Урок русского языка по теме Существительное, коррекционная школа 8 вида

Урок русского языка Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных. Цели урока: Образовательные:  обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников. Развивающие:   способствовать развитию внимание, мышление...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме Существительное , коррекционная школа 8 видаУрок русского языка

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных.

Цели урока:

Образовательные:

  1. обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного

  2. закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету;

  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

Развивающие:

  1. способствовать развитию внимание, мышление, память.

Ход урока

I. Организационный момент

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости" (слайд)

  1. Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

Учитель. Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

II. Актуализация знаний.

- А начнём мы наш урок со словарной работы.

- Запишите слова в тетрадь. (слайд)

Словарный диктант

КАСТРЮЛЯ, АПТЕКА, ВАГОН, БОЛОТО, ВОСТОК, МЕТРО, ПШЕНИЦА, ЗАПАД, ПОГОДА.

Давайте проверим, правильно ли вы записали все слова (слайд)

(Взаимопроверка, слова записаны на экране)

Учитель: Как называются слова, которые вы записали? Почему они так называются?

Дети: Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы.

Учитель: Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки?

Что общего между записанными словами?

Дети: Все слова являются именами существительными

- Какие слова мы называем именами существительными?

(слова, которые обозначают предметы, явления природы и отвечают на вопросы кто? что?)

Учитель: Назовите постоянные признаки имени существительного.

Дети: Одушевлённость, неодушевлённость.

Учитель: Я назову имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши.

Снег, метель, ребята, зима, заяц, снежинка, лисица, собака.

Учитель: Какие ещё постоянные признаки имени существительного вы знаете?

Дети: Род.

Учитель: Определите род имён существительных, которые вы записали.

Самопроверка

Учитель: Назовите слова женского рода

Назовите слова мужского рода и среднего рода

Какие ещё постоянные признаки имени существительного…

Дети: Склонение.

Учитель: Что называют склонением имён существительных?

Дети: Это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Учитель: Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

Ко 2-му склонению относятся имена существительные…

К 3-му склонению относятся имена существительные…

Учитель: Определите склонение записанных имён существительных.

Учитель: У какого имени существительного не смогли определить склонение?

.Дети: МЕТРО

Учитель: Почему?

Дети: Несклоняемое имя существительное

Учитель: Приведите примеры несклоняемых имён существительных.

- Существительные, какого склонения мы не записали? (Третьего.)

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Запишите 5 существительных третьего склонения. Какое правило надо вспомнить при выполнении этого задания? Выделите орфограмму - мягкий знак после шипящих на конце существительных. Прочитайте записанные слова.

(Коллективная проверка.)

Учитель: Назовите непостоянные признаки имени существительного.

Дети: Число, падеж.

Учитель: Сколько падежей в русском языке?

Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Есть нет рад вижу любуюсь говорю

- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании имён существительных?

Дети: НЕТ, когда окончание находится в безударной позиции

III. Сообщение цели урока

Учитель: Над этим мы и будем работать сегодня на уроке.

Отрабатывать правописания безударных окончаний имен существительных.

Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных?

Ответы детей

Учитель:

  1. Давайте вспомним наши шаги. АЛГОРИТМ (слайд)

  2. Какие слова являются опорными для каждого склонения?

IV.Закрепление раннее полученных знаний

Работа в тетради «Пишем грамотно» с. 21 Упр. 1 (самостоятельно)

- Назовите окончания имён существительных 1 скл.

- Назовите окончания имён существительных 2 скл.

- Назовите окончания имён существительных 3 скл.

Учитель:

Какие знания нам понадобятся, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных? (склонения и опорные слова)

Как определить склонение имён существительных в косвенном падеже?

