Портфолио учителя русского языка и литературы

Общие сведения.    ¢         Дата рождения   02.02.1989 ¢         Образование     высшее педагогическое ¢         Учебное  заведение  ЗКГУ  имени М.Утемисова ¢         Год окончания   2011 ¢         Диплом  серия,  номерЖБ-Б№ 0023059 ¢         Специальность по диплому  учитель русского языка и литературы, специализация английский язык ¢         Стаж работы педагогический  3года Стаж работы в Чаганской ОСОШ   2  года Классы, в которых работает учитель. Год 2011-2012 уч.г. 2012-2013 уч.г. 2014-2015 уч.г. Классы     1,2,3,4,5,6,7,9 6,7,9,10 3,4,5,6,7                 Позитивная динамика учебных достижений обучащихся (за 2 года)  2011– 2013 гг.     предмет % качества знаний %   успеваемости Общие показатели 2011 - 2012 Русский 60 100 Литература 70 100   2012-2013 Общие показатели Русский 66 100 Литература 73 100               Динамика роста качества знаний по предмету «Русский язык»   за 2010 – 2013 гг.       Динамика роста качества знаний по предмету «Литература»   за 2010 – 2013 гг.             Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.   Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на школьном уровне. № Дата Название мероприятия Форма обобщения 1 08.10.10 Предметная неделя, посвященная русскому  языку и литературе. Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «И.А.Крылов.  Басни.» 2   Предметная неделя, посвященная русскому  языку и литературе. Открытый урок по литературе в 6 классе по теме «Сказки Г.Х.Андерсена» 3 Май 2013 г. Предметная неделя, посвященная русскому  языку и литературе. Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Лексика»    4 Ноябрь 2012г. Предметная неделя, посвященная русскому  языку и литературе. Открытый урок по литературе в 7 классе по теме «Местоимение»                                
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западно-Казахстанская областьПортфолио учителя русского языка и литературы

Теректинский район

Чаганская средняя общеобразовательная школа

п.Новая Жизнь



Портфолио

учителя

русского языка

и литератуы

Ахметовой

Дины Айдарбековны

2014 г.





Портфолио учителя русского языка и литературы



Общие сведения.



  • Дата рождения 02.02.1989

  • Образование высшее педагогическое

  • Учебное заведение ЗКГУ имени М.Утемисова

  • Год окончания 2011

  • Диплом серия, номер ЖБ-Б№ 0023059

  • Специальность по диплому учитель русского языка и литературы, специализация английский язык

  • Стаж работы педагогический 3 года

  • Стаж работы в Чаганской ОСОШ 2 года



Портфолио учителя русского языка и литературы





Портфолио учителя русского языка и литературы



Классы, в которых работает учитель.

Год

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

2014-2015

уч.г.

Классы




1,2,3,4,5,6,7,9

6,7,9,10

3,4,5,6,7









Позитивная динамика

учебных достижений обучащихся (за 2 года)

2011- 2013 гг.




предмет

% качества знаний

% успеваемости

Общие показатели

2011 - 2012

Русский

60

100

Литература

70

100

2012-2013

Общие показатели

Русский

66

100

Литература

73

100



Портфолио учителя русского языка и литературы







Динамика роста качества знаний по предмету

«Русский язык» за 2010 - 2013 гг.





Динамика роста качества знаний по предмету

«Литература» за 2010 - 2013 гг.





Портфолио учителя русского языка и литературы



Портфолио учителя русского языка и литературы

Обобщение и распространение

собственного педагогического опыта.

Обобщение и распространение

собственного педагогического опыта на школьном уровне.

Дата

Название мероприятия

Форма обобщения

1

08.10.10

Предметная неделя, посвященная русскому языку и литературе.

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «И.А.Крылов. Басни.»

2

Предметная неделя, посвященная русскому языку и литературе.

Открытый урок по литературе в 6 классе по теме «Сказки Г.Х.Андерсена»

3

Май

2013 г.

Предметная неделя, посвященная русскому языку и литературе.

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Лексика»

4

Ноябрь

2012г.

Предметная неделя, посвященная русскому языку и литературе.

Открытый урок по литературе в 7 классе по теме «Местоимение»









Портфолио учителя русского языка и литературы



Обобщение и распространение

собственного педагогического опыта на районном уровне.

Дата

Название мероприятия и подтверждение

Форма обобщения

1.

Май 2012г.

Конкурс «Самый лучший поурочный план».

«Второстепенные члены предложения ».4 класс.

2 место

2.

Ноябрь

2014г.

Семинар учителей русского я зыка и литературы.

Открытый урок по кембриджской технологии в 5 классе на тему «Повторение раздела Лексика»

3.

Ноябрь

2014г.

Семинар учителей русского я зыка и литературы

Доклад на тему «Активные формы преподавания на уроках русского языка»

4.

