Урок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таран Т.В. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: "Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".
Цели: 1. Начать роботу над анализом лирического произведения.
2. Помочь учащимся "войти" в мир автора "Зимнее утро" вместе с ними увидеть то, что увидел он.
3. Продолжить работу над изучением языковых средств.
Ход урока
I Работа с эпиграфом
"…понять поэта - значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, что мы не видим, а он видит"
Ю. М. Лотман.
- Почему я взяла этот эпиграф? Определите основную мысль эпиграфа!
(читаем название стихотворения)
- Что ожидает читатель от стихотворения с таким названием?
II Чтение стихотворения учителем
(перед чтением поставить вопрос:
- Какие ощущения испытывает читатель при чтении?)
III Беседа.
- А почему бодрость? Свежесть?
- А что помогло это ощутить? Сыграл ли здесь роль размер?
(Ученик у доски работает над размером стихотворения)
Стопа - группа слогов
Мороз и солнце; день чудесный
(1 уд. и один или несколько безударных)
- А теперь поработаем над языком стихотворения?
Чтобы было лучше работать, разобьем стихотворение на строфы
(Вспомним что такое строфа)
IV Работа над I строфой
- Какая строка здесь главная? Почему?
V Читаем (по отдельности) II строфу, затем III
- Есть ли связь между ними?
2 строфа 3 строфа Запись на доске!
антитеза
вчера (сегодня)
- Что было вчера?
Какие языковые средства использовал автор?
Олицетворение, метафора, эпитет
Ищем в тексте
- Что сегодня?
На каком приеме строится 2 и 3 строфа?
Антитеза
- Противостоят ли эти две строфы остальным? Чтобы ответить на этот вопрос, читаем 4 строфу, затем 5 строфу.
VI - В чем особенности 4 строфы?
Что подчеркивает это состояние?
(Эпитеты)
ищем в тексте
- Что еще помогает услышать, почувствовать этот треск?
Аллитерация
(Ученик работает у доски)
Веселым треском трещит затопленная печь
[с] [тр] [тр] [т] [т] [ч']
- Какой призыв звучит в 5 строфе?
- Какая часть речи призывает к действию?
находят глаголы
2,3 строфа 4,5 строфа
антитеза
(на улице) (в комнате)
Запись на доске
- Значит, 4,5 строфы тоже противостоят остальным
Антитеза
- В 5 строфе появляется образ нетерпеливого коня? Почему? Что значит нетерпеливый?
- Какой эпитет повторяется дважды? Почему?
VII Подведение итогов работы
- Каков тон стихотворения?
- Что нам помогло понять это?
- А можно ли назвать одним словом, то чувство которое испытывает автор?
(Счастье)
- А это чувство "счастья" связано с названием стихотворения? Почему нет?
- Можно ли изменить название стихотворения? Почему нет?
Анализ закончен
Д/З: Стихотворение выучить наизусть
Литовченко Н. А., учитель русского языка и литературы, СОШГ№9 г.Павлодара