Новые подходы в преподавании и обучении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обучении«Новые подходы в преподавании и обучении» на уроках русской литературы.

Дети являются активными обучающимися,

которые формируют свое мышление

на основе личных размышлений и

социального воздействия.

(«Руководство для учителя», стр.116).


Говоря сегодня о современном школьнике, мы подразумеваем под этим понятием конкурентоспособную, личностно-ориентированную, высокоразвитую личность, способную к социализации и адаптации в обществе. Человека, умеющего не просто поглощать информацию, но и перерабатывать ее таким образом, чтобы она была полезна и применима на практике, иначе говоря, жизнеспособна. И, исходя из этого, учитель сегодня должен ставить перед собой цель не передать готовые знания ребенку, а научить его самостоятельно учиться. Создать такую среду обучения, при которой учащиеся будут активно принимать участие в образовательном процессе, формировать собственные знания и понимание того, для чего им (учащимся) это необходимо, где и с какой целью они смогут использовать полученные знания и навыки на практике.

Шанк и Цимерман делают акцент именно на том, что является важным аспектом метапознания - желание самостоятельно работать и развиваться. (Руководство, стр. 150).

Именно с этой задачей я и столкнулась в результате своего обучения по Программе. Мне изначально было трудно отойти от традиционной системы передачи знаний и начать развивать у учащихся собственное мышление, формировать способность быть ответственным за собственное обучение, приучить к самостоятельному поиску информации и решению поставленных задач.

Проработав теорию по Руководству, я пришла к выводу, что все мои уроки я буду строить на этом базовом модуле «Новые подходы в обучении» через «Обучение тому, как учиться», «Диалоговое обучении», интегрируя при этом и другие модули.

Я старалась построить урок таким образом, чтобы информация не просто принималась, но и удерживалась по системе Пирамиды обучения (Руководство, стр. 140). Руководствуясь тем, что мои учащиеся уже знают, что понимают, на что опираются, что им интересно, что их мотивирует, как они могут самостоятельно работать и могут ли взаимообучаться.

Планируя свою практическую деятельность, я разработала план, используя теоретические знания. Познакомив детей с новыми подходами в преподавании и обучении, объяснив им, каким образом мы будем работать и попросив их внимательно и серьезно подойти к вопросу о пользе внедрения данного модуля. Подумать и проанализировать насколько изменение повлияло на них и каким образом, комфортно ли им работать в парах, группах. Создавая пары, группы, я старалась как можно чаще менять их состав, для того, чтобы учащиеся могли взаимодействовать друг с другом. Перед внедрением этого модуля я не опасалась, что работа в парах вызовет затруднения, так как на своих уроках я неоднократно уже применяла подобный прием, а вот групповая работа вызывала некоторые затруднения, мне казалось, что дети не смогут плодотворно поработать и качественно усвоить материал урока. Но при получении обратной связи после первого урока я прочитала следующие ответы: «Мне было очень удобно и комфортно работать в группе», «работа в группах намного интереснее, чем работать одному», «в группе мы все одинаковые и работаем сами», «мы можем сделать все сами, и это нас подстегивает», «трудно, когда приходится все самому искать, раньше было проще» и др.

Таким образом, я сделала вывод, что на первом уроке внедрение проходило успешно. Хотя поначалу ребята не были активными, они не понимали, как можно на уроке пересаживаться, играть, оценивать друг друга. Но при работе над заданиями и над листом оценивания у них стало получаться. В течение всего урока я наблюдала за деятельностью и акцентировала внимание именно на «голосе ученика» при рефлексии.

Применяя новые подходы, я осознала в большей мере, что именно ученики являются центром всего процесса обучения и мне, чтобы научить их учиться, необходимо четко осознать, что «они не обучаются изолированно, они находятся в «учебном сообществе», где ученики и учитель являются обучающимися». (Руководство, стр. 142) Поэтому я создавала задания именно такие, где дети могли консультировать друг друга, обмениваться информацией (при изучении биографии авторов, при работе над созданием постеров, составлении сравнительных таблиц). Для себя я отметила, что учащиеся старались формулировать свои собственные предположения, выдвигали идеи, задавали вопросы. Особенно важно отметить тот факт, что я на первом уроке попыталась научить детей самостоятельно ставить цели урока и задачи, выводить цели из проблемной ситуации и вопросов, ставить цели для себя при выполнении заданий.

