдать: "Увы, не привелось изведать ещё такой-то радости!..» Не терзаясь
сожалениями о земном, утешусь надеждой на предстоящее.
Комментарий Толстокоровой Е. к девятому «Слову...» Абая. Прочитав «Слово девятое» из книги слов Абая, была изумлена откровенностью его высказываний. Снова и снова вчитываюсь в каждую строчку, хочу понять каждое слово...
Убеждена, что только истинный патриот мог высказать такие мысли о своем народе, об отношении к нему. В словах великого поэта очень много горечи, сожаления о невозможности изменить жизнь своего народа. Чтобы лучше понять Абая, необходимо знать то время, в которое он творил, нравы, уклад жизни простых казахов. Конец XIX века - времена махрового феодализма. Байское засилье не дает простым казахам подняться с колен, бороться с нищетой, сопровождающей их с рождения и до смерти. Гнев хозяина, боязнь зачастую смертельного наказания страшит простой народ. Они не смеют сказать ни слова против бая, предпочитая раболепие свободе. Тотальная неграмотность, бедность, болезни сопровождают в те времена казахский народ.
Говоря о любви к казахам поэт имеет в виду поистине библейскую любовь: он готов страдать за свой народ, лишь бы принести ему облегчение в его безысходной участи. Абай за свою жизнь видел многое, учение открыло ему глаза
на то, какой жизнью живут его соплеменники. Он горюет о том, что не в силах изменить их судьбу. Но при всём этом он один из них и уже не помышляет жизни вне своего народа.
«Я хоть и живу, живым себя не считаю», - и это слова человека, которого
любит народ, который добился многого, который преодолел то, что не может преодолеть его народ. Он обрёл истинную свободу - свободу мыслить, свободу выбора, и он, при всём осуждении, выбирает тех, среди которых родился и вырос. Он готов быть с ними до конца, даже не имея возможности что-либо изменить.
И это понимание наполняет его душу великой скорбью.
Шегенова Зауреш читает «Слово пятнадцатое» и даёт к нему комментарий.
В своём «Слове...» Абай Кунанбаев сравнивает две степени людей: глупых и умных. Конечно, люди не рождаются сразу умными или глупыми, всё зависит от того, какое воспитание дадут им родители. Разумный человек интересуется многим, живёт в движении, ему мало того, что он знает, ему хочется узнать как можно больше, и такие люди всегда добиваются своей цели. Глупые же живут тем, что у них есть, и они не хотят ничего делать для улучшения своего положения, в большинстве случаев все они лентяи и ничего не добиваются в жизни, если будут топтаться на одном месте, сидеть на всём готовом и ничего не добиваться своим трудом. Ведь в будущем они не смогут обеспечить своих детей тем, что имеют их одноклассники, друзья. Нужно воспитывать в детях интерес ко всему с детства. Ведь какое будет детство, какой пример и поучения будут давать родители, таким ребёнок будет в будущем, потом они будут сами сожалеть, каким вырастили своего ребёнка. Если он, будучи взрослым, не будет уважать своих родителей, то какое отношение у него будет к окружающим, совершенно чужим людям. Не уважающий себя человек не будет уважать других, не будет видеть разницу в возрасте и даже знать не будет, что такое почёт.
Также нельзя позволять своим детям курить и пить в раннем возрасте. Например, в любой критической ситуации разумный человек попытается решить проблему, а глупый будет ждать помощи окружающих или, не найдя выхода,
будет пить и курить, но от этого проблема сама собой не решится.
Нужно сейчас решать, в какой степени нам относиться к общепринятым
нормам общения людей, и сделать правильный выбор, чтобы не сожалеть всю
жизнь.
Читая Слова Абая, мы многое для себя открываем и решаем, и это помогает человеку стать лучше и измениться в хорошую сторону.
Чтение Самархановой А. «Слова семнадцатого» Абая и комментарий к нему.
Абай в данном слове дает характеристику и сравнение высших человеческих качеств таких, как воля, разум и сердце. Он их одухотворяет и возвышает над другими достоинствами людей.
В применении воли человек может достичь совершенства, служить Всевышнему и добиться многого в жизни. Она оберегает людей от греха, зависти, соблазнов, мелких страстей. Люди с сильной волей добиваются знаний, хорошего положения, карьеры, богатства. Слабовольные лишены всего этого и влачат жалкое существование. Воля может быть доброй, и тогда будут царить мир и согласие. Но у воли есть и другая сторона, она бывает жестокой, и это опасно.
У разума тоже две стороны. Человек, обладающим здравым разумом, способен распознать добро от зла и постичь язык науки. Но это не предел его возможностей: лукавство и коварство тоже творение его рук.
Сердцу выделена особая роль. Оно является владыкой человеческого тела, делает его милосерднее, добрее, благоразумнее. Поэтому добрых людей называют сердечными, то есть имеющими сердце, а злых людей называют бессердечными.
Таким образом, воля, разум и сердце должны гармонировать и дополнять друг друга, тогда человек будет совершенен в своих поступках - это качество называется человечностью.
Учащиеся по желанию читают слова назидания Абая и делают к ним комментарии.
Заключительное слово. Подводя итоги нашей конференции, хочется сказать, что, прикоснувшись к
бессмертным строкам Абая, мы увидели многие аспекты современных проблем. Ребята в своих выступлениях сумели раскрыть содержание книги с точки зрения культурного и воспитательного значения для нынешнего поколения. Надеемся, что каждый ещё не раз обратится: к этой книге Великого Абая, стремясь к самосовершенствованию и сохранению духовного наследия, так как этот поэт всегда созвучен времени.