(Надо его поставить в начальную форму -И.п единственного числа)

VI.Групповая работа (дифференцированная)

1 гр., 2 гр. - с.22 Упр. 4 «Пишем грамотно»

Взаимопроверка (слайд)

3, 4, гр. - с.52 Упр. 122 «Учусь писать без ошибок»

Проверить себя по таблице с. 52

VI.Самостоятельная работа (дифференцированная)

1, 2 гр. - с. 23 Упр. 5 «Пишем грамотно»

Взаимопроверка ( слайд)

3, 4, гр. - с. 52 Упр. 124 «Учусь писать без ошибок» поддержка учителя

проверить себя по таблице с. 52

VII. Итог урока. Рефлексия

(слайд)

Русский язык в начальной школе: "Что такое склонение. Три склонения имен существительных"

Цель: сформировать знания у учащихся о трех склонениях имен существительных.

Задачи:

  1. развить устойчивый интерес учащихся к теме "склонение";

  2. cоставить опорную памятку - схему "склонение имен существительных";

  3. cоставить пошаговую инструкцию для определения склонения имен существительных в косвенном падеж.

По плану у нас очередное занятие мастер-класса. Тема нашего занятия: как использовать групповую работу для объяснения нового материала на уроках русского языка.

1. Организационный момент

Давайте поприветствуем наших гостей, которых очень рады видеть на нашем уроке.

На уроках вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. Девиз нашего сегодняшнего урока: дружба в делах помощник.

Сегодня мы продолжаем изучение большой темы - "Имя существительное".

- Что тебе известно об имени существительном?

Предмет. Отвечает на вопросы кто? что? Одушевленный - неодушевленный. Рода. Число.

2. Разделение учащихся на группы

- Для дальнейшей работы разделимся по выбору лидера (организатора). Сегодня лидерами - консультантами будут:

- Организатор должен пригласить к себе одного ученика, и они вместе наберут себе группу из оставшихся детей.

- Но помните, что у нас останутся 2 "не разобранных" игрока.

Аукцион: должны назвать не просто имя желаемого игрока, но обосновать его ценность. А участники, выслушав их, сами определяют группу, в которую они войдут.

3. Введение в раздел

- Прочитайте название раздела.

- Значение, какого слова вам не совсем понятно?

- Подберите однокоренные слова. (склониться, поклон, склоненный)

- Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на этот вопрос.

4. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение.

Старая женщина волновалась о сестре. и дочер..

- Найдите существительные в предложении.

- Определим их род, падеж. (И.п., ж.р.) (П.п., ж.р.)

- Что можно сказать об окончаниях у однородных членов предложения? (возможно, они одинаковые).

- Какие?

- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

5. Решение проблемы

- Чтобы разрешить этот вопрос, поработаем в группах.

- Вспомним правила сотрудничества в группе.

  • Каждый человек заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая.

  • Говори понятно.

  • Если прозвучала информация не вполне ясная. Задай вопрос на понимание "Правильно ли я понял?"

  • Критикуй идею, а не личность.

- Распределите обязанности членов группы.

  • Чтец - читает вслух.

  • Секретарь - записывает.

  • Докладчик - рассказывает, что решила группа.

  • Хронометрист - следит за временем.

  • Рядовой - дополняет, уточняет.

- Помните, от вашей работы зависит результат всего класса.

На доске: "Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь".

- Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу.

1

2

3

м.р.

-а, -я

нулевое

ж.р.

-а, -я

ь

ср.р.

- о, -е

- Назовите существительные, которые вы отнесли к первой группе (страна, земля, дедушка, дядя).

- Назовите существительные, которые вошли во вторую группу (стол, озеро, поле).

- Какие слова составили третью группу (мышь, дочь)?

Ответ одной группы.

- Оценка работы группы (знак рукой).

- По каким признакам вы группировали существительные? (По роду и окончанию)

- Сколько получилось групп? (3 группы)

- Что мы можем определить по этой таблице? Вспомните, какова тема урока? (Склонение)

- Сколько склонений у имен существительных?

- Все имена существительные делятся на три класса, на три склонения. Каждое склонение имеет свои особенности.

- Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1 склонению? (Женского и мужского -а, -я).

- Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся ко 2 склонению? (Мужского рода с нулевым окончанием, среднего рода с -о, -е).

- Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 3 склонению? (Женского рода с мягким знаком на конце)

6. Физкультминутка

В классе только девочки.
В классе только мальчики.
В классе только Саши.
В классе только Кати.
В классе только Миши.
В классе только Алены.
В классе нет никого.
В классе все.

7. Работа с книгой

- Прочитайте в нашей умной книге правило на странице 123.

- Совпадает ли ваше определение с текстом? (В основном совпадает, но в правиле говорится, что изменяется так же по падежам и числам).

- Сколько частей в правиле?

- Прочитайте первую часть определения.

- Что говорится в первой части?

- Прочитайте вторую часть определения.

- Что запомнили из второй части?

- Используя третью часть определения: расскажи, какие существительные относятся к первому склонению, 2 склонению, 3 склонению.

- Ответим на вопросы, которые даются после текста на с. 124.

Ответы на вопросы.

- Вернем к нашему предложению.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям).

- Какое существительное в этом предложении стоит в начальной форме - в форме И.п?

-Можно ли определить склонение этого существительного? (Да)

- Что для этого нужно определить? (Род, окончание)

- Какого склонения это существительное? (1 склонения)

- Можете ли вы определить у существительных в косвенном падеже склонение? (Нет)

- Составим алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже.

- Что должны сделать? (Прочитать слово) о сестре

- В каком падеже и числе должно быть слово? (В И.п. ед.ч.)

- Как по-другому назвать? (Начальная форма)

- Поставьте в начальную форму. (Сестра)

- Какой следующий шаг выполним?

- Определи род.

- Какой род? (Ж.р.)

- Дальше.

- Выделить окончание. (а)

- Вспомнить правило:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

М.р.

Нулевое окончание

Ж.р.

ь

Ср.р.

- Какое склонение у существительного сестра? (1 скл.)

- Определим склонение у существительного дочери, используя алгоритм. (3 скл.)

8. Первичное закрепление

А) Работа в парах

- Поработаем в парах, но для этого вспомним правила "этикета".

  • Поворачивайся к говорящему.

  • Смотри на собеседника.

  • Обращайся по имени.

  • Говори при ответе "мы считаем".

- Правила сотрудничества:

  • терпеливость;

  • доброжелательность;

  • вежливость;

  • общий результат зависит от твоей работы.

- У каждой пары есть слово. Ваше задание: определить, какого склонения данное слово.

- Кто сидит слева - определяет род имени существительного.

- Справа - выделяет окончание.

- Затем вместе определяете склонение, используя алгоритм.

- Не забывайте правило при работе в паре: Одна голова хорошо, а две лучше.

- Даёт ответ спикер, а помощник помогает ему.

Щенок, лицо, линия, речь, Коля.

Физминутка для глаз.

Б) Поработаем в группах. Обязанности у вас распределены, правила работы в группе вы знаете. Задание: выделив окончание, определив род у существительного докажите в группе к какому склонению относятся данные слова, отметив в таблице. В работе вам поможет алгоритм.

1

2

3

жизнь

ромашка

театр

кроватка

вредитель

честность

стекло

морковь

- Прочитайте в таблице слова и объясните, к какому склонению вы отнесли слова. (Спросить одну из групп).

- Оцените работу своей группы (дружно, доброжелательно, не ссорились).

В) Работа консультантов.

- Какая тема нашего урока?

- Это еще один из признаков имени существительного. Достроим наш дом ещё одним "кирпичиком".

- У каждой группы есть свой консультант. Консультант будет задавать вам вопросы, а постарайтесь на них ответить. А если не сможете, попросите помощи товарища в группе.

(Консультант встает, когда завершена работа группы).

  1. Что такое склонение?

  2. Какие существительные относятся к 1- му склонению.

  3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

  4. Какие существительные относятся к 3- му склонению?

  5. Подберите и запишите существительное 1 (2, 3) склонения?