Если первый урок был пробным и обучающим, то на последующих уроках дети без моей помощи могли формулировать тему урока и ставить перед собой задачи, при этом ища пути их решения. Таким образом, у них прослеживалась саморегуляция. Я считаю, это происходило потому, что я теперь постоянно обращалась к учащимся по вопросам обсуждения преподавания и обучения, мы делились мнениями, я слышала их «голоса» и пожелания, теперь они были полностью включены в процесс обучения. Они не просто искали новые знания и изучали произведения на уроках литературы, но и у них возникло понимание того, для чего применяется данная методика, что она им дает.

Для меня стало открытием то, что учащиеся могут анализировать мою деятельность. В рефлексии они мне указали на то, что «Елена Валерьевна, старайтесь говорить меньше, нам тоже есть, что сказать», «выражая свои мнения, мы учимся говорить», «теперь мы на уроке главные».

Осуществление контроля над своим обучением, способность к рассуждению о нем и чувство уверенности в том, что мои учащиеся способны усовершенствовать свое обучение, является положительным результатом взаимодействия с учениками.

По итогам четырех уроков я наблюдала за тем, как сокращается зависимость детей от моего мнения, моих указаний, они становились более сконцентрированными и самостоятельными, именно потому, что чувствовали ответственность, как за самих себя, так и за группу.

В ходе практики я также давала детям свободу выбора при выполнении заданий. При этом я старалась учить их аргументировать и объяснять, почему именно это задание они считают для себя более приемлемым при выполнении. Если на первом уроке слабо мотивированные дети брали задание уровня «А», то уже на четвертом уроке выбрали на уровень сложнее, объясняя это тем, что у них возникла уверенность в своих силах «даже если не получится, я хочу попробовать». Я считаю, что это произошло потому, что дети стали оценивать себя и других.

Изучая Модуль «Новые подходы в обучении и преподавании», я отметила для себя также тот факт, что также одним из доминирующих идей модуля, проходящим через всю серию последовательных уроков у меня будет « Диалоговое обучение». Так как специфика предмета литературы изначально подразумевает наличие беседы на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что «диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а также интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию» (Руководство, стр 144).

Я убедилась, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что каждый имеет право на свое мнение, свои идеи. Диалоговое обучение помогло мне понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. При взаимодействии повышается качество усвоения материала. Так на протяжении серии последовательных уроков диалоги становились более конструктивными, ребята выслушивали доводы друг друга, подвергали сомнению ответы, искали истину вместе.

Диалогическая беседа является таким типом взаимодействия, при котором как учитель, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад (Руководство, стр. 148) В ходе практике я увидела, что ученики легче обучаются, когда имеют возможность диалогического взаимодействия между более знающими, в роли которых выступают как одноклассники, так и учитель.

Каждый учитель в своей практике использует вопросы. Будь-то на стадии вызова, осмысления, закрепления нового материала или рефлексии. Только вот до прохождения курсов реакция на ответы на задаваемые вопросы была разная.

До прохождения этих курсов, я работала по системе: «инициатива-ответ - последующее действие». Сегодня я придерживаюсь того мнения, что эта система не дает полного включения детей в диалогический процесс.

Вообще, работа по вопросам - эффективный инструмент для преподавания, для улучшения обучения учащихся. Необходимо задавать вопросы соответственно потребностям обучающихся.

На уроках я старалась применять вопросы на Побуждение к ответу: Почему именно так, а не иначе? Постановка цели в начале урока, задач, корректировка формулировки вопросов. Постановка проблемных вопросов.

При апробировании задавала вопросы, которые позволяли выражать свои мысли, давать полные ответы, развивать идеи, приводить примеры.

Как жители Каперны отреагировали на появление Алых Парусов? Какие чувства испытывали они?

Переориентация вопросов - Кто может помочь ответить на вопрос: Что общего у Артура Грэя и Ассоль?

Для себя я сделала вывод, что при постановке вопросов просто необходимо учитывать значение данных вопросов, они должны стимулировать, развивать интерес, формировать знания.

На уроках я применяла также индивидуальный опрос, формулируя вопросы разного уровня для разных учащихся, учитывая их интересы, возраст и способности.

На своих уроках я старалась применять вопросы согласно таксономии Блюма, при постановке вопросов «высокого» и «низкого» порядка учащиеся учатся анализировать, выражать свои мысли, тем самым усовершенствуя навыки устной и письменной речи. При приеме «Верно-неверно» формируется критическое мышление. При помощи правильной постановки вопросов создается среда взаимообучения, взаимоуважения, принятие других мнений, точек зрения. В этом случае важную роль играет проявление доверительных отношений учащихся.

