Конспект урока Язык гендерых телодвижений 11 (12) класс

Разработка  урока по теме «Язык гендерных телодвижений». При изучении темы «Гендер» уделяется внимание рассмотрению вопроса о невербальной коммуникации. Умение характеризовать человека через невербальный язык - жесты, мимику - свидетельствует о хорошо развитых навыков анализа, синтеза и оценки, которые, по таксономии Блума, относятся к высокоуровневым навыкам мыслительной деятельности.   Изучение вышеуказанной темы не предусмотрено по школьной программе в старших классах. Это особенности Дипломн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Язык гендерых телодвижений 11 (12) класс

План урока

Кафедра русского языка и литературы


Учитель: Стасишина В.Г.




Предмет: русский язык и литература

N стр:5/5




Класс

12 класс (стандартный уровень)

Дата


Тема урока

Раздел (часть 1): Язык в культурном контексте.

Тема урока «Язык гендерных телодвижений».

Время:

1 урок

60 мин

Тип урока

Комбинированный урок: урок-повторение, объяснение нового материала, урок-практикум

Цель

определить особенности невербального языка мужчин и женщин.

Задачи

- Актуализировать и углубить знания учащихся по теме «Гендер», «Вербальный и невербальный языки»;

- проанализировать невербальное поведение мужчин и женщин через анализ устных выступлений учащихся, просмотра видеоматериала;

- формировать навыки критического мышления, умение работать в группе.

Профиль ученика

На данном уроке ведется работа по формированию следующих качеств Профайл учащегося:

Исследователь - учащиеся через практическую деятельность определят тему и цель урока, через анализ видеофрагментов определят особенности языка телодвижений мужчин и женщин;

Думающий- учащимся создаются условия для мыслительной деятельности;

Эрудированный - учащимся создаются условия продемнстрировать свою эрудицию при анализе вытуплений одноклассников, видеофрагментов.

Общительный - учащимся создаются услования для работы в группе.

Ресурсы

  1. Эдуард Васильев «Просто о возможностях Орифлэйм» (Youtube, 0.00 - 3.10), www.youtube.com/watch?v=ovy0MkVDHqI;

  2. Выступление Эльвиры - женщина года (Youtube, 0.00 - 3.30), www.youtube.com/watch?v=TEjKC2VJJS4;

  3. Баженова И.С. Гендерные аспекты невербальной коммуникации. www.gender-cent.ryazan.ru/bazhenova.htm

Методы и приемы

  1. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (видео);

  2. Методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ выступление учащихся с точки зрения использования невербального языка, заполнение таблицы)

Форма организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оценивание

Учащиеся смогут проанализировать невербальный язык, определить роль невербальных средств коммуникации в современном обществе (связь с ТОК), по окончании просмотра видеофрагментов заполнят таблицу, продемонстрировав умение давать характеристику языку жестов мужчин и женщин.


Связь с предыдущим уроком

Тема «Язык гендерных телодвижений» рассматривается в первой части курса «Язык в культурном контексте», является продолжением темы «Гендер». Данная тема изучается с целью подготовки учащихся к написанию Письменного задания по первой части курса, к Дальнейшей устной активности.


Рефлексия: Цель урока - углубить знания учащихся по теме «Вербальная и невербальная коммуникация», «Невербальное поведение мужчин и женщин». Для достижения цели урока была организована исследовательская работа, работа с видеоресурсами, вид дифференциации усложение в плане восприятия материала: анализ визуального текста; прогнозирование (учащимся создавались условия для самостоятельного определения темы и цели урока).

Домашняя работа: повторить теоритический материал по теме «Гендер», подготовка к проведению Дальнейшей устной активноси.

Время

Содержание

0 -10




10 -40

Вызов:

1. Организационный момент

2. В начале урока двое учащихся (юноша и девушка) выходят к доске, им

предлагается выполнить следующие задания:

а) рассказать о счастливом случае, о победе из личной жизни;

б) рассказать о драматической/трагической ситуации из своей жизни.

Слушающие наблюдают за выступлением одноклассников, анализируют, были ли использованы во время выступления жесты, какие и что они (жесты) означают (исследовательская работа). Анализ выступлений двоих учащихся.