- Докладчик читает слово, придуманное группой.

- Консультант оценивает работу группы.

- Вы с ним согласны? спрашиваю каждого в группе)

5. Итог урока

У вас у всех есть мишень, которая символизирует цель вашей работы. На мишени обозначены баллы от 10 до 6. Отметьте на мишени, как вам кажется, насколько вы близки к "яблочку". т.е. к безошибочному определению склонения имен существительного.

6. Попрощаться с гостями

Приложение




Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в 1-м и 3 -м склонениях в родительном и дательном падежах. (Слайд №1)

Тип урока: урок изучения нового.

Программа: «Планета знаний»

Учебник: Русский язык: 4класс. Желтовская Л.Я.- М.: АСТ: Астрель, 2007, (Планета знаний)

Цели и задачи:
1. Образовательные:
• развивать умение распознавать родительный и дательный падежи существительных 1-го и 3-его склонений;
• формировать умение правильно писать окончания в данных падежах;
2. Развивающие:
• развивать познавательную активность учащихся;
• развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор;
• развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, эмоции;
3.Воспитательные:
• прививать интерес к чтению сказок
• воспитывать уважительное отношение к людям и народному творчеству
Техническое оснащение: Интерактивная доска Smart Board; мультимедия, раздаточный материал.


Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие по страницам одного из любимых вами жанров литературы, какого, вы узнаете, вставив глухие согласные в клеточки. (Слайд №2)

К а К
С з а
Верно: сказка.
И я открываю первую страницу нашего урока: От сказк… к сказк…».

2. Чистописание.
Запишите название нашего путешествия в тетрадь, как минутку красоты и чистописания. (Слайд №3)

3.Сообщение темы урока.
У. Вижу, вы затрудняетесь в написании окончаний существительных. Думаю, что это проделки злых сказочных героев, которые не хотят впустить нас в сказку. Я не волшебница и у меня нет волшебной палочки, но мне очень хочется помочь вам, потому что у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Помогите мне, пожалуйста, определить склонение и падеж этих существительных.
Д. от сказки (1 склонение Р.п.), к сказке (1 склонение Д.п.)
У. Верно, но что же делать с окончаниями? Думаю, что на этот вопрос нам поможет ответить наша книга путешествия. Перелистывая страницу за страницей, мы обязательно доберемся до истины и не только научимся правильно писать окончания существительных 1 и 3 склонений родительного и дательного падежей, но и вспомним страницы известных сказок и их авторов.

4. Словарная работа. (Слайд № 4)
На пути первое испытание. Наша карта привела нас в сказочный лес. Здесь мы видим оленя, зайца, медведя, малину, землянику, орехи. Мы должны пройти через этот лес. Назовите сказки, в названии которых встречаются эти слова. А теперь запишите эти слова в словарик.
Учитель показывает указкой, дети пишут словарные слова в строчку.
(Проверка с помощью интерактивной доски: Слайд № 5)
У. Какой общей темой можно объединить эти слова?
Д. Темой: «Сказка». (Слайд №6)
У. Запишите это слово и напишите к нему однокоренные слова: Сказочник, рассказчик, присказка, подсказка, пересказ.
Почему эти слова называются однокоренными?
Д.У них общая часть сказ с одним смысловым значением.
У. Выделите корень.