Вопросы на уроке давали мне возможность выявить те сложности, которые возникают у детей в результате обучения. Я могла в ходе урока отследить, насколько улучшились знания у учащихся, как они строят свои ответы, причем сама я говорила как можно меньше, лишь управляя процессом ведения диалога. Но были такие моменты, когда беседа переходила в дебаты, и я преднамеренно устранялась, для того, чтобы позволить детям в споре прийти к истине и увидеть, как они аргументируют свои точки зрения. Именно поэтому я и создавала вопросы на столкновение. Задавая определенные вопросы на проверку ранее изученных знаний на первоначальном этапе урока, я могу отследить, насколько быстро дети дают ответы и насколько качественно.

Важным фактором также стала система взаимообучения. Этот прием был использован в групповой, парной работе, когда ученики с различными уровнями мотивации взаимодействовали между собой при решении определенных, поставленных задач. Обменивались информацией. Использование диалогового обучения позволило мне помочь раскрыться некоторым слабо мотивированным учащимся. Они проявили себя, показали свои способности в работе с группой, в некоторых случаях выступали оппонентами и спикерами при выполнении заданий. Если раньше такие дети испытывали страх перед большой аудиторией, то при работе в малых группах они старались себя проявить.

Я отметила для себя некоторых учащихся, которые очень тонко могли подметить суть вопроса, особенно мне понравилось то, что без моей подсказки на всех уроках дети проводили параллели с сегодняшней жизнью, как бы адаптируя произведения и актуализируя их. Так на втором уроке я использовала повторение проблемного вопроса «Свобода - есть счастье?», причем, задавая его на разных этапах урока, я получала разные ответы на него, то есть происходило изменение мнения, осмысление и переосмысление. Важно, что в ходе различных деятельностей на уроке формируется речь, мыслительные процессы, появляется мотивация узнать больше, а главное - понять, почему именно так.

Изучение Программы помогло мне в практике, теперь я использую такие типы реакции:

- Принимаю ответ за основу следующей беседы.

- Дословно повторяю ответ для закрепления.

- Корректирую ответы.

- Направляю детей для дальнейшего поиска информации.

- Акцентирую внимание на важных аспектах.

- Поощряю ответы, акцентируя внимание на том, что каждое мнение имеет место быть.

Исследователи утверждают, что наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса, так и после получения ответов. (Руководство, стр 147).

Так, на практике, давая детям возможность подумать чуть дольше, чем это было раньше, я увидела результат: увеличилась продолжительность ответов, дети стремились высказать свое мнение, давая полные ответы.

Я пришла к выводу, что внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» требует иного оценивания, именно поэтому я постаралась разработать оценочный лист по каждому уроку с критериями оценивания, самооценивания, взаимооценивания. И в результате урока совместно с учащимися мы выставляли оценку. А при завершающем этапе рефлексии применялось формативное оценивание, направленное на оценивание для обучения.

Проведя данную работу по использованию модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», я могу сказать, что увидела результаты своей работы: умение работать сообща, уважать мнение, слушать, произошло включение практически всех учащихся в учебный процесс, улучшилось качество знаний. Я стала на шаг ближе к тому, чтобы мои восьмиклассники научились самостоятельно обучаться, быть более ответственными при выполнении работы, у них появилось понимания, для чего необходимо учиться, каким образом потом можно будет использовать и знания и методы их нахождения при социальной адаптации. Вырос творческий потенциал, появилось стремление работать качественнее и быть объективнее при оценивании своих возможностей. Уроки стали интереснее.

Наряду с положительными результатами были и трудности: недостаточно развита речь, нерациональное использование времени, индивидуальные особенности учащихся, не до конца я разработала разноуровневые вопросы и задания. Не все дети способны к саморегуляции. Были сложности при распределении ролей в группах.

Пути решения я вижу в активном внедрении данного модуля во все свои уроки. В обучении детей формам и методам работы в группах, парах. В разработке критериев оценивания. В четком управлении учебным процессом. В формировании навыков письменной и устной речи учащихся. В обучении правилам вести споры, диспуты. В разработке разноуровневых заданий, с учетом способностей и потребностей учащихся. А главное - в обучении детей тому как и зачем учиться.


© 2010-2022