- Какие жесты использовали выступающие?

- Одинаковые ли были жесты, когда рассказывалось о счастливом и трагическом событиях?

- Одинаковые ли жесты были использованы юношей и девушкой?

По окончании данного вида работы учащиеся определяют тему и цель урока (прогнозирование).

Реализация. Переход к теме урока «Язык гендерных телодвижений».

  1. Учащимся предлагается назвать одно ключевое слово 1 этапа урока (коммуникация).

  2. Определить:

- какая коммуникация была представлена в выступлениях учащихся? (вербальная и невербальная);

- какова роль невербальных средств коммуникации (язык тела) в современном обществе? (Связь с ТОК). (Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Данный язык восходит к коммуникативному поведению животных, которое изучается специальной наукой - этологией (наука о социальном поведении животных). Животные различают друг у друга позы и жесты устрашения, примирения, любовных намерений и т.п. Люди, общаясь близко с животными, могут правильно интерпретировать их позы, действия, которые выполняют именно сигнальную роль. Человек может тоже «говорить» своим телом. Например, женщины при ходьбе отставляют в сторону запястья, а мужчины - локти, так как женщинам нужно балансировать более тяжелый бедренный пояс, а мужчинам - более тяжелый плечевой. Такова анатомия мужского и женского тел, источник информации Баженова И.С. Гендерные аспекты невербальной коммуникации. www.gender-cent.ryazan.ru/bazhenova.htm)

  1. Анализ невербального поведения мужчин и женщин. Для выполнения данного задания учащиеся делятся на группы по цветам (3 группы), но группа состоит из участников, относящихся разному полу. Группам предлагается просмотреть два видеофрагмента:

  1. Эдуард Васильев «Просто о возможностях Орифлэйм» (Youtube, 0.00 - 3.10);

  2. Выступление Эльвиры - женщина года (Youtube, 0.00 - 3.30).

По окончании просмотра видеофрагмент каждая группа заполняет таблицу

(время на выполнение данного задания 15 минут):










40 -50



50 -60

Параметры анализа

Выступление

Эдуарда Васильева

Выступление

Эльвиры

Тема выступления



Цель выступления



Аудитория



Жесты

значение




  1. Обсуждение работ учащихся, знакомство с теоретическим материалом (слайд -презентация), например:

Аспекты невербальной коммуникации

Разделение по гендеру

Мужчина

Женщина

1. Позы стоя

1.Руки в карманах

2.Ноги на ширине плеч

3.Руки скрещены на груди

4.Руки на бедрах

1.Руки на бедрах

2.Руки за спиной

3.Нижнее положение сцепленных рук

4.Руки скрещены на груди

5.Ноги скрещены

6.Выставленная вперед нога

7.Одна рука на талии, другая опущена вдоль тела

2. Позы сидя

1.Ноги широко расставлены

2.Американская поза - ступня на колене

3.Ноги на столе

4.Американская поза и руки закинуты за голову

5.Положение верхом на стуле, спинкой стула

1.Нога на ногу

2.Ноги скрещены в лодыжках

3.Одна нога вытянута, другая согнута

4.Ноги вместе сложены и немного наклонены

5.Руки на коленях

6.Ноги вытянуты

Рассмотрение значений телодвижений - глаза, руки (презентация).

В заключение изучения темы урока группам предлагается изобразить жесты двух знакомых для аудитории людей (учащиеся, учителя, технический персонал школы), сидящие должны определить по жесту личность человека, определить значение жеста.

Вывод: существуют как мужские, так и женские позы, жесты, походка. Различия по полу, отражаемые в невербальном поведении, привели к тому, что отдельные жесты и даже целые стили невербального поведения стали оцениваться как (более) женские и, соответственно, (более) мужские, независимо от реального пола их исполнителя. Так, например, выражая смущение, русские мужчины чаще потирают рукой подбородок или нос, а женщины потирают щеки или область непосредственно перед шеей.

Рефлексия. Обсуждение заполненных графиков учащихся, работа над которыми велась в течение урока по следующим параметрам:

-изменение интереса;

-уровня познания;

- личная активность.


© 2010-2022