Конспект урока по русскому языку для 5 класса. Тема: Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе. Дата 08.02.2016 г.

Тема: «Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)».

Цели:

Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка Д/З

Тест (учащимся раздаются карточки). Время выполнения 3-5 мин.

1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:

а) ц..рковой

б) оц..нить

в) пуговиц..

г) тигриц..н

2. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:

а) операция на сердце

б) цыганский табор

в) перелётные птици

г) детёныш львицы

3. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву и:

а) желтый ц..пленок, медиц,нский справочник

б) круглолиц..й малыш, ходить на ц..почках

в) ц,ганский танец, коллекц.я марок

г) научная конференц.я, ц.трусовый запах

4. Найдите слово, в котором допущена ошибка:

а) мотоцикл

б) полиция

в) циганёнок

г) на цыпочках

5. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:

а) парадные лестниц.., весёлая ц..ганка

б) зац.питься за крюк, , старый ц..ган

в) чертить ц..ркулем, молодёжная делегац.я

3. Изучение нового материала.

Лото «Составь слово». Работа в парах.

Учащиеся составляют слова из карточек. На карточках написаны слова и части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

Внимательно посмотрите на слова, можете ли сказать, как получились новые слова? Сегодня на уроке мы поговорим об этом. Тема нашего урока "Способы словообразования", запишем тему урока в тетрадь.

-Что надо узнать? чему научиться?

Обобщим: узнать, от чего и при помощи чего образуются новые слова, какие способы для этого существуют в русском языке; отработать умения определять состав слова, образовывать новые слова, определять способ образования слова.

4. Работа с учебником. С.158, 160, прочитать правила. А теперь скажите, какие слова из карточек получились согласно этим правилам?

Слово учителя: В русском языке слова образуются при помощи 3 основных способов: приставки, суффикса и приставки и суффикса одновременно. При помощи приставки и суффикса образуется большая часть слов русского языка. Однокоренные слова можно образовать при помощи приставки - приставочный способ. Слова образуются от производящих основ: возьмем три слова: порядок, путник, заголовок. Добавим к ним приставки бес-, с-, под- Что получится? Новые слова с новым лексическим значением. Каким? (отсутствие чего -либо, совместное действие, действие снизу вверх; приближения к чему-н., напр. подкатить, подлететь; прибавления, напр. подвалить, подлить; повторения действия вслед за другим- поддакивать, подпевать; проявления действия в слабом или незаметном, скрытом виде, напр. подкрасить, подзакусить).

Такие слова и основы называются производными.

-Какое из записанных слов образовалось таким способом? (сказывать - рассказывать + словообразовательный анализ - понятие)

5. Тренировочные упражнения

1) -Упр. 377 (устно), 380 (приставочный способ)

2) Суффиксальный способ. Возьмем слова красный, желтый, сладкий, коричневый - (упр. 382). Прибавьте к ним суффиксы -оват- или -еват-. Какие слова получились? Какое значение внесли суффиксы? (неполнота признака).

3) Образуйте от глаголов капать, качать, шагать слова с суффиксом -ну-.

- Какие слова получились? Какое значение внесли суффиксы?

4) Запишите слова: по вариантам: пограничник, безвинный, подоконник, подбородок, подснежник. Найдите производящую основу, исходное слово.

-Что получилось? Проверьте себя: граница, вина, окно, борода, снег.

-Вывод: так образуются слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный способ). Эти три способа образования слов - основные в русском языке.

5) Распределительный диктант - упр. 385: распределить слова в три столбика, в зависимости от способа образования: учительница, пришкольный, защищать, перебежать, изображение, казашка, безлунный, мальчишка, списать, ночевать.

6. Закрепление изученного материала (по вариантам)

1) упр. 385: образовать слова при помощи приставок: рас-, вы-, по-, за-, под-, с-, до- от слов: петь, ехать, лететь, играть, работать. Что обозначают приставки? (начало и конец действия)

2) упр. 372: образуйте слова при помощи суффиксов, обозначающих людей: учить, водить, читать, работа, помощь, гордый, храбрый, мудрый, трактор, волейбол, теннис. Обозначьте суффиксы. Сделайте вывод.

7. Итоги урока. Оценивание. Рефлексия.

С каким разделом лингвистики сегодня познакомились?

-Назовите 3 способа словообразования?

А теперь, ребята, попробуем оценить вашу работу на уроке. Какую оценку вы поставите себе.

8. Домашнее задание: упр. 380, 386



© 2010-2022