Музейный урок «Дорогами Великой Отечественной войны» (интегрированный урок русского языка и истории)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА Музейный урок «Дорогами Великой Отечественной войны»

(интегрированный урок русского языка и истории)

8 класс

Преподаватель: Рахматуллина Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы








«Дорогами Великой Отечественной войны» в 8 классе.

Цель урока: патриотическое воспитание обучающихся на примере жизни и подвига ветеранов Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся познавательный интерес к истории России путем использования богатств форм и методов урока.

  2. Развитие умений грамматического разбора словосочетания и синтаксического разбора предложения.

  3. Развивать умение самостоятельной работы в группе.

  4. Расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.

  5. Научить применять полученные знания на практике.

Кабинет: школьный музей «Память» с экспозицией «Дорогами Великой Отечественной войны»

Оборудование: компьютер, колонки, проектор, экран, диск с презентацией, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент.

    1. Традиционное приветствие.

    2. Определение степени готовности обучающихся к уроку:

- подготовленность рабочего места

- формирования эмоционального настроения у обучающихся. (Звучит фонограмма песни «Журавли»).

  1. Актуализация знаний

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»

Беседа с учениками. (На экране - кадры презентации «Отечество. Родина»)

- В 2010 году наша страна отмечает 65 - летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, когда приближается День защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников Земли русской.

Творческая работа.

- Ребята, а какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову «отечество»? (Ответы учащихся: отец, честь) Значит, Отечество - это «земля отцов». А каждый отец передаёт свои знания, опыт своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и «земли русской», и приходит время - и сыновья создают живой щит на пути врага.

Земля русская собиралась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они завещали беречь землю русскую - нашу Родину.

- Ребята, дома вы писали сочинение, в котором размышляли над тем, каким должен быть настоящий защитник Отечества. Давайте послушаем выдержки из некоторых работ (Чтение сочинений)

- Я сейчас обращаюсь больше к нашим мальчикам, как к будущим солдатам и офицерам. Так какими же качествами должен обладать настоящий защитник Отечества? (Ответы учащихся)

Ученик читает стихотворение «Как я люблю людей родной России»

Как я люблю людей родной России!

Они тверды. Их вспять не повернешь.

Они своею кровью оросили

Те нивы, где сегодня всходит рожь.

Их не согнули никакие беды,

И славить вечно вся Земля должна

Простых людей, которым за победы

Я б звезды перелил на ордена! (В. Сикоровский)

(Звучит фонограмма песни «Священная война»)

- Великая Отечественная война стала причиной гибели миллионов мирных жителей, солдат и офицеров.

Ученики читают отрывок из стихотворения Р. Рождественского

Пламя

ударило в небо!-

ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте

на помощь...»

Родина.

Славы

никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я

или

Родина.

Ученик читает стихотворение Р. Рождественского

«На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький…»

На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды - прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую - по размерам - шинель…
…А когда он упал - некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

- Наш урок памяти мы посвящаем всем участникам Великой Отечественной войны. У нас в гостях Уколов Алексей Фёдорович - ветеран Великой Отечественной войны (вручение цветов).

  1. Изучение нового материала

Музейный урок «Дорогами Великой Отечественной войны» (интегрированный урок русского языка и истории)

- Учащиеся 9 класса из экскурсионной группы музея «Память» подготовили экспозицию «Дорогами Великой Отечественной войны». (Приложение 1)

Слово учителю.

- Ребята, Алексей Фёдорович не родился героем, он был обычным парнем. Ведь героями не рождаются, а ими становятся!

Музейный урок «Дорогами Великой Отечественной войны» (интегрированный урок русского языка и истории)- Ребята, а сейчас вы можете задать вопросы нашему гостю, ветерану Великой Отечественной войны, Уколову Алексею Фёдоровичу.

Беседа.

  1. Самостоятельная работа

Проводится викторина «Время, события, люди в Великой Отечественной войне» (Приложение 2)

  1. Домашнее задание

- Придумайте кроссворд, посвященный Великой Отечественной войне.

- Напишите сочинение «Героями не рождаются, ими становятся!».

Итог урока

- Ребята, сегодня вы встретились с ветераном Великой Отечественной войны, Уколовым Алексеем Фёдоровичем. Скажите ему свои пожелания.






Приложение 1

Текст экскурсии по экспозиции

«Дорогами Великой Отечественной войны»

Сегодня мы проведем экскурсию и напомним вам те далекие годы Великой Отечественной войны. Мы стоим у экспозиции «Дорогами Великой Отечественной войны».

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Историки в этой войне выделили 4 судьбоносных сражения, которые решили исход всей войны.

Это битва за Москву. Фашисты, окрыленные своими удачами в начале войны, рвались к Москве. Они уже видели себя шагающими по московским улицам. Наши солдаты стояли насмерть и не пропустили врага. Здесь, в этих боях принимал участие наш тольяттинец Курочкин Владимир Максимович. Он живет в нашем 7 квартале и мы очень часто видим его у нас на уроках Мужества.

Второе грандиозное по своему значению было сражение за Сталинград. Наступление наших войск началось в ноябре 1942 года. А ликвидация окруженной немецкой группировки происходила с 10 января по 2 февраля 1943 года. В этом сражении участвовал Медведев Леонид Павлович. Он приходил к нам на наш Урок Мужества и рассказывал об этих боях.

