Конспект Комплексный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. Комплексная работа с текстом

Главное слово в названии - текст. Мы живём в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаём сами. Тексты - это наша речь, это жизнь нашего языка. Предлагаемые упражнения будут полезны, интересны, помогут подготовиться к экзаменам, к сочинению, изложению, ЕГЭ, к устным экзаменам. Данный вид работы может быть использован на уроках русского языка с углубленным изучением предмета.

  1. Текст

1.В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов…2. Кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…3. И кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе…4. Народ наш на удивление чуток к таланту; едва ли где-нибудь ещё, у другого народа можно отыскать подобную чуткость. 5. У нашего читателя (если говорить о литературе) она связана чуть ли не с личной надеждой; он относится к таланту не как к явлению, явившемуся и существующему независимо от него, - нет, он чаял и ждал, он словно бы часть доли своей отдал для его рождения, и он дождался. 6. Талант ещё и не признан, он только набирает силу, ничто вслух не отличает его от неталанта, но читатель какими-то неведомыми и подводными течениями уже знает о нём и жадно ловит каждое его слово, отыскивая податливым и необыкновенно развитым к ней сердцем истину о себе самом и о своём времени, ту святую и не лукавую истину, без которой, как без труда, человек в здоровье и нравственности существовать не может.

7. И потеря таланта, гибель его воспринимается нашим читателем и зрителем как личная трагедия. 8. Мы забываем, к сожалению, что он, талант, вобрав в себя художественный дар многих и многих людей, наделённый, казалось бы, огромным сердцем добра и понимания, для собственной жизни имеет это сердце в одном экземпляре и обычных размеров - да и то с самого начала больное болью тех же многих и многих людей.

9. Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того, как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка…

(В.Распутин)

Задания к тексту.

  1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Совесть - это то, что принесли в российскую литературу и навсегда оставили в ней Н.Рубцов, В.Шукшин, А.Вампилов.

б) Читатель жадно ловит каждое слово талантливого писателя.

в) Истину о себе самом и своём времени узнать невозможно и не надо к этому стремиться.

г) Талант открывает читателю ту святую истину, без которой человек существовать не может.

2. Определите стиль текста.

а) научный;

б) художественный;

в) деловой;

г) публицистический.

3. Какие слова являются ключевыми в тексте?

а) талант;

б) народ;

в) Байкал;

г) литература.

4. Какое слово начинается с мягкого звонкого согласного?

а) время;

б) дар;

в) едва;

г) здоровье.

5. Укажите средства художественной выразительности, которые используются в тексте.

а) оценочная лексика;

б) эпитеты;

в) метафоры;

г) анафора;

д) парцелляция;

е) гипербола.

6. Какой синоним к глаголу надеялся используется в предложении 5?

7. Укажите средство связи предложения 9 с предшествующей частью текста

8. В каких предложениях есть вводные слова?

9. Укажите предложения , в которых есть деепричастные обороты.

10. Какая характеристика предложения 6 является верной?

а) бессоюзное предложение;

б) сложносочинённое предложение;

в) сложноподчинённое предложение;

г) сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

11. Сколько предложений входит в состав сложного предложения 6?

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 5.

12. Укажите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

а) российская литература;

б) остались навсегда;

в) отыскивая истину;

г) личная трагедия.

13. Напишите изложение (подробное или сжатое) с дополнительным творческим заданием, выберите один из вариантов:

А) продолжите текст, включив в него то, что вы знаете о Н.Рубцове, В.Шукшине, А.Вампилове;

Б) выскажите своё отношение (согласие, сомнения, несогласие) к основной мысли текста В.Распутина.

2 текст

Любить Родину…А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову, и притихнешь под ней , как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она- Родина- всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей.. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как люблю я свою диковинную и прекрасную Сибирь…

(В.Астафьев)

1. Определите тему, основную мысль текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Какие средства, выражающие отношение, чувства, эмоции, используются в тексте?

4. Запишите ряд синонимов к слову Родина.