Ноябрь 2014.

Семинар библиотечных работников

Подведение итога семинара



Портфолио учителя русского языка и литературы















Портфолио учителя русского языка и литературы

Тема самообразования учителя.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства

повышения познавательной активности.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.

На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать школьников с применением новых информационно - коммуникативных технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности ребёнка. Компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения. Компьютер позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения школьниками различных предметов, в том числе и русского языка и литературы.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания по русскому языку в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре.

Современный урок русского языка немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.




Портфолио учителя русского языка и литературы

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

В своей работе я использую технологию применения средств ИКТ в предметном обучении, технологию компьютерного урока.

Данные информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение этих информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы


Портфолио учителя русского языка и литературы

разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций школьников.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Но и слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может

отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка правила могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы.
Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом


Портфолио учителя русского языка и литературы

их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

Перед информатизацией образования стоят наиважнейшие задачи:

  • повышение качества образования на основе использования в учебном процессе информационных технологий;

  • повышение мотивации обучения;

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

  • совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-


Портфолио учителя русского языка и литературы

методических учебных комплексов.

Новизна опыта заключается в творческом использовании средств ИКТ в обучении в условиях работы обычной сельской школы.

Ведущая педагогическая идея.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

  • повышению качества обучения;

  • эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

  • развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

  • развитию самостоятельности учащихся;

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

На мой взгляд, компьютер на уроках русского языка и литературы выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем, уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Методика применения технологии компьютерного урока на уроках русского языка и литературы.


Портфолио учителя русского языка и литературы

Проектирование компьютерного урока

Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления календарно-тематического плана изучения темы, в котором использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее:

  • содержание изучаемого материала;

  • наличие компьютерных средств;

  • необходимость чередования различных типов компьютерных средств;

  • классические требования к уроку.

Для плана конкретного компьютерного урока составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм. Далее составляю поминутный план урока. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провожу поиск в Интернете или составляю авторскую программу. Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу, для этого пишу ее сценарий. Для конкретного урока с использованием ИКТ составляю технологическую карту конструирования урока. Обучающие программы комплектую отдельно по классам и темам.

Особенности методики компьютерного урока по русскому языку.

Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки

русского языка. Возможности компьютера на уроках русского языка я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для школьника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.


Портфолио учителя русского языка и литературы

Так, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Лексика. Слово и его значение» использую обучающую компьютерную программу «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы


Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы:

  1. учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;

  2. учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;

  3. учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту. С учащимися первой

группы занимаюсь сама, а учащиеся второй и третьей группы справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». У них есть право выбора: выполнить компьютерное задание без подсказки или воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую

любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию:


Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы


Данная проблемная ситуация помогает сделать вывод о том, что такое деепричастный оборот. Если ученик ошибся, может воспользоваться озвученными подсказками.

В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,

готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4 минуты. И тут же получают оценку компьютера.

Большой интерес вызывают у учащихся презентации в редакторе Power Point, которые я составляю сама. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке либо путём устного проговаривания и появления ответа на слайде, либо с помощью интерактивной доски.

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы

Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, пунктограммы или


Портфолио учителя русского языка и литературы

допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою работу по следующему слайду и выставляют оценки.

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы


Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.

На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным. Преимущества состоят в следующем:

  • осуществляется индивидуализация контроля знаний;

  • повышается объективность оценки;

  • ученик видит детальную картину своих недоработок;

  • оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

  • на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль.

Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.

Важным этапом урока является домашнее задание.

В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию. В этом случае автором выступает сам ученик. Так, в процессе изучения темы «Односоставные предложения» ученик составил презентацию - тест, которая позволила в начале урока повторить типы односоставных предложений.


Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы


Особенности методики компьютерного урока по литературе.

Использование средств ИКТ эффективно не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Привлечение большого иллюстрированного материала, использование аудио- и видео- сопровождений делают уроки литературы яркими, содержательными.

В своей работе использую компьютерную программу «Кирилл и Мефодий. Литература. 5-9 класс», «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия». Использование данных программ позволяет разнообразить урок: замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, видеофрагменты, тесты.

Чаще всего на уроках литературы использую показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов и видеофильмов.

Использование ИКТ на уроке литературы связано с музыкой, которая позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.

На уроках обобщения и повторения предлагаю кроссворды, тексты по фольклору, творчеству писателей, тренажёры.

Одним из оптимальных и доступных для меня средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентации. Она служит наглядным материалом, оживляя ход урока, пробуждая интерес к литературным произведениям, позволяя образно представить жизнь и личность писателя. При этом презентация служит как основной формой проведения урока (несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (играет роль наглядного пособия или опорного конспекта).