Третье судьбоносное сражение было на Курской дуге под Прохоровкой, когда наши войска опрокинули фашиста и погнали его назад. Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа. А 5 августа в городе Белгороде был дан первый салют в честь победы наших войск над фашистским захватчиком. В этом сражении воевал ветеран ВОВ Уколов Федор Алексеевич. Здесь он был тяжело ранен. Он сегодня у нас в гостях.

Четвертое завершающее судьбоносное сражение - это битва за Берлин. Она проходила с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Дело в том, что наши войска освободили не только Советский Союз, но и всю Европу: Польшу, Венгрию, Чехословакию, Австрию. И дошли до Берлина.

- Ребята, а кто скажет, кто от имени Советского Союза подписывал акт о капитуляции?

Правильно. 8 мая 1945 года акт о капитуляции немецких войск подписывал маршал Жуков Константин Георгиевич. Поэтому 9 мая был объявлен Днем Победы.

- Ребята, а кто скажет, кого и за что награждали во время войны медалью «За отвагу»?

- Какая высшая награда была во время Великой отечественной войны?

- Назовите Героев Советского Союза, получивших эту награду в годы войны?

- Ребята, а кто назовет мне крепость, на Белорусской границе, где наши пограничники стояли насмерть несколько месяцев? Правильно, это Брестская крепость.

А сейчас, пройдем вот к этой экспозиции. Она называется «Дети войны»

Ребята, вы знаете, что во время войны все мужское население нашей страны было призвано на фронт. Остались женщины, дети и старики. Перед вами фотографии тех, кто во время войны был еще ребенком. Но они испытали на себе все тяжести войны, которые выпали на плечи взрослых. Во время войны был лозунг «Все для фронта, все - для победы», в тылу не хватало питания, одежды, обуви. Но люди терпели. Перед вами фотография Трохачевой Раисы Васильевны - бывшей жительницы блокадного Ленинграда. Вы должны знать, что немцы окружили наш город Ленинград и блокировали его. У людей закончилась пища, вода, было отключено отопление, не работала канализация. Люди погибали. Ужас блокады перенесла и Раиса Васильевна. Ее уже без сознания вывезли из Ленинграда. И врачи долго боролись за ее жизнь. Но она выжила. И часто приходит к нам на уроки Мужества и рассказывает нам о блокадном Ленинграде.

Перед вами фотографии ветеранов Великой Отечественной войны нашего квартала.

Это картины, которые нам подарили художники: Кузнецов Петр Николаевич и Михно Николай Ильич.

Это военная рация. Вот с такими рациями на парашютах сбрасывали в тыл врага наших разведчиков. Они настраивались на нужную волну и передавали в штаб секретную информацию.

- Ребята, а у кого прадедушка воевал в Великую Отечественную войну? Кто назовет мне имена ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут с вами по соседству?





Приложение 2

Конкурс "Время, события, Люди"

Учитель задает 12 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный, четкий ответ. Отвечает ученик, который первый изъявит желание это сделать.

Вопросы

Время

  1. В этот день и год началась Великая Отечественная война.

  2. В это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.

  3. В этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР.

  4. В этот день отмечается день Победы

События

  1. Это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.

  2. Эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР.

  3. Эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

  4. Это событие положило начало открытию второго фронта в Европе.

Люди

  1. Именно он возглавлял ГКО (Государственный комитет обороны)

  2. Этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой.

  3. Этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом.

  4. Этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны.

Ответы конкурса "Время, события, Люди"

Время 22 июня 1941, 5 декабря 1941, март 1944, 9 мая 1945

События начало ВОВ, победа под Москвой, Сталинградская битва, Битва на Курской дуге

Люди Сталин, Жуков, Паульс, Жуков




















Рецензия на урок мужества

«Дорогами Великой Отечественной войны»

Рахматуллина Татьяна Юрьевна, работает в МОУ школе № 32 с 2000 года. За годы работы показала себя как творческий, квалифицированный учитель. Владение информационными технологиями и стремление к новому, а также личностные качества, такие как доброжелательность, мудрость, терпимость, помогают Татьяне Юрьевне достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

В соответствии со стратегическими целями государства в школе реализуется программа «Растим патриотов России на 2008 - 2010 годы». Её основной целью является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. В школе военно-патриотическую работу ведет общественная детская и молодежная организация «Звезда», которая накопила большой арсенал различных форм работы. Это уроки Мужества, линейки памяти, встречи с участниками боевых действий в Великой Отечественной войне, Чечне и Афганистане, военно-спортивные игры, тематические экскурсии, проводимые учащимися из экскурсионной группы школьного музея «Память».

В основу данного урока положен ряд принципов, которые позволяют решать современные образовательные задачи: принцип деятельного включения ребят в поисково-исследовательскую работу; принцип формирования чувства патриотизма и сопереживания; принцип формирования целостного представлении о мире, что подразумевает личностное отношение учащихся к полученным знаниям; принцип психологической комфортности, который дает возможность снятия всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Логика построения данного урока предполагает реализацию идеи интегрированного обучения предметов: русского языка, истории. Применение на уроке дополнительных ресурсов, существующих в школе: музей «Память». Участие на уроке ветерана Великой Отечественной войны, учащихся 9 класса из экскурсионной группы музея.

Зам.директора по воспитательной работе Евлейкина Е.С.



© 2010-2022