Урок

Урок ”Анализ стихотворения А. С. Пушкина ”Зимнее утро”.   Цели занятия:            1. Начать работу над анализом лирического произведения.            2. Помочь учащимся “войти” в мир автора ”Зимнее утро”, вместе с ними увидеть то, что увидел он.            3. Продолжить работу над изучением изобразительно-выразительных средств: олицетворения,  метафоры, эпитета; особенностей поэтической речи.            4. Учить выразительному чтению.            5. Развивать эмоциональное восприятие поэтического текста.            6. Воспитывать любовь к  литературе и искусству, к русскому слову.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".


Цели: 1. Начать роботу над анализом лирического произведения.

2. Помочь учащимся "войти" в мир автора "Зимнее утро" вместе с ними увидеть то, что увидел он.

3. Продолжить работу над изучением языковых средств.


Ход урока


I Работа с эпиграфом

"…понять поэта - значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, что мы не видим, а он видит"

Ю. М. Лотман.

- Почему я взяла этот эпиграф? Определите основную мысль эпиграфа!

(читаем название стихотворения)

- Что ожидает читатель от стихотворения с таким названием?


II Чтение стихотворения учителем

(перед чтением поставить вопрос:

- Какие ощущения испытывает читатель при чтении?)


III Беседа.

- А почему бодрость? Свежесть?

- А что помогло это ощутить? Сыграл ли здесь роль размер?

(Ученик у доски работает над размером стихотворения)


Стопа - группа слогов

Мороз и солнце; день чудесный

(1 уд. и один или несколько безударных)



- А теперь поработаем над языком стихотворения?

Чтобы было лучше работать, разобьем стихотворение на строфы

(Вспомним что такое строфа)


IV Работа над I строфой

- Какая строка здесь главная? Почему?


V Читаем (по отдельности) II строфу, затем III

- Есть ли связь между ними?


2 строфа 3 строфа Запись на доске!

УрокУрокУрок

антитеза

вчера (сегодня)


- Что было вчера?

Какие языковые средства использовал автор?

Олицетворение, метафора, эпитет

Ищем в тексте


- Что сегодня?

На каком приеме строится 2 и 3 строфа?

Антитеза


- Противостоят ли эти две строфы остальным? Чтобы ответить на этот вопрос, читаем 4 строфу, затем 5 строфу.


VI - В чем особенности 4 строфы?

Что подчеркивает это состояние?

(Эпитеты)

ищем в тексте


- Что еще помогает услышать, почувствовать этот треск?

Аллитерация

(Ученик работает у доски)


Веселым треском трещит затопленная печь

[с] [тр] [тр] [т] [т] [ч']


- Какой призыв звучит в 5 строфе?

- Какая часть речи призывает к действию?



находят глаголы


УрокУрокУрок2,3 строфа 4,5 строфа


антитеза

(на улице) (в комнате)


Запись на доске


- Значит, 4,5 строфы тоже противостоят остальным

Антитеза

- В 5 строфе появляется образ нетерпеливого коня? Почему? Что значит нетерпеливый?

- Какой эпитет повторяется дважды? Почему?


VII Подведение итогов работы

- Каков тон стихотворения?

- Что нам помогло понять это?

- А можно ли назвать одним словом, то чувство которое испытывает автор?

(Счастье)

- А это чувство "счастья" связано с названием стихотворения? Почему нет?

- Можно ли изменить название стихотворения? Почему нет?

Анализ закончен


Д/З: Стихотворение выучить наизусть

Литовченко Н. А., учитель русского языка и литературы, СОШГ№9 г.Павлодара

© 2010-2022