Наиболее часто презентации использую на уроках изучении биографии писателя.


Портфолио учителя русского языка и литературы

Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы

В своей работе для уроков изучения художественных произведений, основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую готовые презентации, созданные другими учителями-словесниками, свои, учащиеся сами охотно создают презентации к урокам по биографии писателей, историко-литературным материалам.

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Таким образом, методически оправданное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности развивает познавательные навыки, творческие способности учащихся, формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, создаёт благоприятный психологический климат на уроках.

Результативность.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в течение нескольких лет привело к следующим результатам:

  • повышение качества знаний учащихся:

качество знаний по русскому языку повысилось с 41 % до 53%, по литературе -

с 48% до 67,2%;

  • повышение интереса к предмету;


Портфолио учителя русского языка и литературы

  • качественное изменение контроля за деятельностью учащихся, создание ситуации «успеха для каждого ученика»;



  • умение школьников работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

  • развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

Для меня, как учителя, использование ИКТ в обучении - это профессиональный рост.

Адресная направленность.

Опыт своей работы распространяю через сайт Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы

proshkolu.ru/user/ktyjxrf31/

  1. «Пушкинские застолья»;

  2. Статья в сборник «Как изменилась русская речь в последнее двадцатилетие?»;

  3. Статьи о коллегах «Иванчикова В.А»;

  4. Проект «Диалектные слова в топонимике Еткуля»;

  5. внеклассная работа;

  6. литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили».

Портфолио учителя русского языка и литературы

Перспективу своего профессионального развития я вижу в применении

проектной технологии в образовательном процессе с использованием мультимедийных технологий - проектирование учебных фильмов.



Портфолио учителя русского языка и литературы

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

  • обсуждение возникших идей;

  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;

  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

  • интерпретация данных;

  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;



Портфолио учителя русского языка и литературы

  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю "Правила успешной проектной деятельности", которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых "спящих" партнеров.

  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте".



Портфолио учителя русского языка и литературы

План действий учащихся в проекте.

  • Выбор темы проекта (исследования).

  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме - плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему», «Составить словарик фразеологизмов», «Создать рекламу любимой книги», «Исследовать топонимику родного села», «Создать афишу к произведению», даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе



Портфолио учителя русского языка и литературы

читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом - четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.

1. Мини-проект: 6 класс - создание собственного фразеологического словаря.

2. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме - это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект.

3. Проверяю, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков следующим образом: грамматические сказки, создание словообразовательного гнезда.

4. "Мозговой штурм" применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры "мозгового штурма": 5 кл. - предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 7 кл. - предложите идею создания афиши фильма по произведению А.С.Пушкина «Полтава».

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы



Мое педагогическое кредо.

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или вещам.

А. Эйнштейн

В конечном счете главное - остаться верным себе и тем, кого ты любишь. И работать вовсю. Я хочу сказать: работать так, будто завтра не настанет. Тренироваться. Добиваться. Я имею в виду тренироваться по-настоящему и максимально разрабатывать свой талант. Быть лучшим в том, что ты делаешь. Знать больше в своей области, чем кто-либо другой, живущий на земле . Использовать орудие своего ремесла, будь то книги или сцена, на которой ты танцуешь, или вода, в которой плаваешь. И я всегда стараюсь об этом помнить.

Майкл Джексон

Каждый день я доказываю себе и своим ученикам, что нужно быть лучшим в своем деле, делать то, на что ты, по собственному мнению, не способен.

Каждый день мне приходится открывать в себе что-то новое, неизвестное, своим примером заставляя детей двигаться вперед, совершать прорывы и открытия.

Главной задачей своей педагогической деятельности считаю формирование личности с разносторонним интеллектом. Навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к сознательному выбору в жизни.

Работая по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и



Портфолио учителя русского языка и литературы

литературы как средства повышения познавательной активности» , разрабатываю уроки с использованием инновационных технологий. Принимала участие в работе методического объединения классных руководителей, выступала с докладами. Разработала в 2012 году олимпиадные задания по русскому языку и литературе для 5 класса (районный уровень). В 2011-2012 учебном году была руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы, истории и обществознания. В этот период занималась подготовкой и проведением предметной недели по русскому языку и литературе. Разработала и провела в 2013 году литературную гостиную «Пушкинские застолья». Мероприятие проходило в рамках проведения районного методического объединения учителей русского языка и литературы. В мае 2013 года для учащихся 9 - 11 классов осуществлен проект «Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили», посвященный Дню Победы.

Совершенствую свое педагогическое мастерство через курсы повышения квалификации и через районное методическое объединение.

Имею публикации своих разработок на сайте «ПроШколу», в сборнике «Управления образования администрации Еткульского муниципального района Челябинской области» и в методическом сборнике, посвященном учителям, работавшим в МБОУ Еткульская СОШ.