5. Повторение пройденной темы: склонение и падеж.
Справились с заданием, прошли сказочный лес и отправляемся дальше. На пути 2 сундука. На них замки. Хочется посмотреть, что же внутри? (Слайд № 7)
Задание: определите склонение и падеж следующих существительных: в шляпе, по дорожке, в сундуке, по степи, ключом, на печи, за лесом, у избушки, на ели. (Слайд № 8)
Но сначала вспомните, какие существительные относятся к 1склонению?
Д. Имена существительные ж., м. рода с окончаниями -а, -я.
У. Ко второму?
Д. Имена существительные м.р. с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о,-е.
У. А к третьему?
Д. Имена существительные ж.рода с ь знаком на конце.
У. Теперь можно определять. Дети работают с комментированием.
(Проверка с помощью интерактивной доски Слайд № 8)
У. Молодцы! Теперь мы сможем открыть сундуки.
В сундуках названия сказок, но только названия-антонимы самих сказок. Учитель предлагает угадать истинное название сказки.
1 сундук. (Слайд № 9)
«Зеленый платочек» - «Красная Шапочка»;
«Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах»;
«Рассказ о простой курочке» - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
«Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в солнечном городе»;
«Беби - короткий носок» - «Пеппи - Длинныйчулок»;
«Один из молоково»-«Трое из Простоквашино»;
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке»;
«Крестьянка под тыквой» - «Принцесса на горошине»;
«Деревянный замочек» - «Золотой ключик»

2 сундук. (Слайд №10)
«Землянка» - «Теремок»
«Кубик» - «Колобок»
«Баба-Яга» - «Василиса - Прекрасная»
У. Почему сказки лежат в разных сундуках?
Д. Все сказки можно разделить на авторские и народные. (Слайд № 11)
У. Как вы думаете, какие сказки появились раньше?
Д. Народные.
У. Как дошли до наших дней народные сказки?
Д. Их рассказывали взрослые детям.
У. Может ли автор использовать сюжет народной сказки?
Д. Может.
У. А чем сказки отличаются от других литературных произведений - рассказов, повестей ит. д.?
Д. Сказки начинаются с зачинов: «жили-были», «в некотором царстве»…
• В сказках часто встречаются устаревшие слова «око», «перст», «уста»…
• В сказках есть пословицы и поговорки, фразеологические обороты: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
• В сказках есть волшебные цифры: три медведя; одно дело совершится три раза…
• В сказках разговаривают звери, птицы, растения, предметы.
• Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.
У. Вы порадовали меня своими знаниями.

6. Физкультминутка. Клип «Приключения Буратино»
viki.rdf.ru/
7. Усвоение новых знаний и способов действий
У. Ребята, мы продолжаем искать ответ на наш вопрос. На пути остров известных сказочников, авторов ваших любимых сказок. Назовите их. (Слайд № 12-14)
Дети называют их и сказки, которые они написали.
У. Попробуем вставить в таблицу существительные из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова: сказка, белка, ель и просклонять их с предлогами в родительном и дательном падежах. (Слайд № 15)
1 склонение 3 склонение
И.п сказка, белка ель
Р.п. сказки, белки ели
Д.п. сказке, белке ели
Дети выполняют задание с комментированием.
У. Что заметили?
Д. В родительном падеже окончания одинаковые.
У. Хорошо! Выясните, какие окончания бывают в 1-м и 3-м склонении в Р.п. и Д.п.
Р.п.
Р.п. 1 скл . И 3 скл.
Д.п.
8. Закрепление пройденного материала.
Теперь вы сами сможете справиться с заданием, и никакие злые герои не смогут вам помешать. Тем более, в сказке побеждает добро. Давайте , мы сейчас это и докажем
Дети выполняют задание по цепочке с комментированием. (Слайд № 16)
Идет по тропинке
Стоит около дороги
Подошли к ели
Идет к бабушке
Бежит по дорожке
Возле верхушки
Помогла белочке
Живет в сторожке
Рады встрече

9. Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы преодолели все препятствия, злые герои отступили, а мы можем закончить начатое чистописание, дописав нужные окончания.
И я вам хочу сказать. (Учитель на интерактивной доске показывает слова, дети вписывают на раздаточном материале только пропущенные буквы.) (Слайд № 17)
Свинопа… -С Двенадцать месяце… - В
Ре..ка -П Принце…са на горошине - С
Кот в с..погах -А Т…ремок - Е
Златовла…ка -С Телегра… ма - М
Злотой ключ…к -И
Улы…ка -Б
К…лобок -О


© 2010-2022