5. Укажите предложение с вводным словосочетанием. Придумайте предложение, в котором эти слова не являются вводными.

6. Сравните от того - оттого, так же - также. Придумайте предложения с этими словами.

7. Объясните орфограммы, пунктограммы.

8. Выполните разные виды разбора:

детскую, диковинную - морфемный; свою - фонетический, зависит - морфологический.

9. Приготовьтесь к выразительному чтению.



  1. Текст

Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Определите стиль текста.

Люблю дорогу. Поездки по стране даровали мне не только радость пути, не только чувство больших расстояний, но и показали исторический пейзаж нашего Отечества. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», - говорил Бальзак. Так дорога из понятия пространственного, географического стала для меня понятием духовным, а само пространство - протяжённостью во времени.

Дороги вели меня из дома и возвращали домой. Очевидно, в такой час возвращения и были сказаны слова о «дыме Отечества».

1.Определите тему, основную мысль текста.

2. Какой синоним к слову дорога используется в тексте? Сравните слова-синонимы.

3. Запишите ряд синонимов к слову Отечество.

4. Почему словосочетание «дым Отечества» заключено в кавычки? Запишите афоризм с этими словами. С именами каких поэтов связано происхождение этого афоризма?

5. Подберите синонимы к вводному слову очевидно.

6. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.



  1. Текст

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И.Бродского. Готовясь к чтению вслух, обратите внимание, что весь текст - это одно предложение.

Утренняя почта

для А.А.Ахматовой

из города Сестрорецка.

В кустах Финляндии бессмертной,

Где сосны царствуют сурово,

Я полон радости несметной,

Когда залив и Комарово

Освещены зарёй прекрасной,

Осенены листвой беспечной,

Любовью вашей - ежечасной

И вашей добротою - вечной.

1962

  1. Выпишите из текста рифмующиеся слова парами. Произведите фонетический разбор одного из этих слов.

  2. Выпишите ряд синонимов несметный, бесчисленный, неисчислимый, бессчётный, несчётный. Придумайте с ними предложения (или словосочетания). Объясните орфограммы.

  3. Произведите разбор словосочетаний прекрасная заря, царствовать сурово, полон радости.

  4. В каких словах букв больше, чем звуков?

а) радость;

б) любовью;

в) осенены;

г) бесчисленный.

5. Составьте схему сложного предложения.

6. Выучите стихотворение наизусть. Запишите по памяти, используя схему предложения и рифмующиеся слова, как опорный материал.

Проверяем себя

  1. текст

1. в), 2. г), 3. а), б), г), 4. в), 5. а), б), в), г), 6 - надеялся - чаял, 7. Лексический повтор - сердце, А.Вампилов, 8 .(2), (3), (8), 9. (6),(8), (9), 10. г), 11. г), 12. б).



  1. текст

3.Для текста публицистического стиля характерно использование языковых средств, с помощью которых осуществляется функция воздействия. Это: оценочная лексика (любовь, любить, прекрасная), слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сердчишко), сравнения, эпитеты; вводные слова, риторический вопрос, многосоюзие, односоставные предложения с обобщённо-личным значением (притихнешь, ощутить), предложение с многоточием.

4. Родина - Отчизна, Отечество, родная страна, отчий край, край отцов.

5. А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?

Путешествие может быть интересным. (сказ.)

  1. текст

2. Путь

3. Отечество - Отчизна, Родина. 4. «И дым Отечества нам сладок и приятен». Это слова из монолога Чацкого («Горе от ума» Грибоедова). Происхождение этого афоризма связано также с именем Г.Р.Державина. 5. Очевидно - вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, верно, наверно, наверное, видно, может быть…6. Люблю дорогу (определённо-личное предложение)

4 текст

  1. Бессмертной - несметой, сурово - Комарово, прекрасной - ежечасной, беспечной - вечной.4. а), г). 5. [, (где ___ ====), __ ===], ( когда ____ и ___===, ===).





© 2010-2022