На протяжении трех лет являюсь членом комиссии по проверке ГИА, членом предметной комиссии по олимпиаде. В 2013 году была ответственным организатором по ЕГЭ.

Мое увлечение - работа с компьютерными технологиями: создание фильмов, проектов, презентаций, минуток отдыха на уроке.

Мои любимые, самые полезные для меня веб-сайты:

  • perunica.ru/yazikoznanie/ Сайт «Перуница»





Портфолио учителя русского языка и литературы

  • сайт журнала "Литература в школе", "Уроки литературы"

  • сайт журнала "Русский язык в школе"

  • сайт издательства "Школьная пресса" методические журналы

  • сайт издательства "Основа" методические журналы

  • издательский дом "Первое сентября" методические журналы, педуниверситет

  • "Учительская газета"

  • "Литературная газета"

  • Сообщество "Учитель словесности"

  • Президентская библиотека

  • Образовательный портал "Слово"

  • ИКТ в работе учителя-словесника

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • Православие и мир

  • Проектная деятельность

  • Занимательная педагогика

  • Страна слов. Магия языка

  • В мире слов: история слов и выражений

  • Социальная сеть работников образования

  • Русские фразеологизмы в картинках

  • Создание электронных курсов

  • Телеканал "Просвещение"

  • Портал для думающих родителей

  • Шанский Лингвистические детективы

  • Портал "Живое слово"

  • Интернет технологии WEB 2.0 в образовательной деятельности

  • Сайт Заплатиной Е.И. «ПроШколу»

В течение полутора лет исполняла обязанности организатора воспитательной деятельности в школе, разрабатывала сценарии, организовывала проведение мероприятий.

Портфолио учителя русского языка и литературы

В 2012-2013 учебном году были осуществлены два больших проекта: по русскому языку («Употребление диалектных слов в топонимике Еткуля») и по литературе («Реклама книги»). Результат деятельности показан на районном и школьном уровне соответственно. В течение 2012-2013 учебного года администрацией школы неоднократно посещались мои уроки.

Как и любой учитель, в своей работе опираюсь на использование различных образовательных технологий, которые помогают осуществить задачи педагогической деятельности. В своей практике применяю такие технологии, как проектное обучение, исследовательское, личностно-ориентированное, деятельностный подход.

«Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Л.Н.Толстой.

Все перечисленные технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей. Данные технологии повышают результативность учебной деятельности учащихся, активизируют познавательный интерес, привлекают внимание учащихся к изучаемой теме, делают процесс обучения более эффективным.

Являюсь классным руководителем третий год. В своей работе учитываю психологические особенности ребят, уделяю внимание формированию коллектива, веду работу над воспитанием таких качеств, как честность, порядочность, доброта. Культура поведения. Вместе с ними мне удалось провести ремонт в кабинете, активно занимаемся озеленением класса. Вместе с ребятами каждый год подготавливаем и проводим праздник «День Матери», это стало доброй традицией нашего класса. Активно привлекаю к работе родителей учащихся, которые никогда не отказывают в помощи. В 2012-2013 учебном году была проведена исследовательская работа по здоровому образу жизни, здоровому питанию. В результате был создан мультимедийный проект, фильм-отчет «5 минут о … », который занял 2 место в школьном соревновании среди 5-8 классов.

В октябре 2013 года класс занял 3 место в акции по сбору макулатуры





Портфолио учителя русского языка и литературы

«Собери 60 кг и спаси 1 дерево». Зимой 2013 года ребята попробовали себя в новом качестве - волонтеры. В 2012-2-13 учебном году учащиеся 6 А класса участвовали в районном конкурсе социальной рекламы «Что такое хорошо? и Что такое плохо?», заняв 1 место, и в районном фестивале художественного творчества по изучению правил дорожного движения «Зеленая волна»; в номинации «Социальная реклама» наш класс занял 2 место.

Класс активно участвует в общешкольных мероприятиях: «Минута славы», ярмарка «Дары осени», « 1 сентября», «Последний звонок», сбор макулатуры, различные интеллектуальные игры, «Осенние забавы» ( в 6 кл. - 3 место, в 7 кл. - 2 место), фотоконкурсы, районный конкурс зимней игрушки «Зимняя фантазия» (2012-2013 г. - 1 место).

Благодаря совместному творчеству «учитель - дети - родители» наш класс с завидной регулярностью занимает призовые места.

В течение уже третьего года каждую четверть коллектив путешествует по просторам города Челябинска и Челябинской области.

В заключение хочется вспомнить слова великого русского писателя Л. Н. Толстого:

«Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Эта мысль является путеводной звездой в моей педагогической деятельности.

Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы



Приложение.





Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературыПортфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы



Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы

© 2010-2022