Конспект урока развития речи в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

II. Слово учителя о теме и цели урока:

Сегодня на уроке развития речи мы будем учиться писать подробное изложение, составлять план текста с опорными словами.

III. Словарная работа.

На доске записаны слова с пропуском букв.

Данные слова встретятся нам в тексте изложения. Давайте объясним правописание данных слов, раскроем значение некоторых из них.

Сер… це, прод…вать, ра…скажу, оч…рованный, п…жалу…ста. др…жащая, ост…навливат…ся, ст…рин…ые, др…гоцен…ая, р…ждествеская, оп…чаленная, ч…рствый, с…жаление, св…ркающая, сл…мался.

Ученики выходят по одному, комментируя.

IV. Вступительная беседа.

Мы с вами знакомы уже со многими сказками Г.-Х. Андерсена.

Какие сказки нам известны? (Дети называют прочитанные ими ранее сказки)

Вам хотелось бы узнать, как появилась сказки «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок» и другие сказки Андерсена?

А поможет нам другой писатель - Г. Цыферов. Он написал книгу «Мой Андерсен» о добром сказочнике и о его сказках.

У Г.-Х. Андерсена есть трогательная сказка «Девочка со спичками», и сегодня мы познакомимся с историей ее создания.

V. Чтение рассказа учителем.

Вы можете закрыть глаза и представлять то, о чем я буду читать.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ.
Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку - добро и зло там лежат рядом. Может быть…
Но вот, что я вам расскажу. Это было в Копенгагене. В тот день одна девочка продавала спички:
- Купите, господин! Купите, пожалуйста!
Но ни тихое «пожалуйста», ни дрожащая ручонка - ничто не могло помочь ей. Люди не желали останавливаться.
Похрустывал снег под ногами, заиндевевшие деревья становились похожими на старинные парики, а робкая девочка, точно тоненькая свеча, по-прежнему стояла на углу. И вдруг, озябнув, ее голосок сломался, будто хрупкий новогодний шар. И тогда, словно услышав тот звук, кто-то осторожно положил руку на ее плечо: «Возьми, пожалуйста», - произнёс он голосом принца. И сама мечта, драгоценная монетка, упала в ее ладонь.
Наверное, тут бы и надо кончить рождественскую сказку, но, к сожалению, девочка подняла глаза - на шее принца вместо блестящего, сверкающего кашне… было старенькое полотенце. И опечаленная девочка вернула монету.
- Вы добры, но я не могу взять последнее, - прошептала она. Вот и все. Остаётся добавить, что тем принцем был молодой Андерсен. А годы спустя он написал сказку.
В той сказке девочка умерла, но сказочник не мог поступить иначе. По-прежнему бедные дети, точно тоненькие свечи, стояли на улицах. И добрый Андерсен знал: если они погаснут, в Копенгагене станет темно и грустно.
Вот почему он и написал сказку с печальным концом. Ведь только печальное делает чёрствых людей добрее.
Из книги Г. Цыферова «Мой Андерсен»

выполните задания

1. В тексте в основном говорится

  1. о встрече Андерсена с бедной девочкой

  2. о том, как девочка продавала спички

  3. о том, что на свете много несчастных детей

  4. о том, что история из жизни Андерсена стала основой для сказки

2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. Андерсен не был принцем

  2. маленькой девочке приходилось работать целый день

  3. печальная сказка может сделать добрее и чёрствых людей

  4. трудно быть добрым, когда ты беден

3. Автор в тексте использует сравнения. Для каждого слова из первого столбца найди из второго столбца сравнение. Запиши соответственно около номера слова букву выбранного ответа.

1. Андерсен

А. тоненькие свечки

2. Деревья

Б. сундучок

3. Дети

В. заиндевевшие парики

4. Сердце

Г. принц

5. Монетка

Д. мечта

4. Почему девочка продавала спички? Выбери верные утверждения и обведи соответствующие буквы.

А. Она хотела разбогатеть
Б. Чтобы не умереть от голода
В. Все дети в Копенгагене работают
Г. Девочка мечтала встретить принца
Д. Девочка была нищей

2) Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?

  • Как вы думаете, почему наше сердце похоже на «очарованный сундучок»?

  • Какую основную задачу поставил автор: сообщить точные факты написания Андерсеном сказки или словами нарисовать картину рождественского дня, затронув душевные струны читателя? Назовите стиль текста.

  • Какие чувства испытывали вы, читая текст?

  • От какого лица ведется рассказ? Какой тип речи использует автор? Как начинается повествование? Докажите свои ответы.

  • Только ли повествование использует Г. Цыферов? Описание чего или кого есть в этой истории? Найдите описание девочки.

  • Какие слова и выражения использует автор для описания последовательности действий девочки? Назовите эти глаголы.

  • Обратите внимание на то, что автор говорит «я расскажу», а сама история сказки даётся в прошедшем времени.

  • Какие языковые средства выразительности использует автор, чтобы ярче и эмоциональнее описать рождественский день и встречу девочки с «принцем»? Приведите примеры эпитетов, сравнений.

  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

  • Подберите синонимы к словам и замените сложные конструкции простыми.

Заиндевевшие - в инее
Не желали останавливаться - проходили мимо
Озяб - продрог
Голосок сломался. Что это значит?
Произнес - сказал
Кашне - шарф
Годы спустя - через много лет
Погаснут (дети) - замерзнут, умрут
Черствый -- равнодушный

  • Как избежать повторения слов «девочка» и «Андерсен»? (Бедняжка, она, малышка…сказочник, принц, он…)

  • Почему девочка вернула монетку?

  • Почему Андерсен написал сказку с печальным концом?

  • В тексте есть элементы рассуждения. Найдите, в каких частях они присутствуют?

  • Г. Цыферов пишет, что «сказочник не мог поступить иначе», почему? Какой вывод делает автор текста?

3) Составление сложного плана, подбор ключевых слов, определение микротем.

Для записи плана тетрадный лист разметить так, чтобы оставалось достаточно свободного места для записи в правой колонке ключевых слов.

Что такое микротема? Назовите их. С помощью них мы будем составлять план (учитель на доске, а дети в черновике). Сбор, исправление ключевых слов. Учитель в это время записывает их на доске, дети корректируют свои записи.

I. Добро и зло

Сердце, очарованный сундучок

II. История девочки

Дрожащая ручонка, пожалуйста, снег, деревья, тоненькая свечка…

1) На улице

Мечта - драгоценная монетка, вместо кашне - полотенце…

2) Принц

Не могу взять, принц Андерсен…

3) Возвращённая монетка

III. Сказка с печальным концом

Чёрствый, добрый, погаснут, печальное…

VII. Анализ пунктуации текста и замена сложных синтаксических конструкций простыми.

Использование начерченных на доске схем предложений с прямой речью, схем однородных членов предложения и сложных предложений.

VIII. Повторное чтение текста.

Дети следят по своим записям, мысленно повторяя текст.

IX. Пересказать текст, сохранив его стилистические особенности (1-2 учащихся)

X. Запись изложения по плану.

Напомнить, что абзацы выделяются красной строкой. В особо трудных случаях использование орфографического словаря.

XI. Домашнее задание.

спряжение, подготовить диктант (тест) по теме «Спряжение глагола»

© 2010-2022