Урок обобщения по теме Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ТЕМА: Повторение и обобщение изученного материала

по теме «Причастие».(Ох уж, это причастие!)

(учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 118» г.Перми Иванова Ираида Федоровна)

ЦЕЛИ: 1) систематизация знаний о причастии; повторение

орфографических и пунктуационных правил, изученных в данном разделе.

2) совершенствование умений и навыков находить причастия в тексте; определять его морфологические признаки; умение находить причастный оборот и графически его обозначать; развитие пунктуационной и орфографической грамотности.

3)воспитание любви и уважения к матери.

ЭПИГРАФ: Мало иметь хороший ум, главное его применять.

Рене Декарт

ОБОРУДОВАНИЕ: 1 раздаточный материал для выполнения упражнений; картина с изображением матери;

2. технические средства - мультимедийный проектор;



ХОД УРОКА

1. Приветствие (учеников и гостей).

2.Записать в тетрадь число, «Классная работа»

2.Лингвистическая разминка: отгадайте высказывание

1 слово - синоним к слову много.

2-глагол ,однокоренное слово к причастию из выражения: имеющий уши да услышит меня.

3-антоним к слову плохой

4 слово, от которого образовалось прилагательное ум ный

5-синоним к слову важный.

6 -личное местоимение3лица ед. числа вин. Падежа.

7- синоним к слову использовать А в целом фраза, относящаяся к учению. Молодцы ! Она и будет эпиграфом к нашему уроку

3.Формулировка темы

А теперь, исходя из домашнего задания и эпиграфа сформулируйте тему урока Запись в тетради( тема и эпиграф)

Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи. Но сделаем это необычно , а в форме игры. Итак, игра -соревнование.

  • Правила игры (презентация) Игровое поле состоит из 5 разных разделов:1- теория, 2-орфография,3- пунктуация, 4- культура речи, 5- развитие речи. К каждому разделу имеются вопросы 4 уровней : на 5, 10,15 и 20 баллов. Команда вправе выбрать любой из оставшихся в зависимости от своих знаний , На выполнение каждого задания отводится определенное время Также команда в случае затруднения может 1 раз обратиться за помощью к экспертам. Представляю их .Они также будут помогать мне проверять ваши ответы и результаты заносить на табло. В зависимости от результата каждая команда получить соответствующую разбалловке оценку. (смотри таблицу на доске:

75-100 -«5», 50-74- «4» , 25-49-«3») .

Высвечивается игровое поле. Право выбора 1 задания предоставляется команде, которое отгадает загадку

«Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю

Глагол по значению напоминаю» (П. Чесноков)

4 .Игра

1раздел «Теория» 1 мин

5-Дайте определение причастия

10-В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

15-В каких случаях в страдательных причастиях перед -Н, НН пишется а(я), в каких е?

20-Когда в суффиксах страдательных причастий пишется одна Н?

2 раздел «Орфография»

5-Вставить У(ю) или А(я)

Дыш щий в спину

Ненавид щий ложь

Стро щий эдание

Плач щий от обиды

Пил щий дрова

Стел щий ковер

10- Вставить А или Е

Выкач нное из гаража колесо

Выкач нная вода

Замеш нное тесто

Замеш нный в делах

Выслуш нные пожелания

Смеш нный раствор

15 Расскройте скобки , выпишите номера ,где не пишется раздельно

Задача (не)решена

(Не)завершенное строительство

(не)знающий преград

(Не)вымытая дочкой посуда

(не)навидящий ложь

(не)выдуманная, а происшедшая история

20-Вставь одну или две Н, запиши числовой ряд с одной н

Картошка пожаре а

Дорога изъезже а машинами

Бойцы мужестве ы

Коше ая трава

Вытка ый ковер

Неслыха ый успех

3 «Пунктуация» 3 мин

5 Расставь знаки препинания ,графически объясни

5-Любовь отданная детям делает мать сильней.

10-Мать самый уважаемый и родной человек состоящий из жалости.

15-Люди знавшие нашу семью говорили что я хороший сын.

20- Милая мама пусть тебя согреет шаль связанная мной.

А сейчас пауза, но пауза физкультурная Определи часть речи.3мин

Я называю слово- вы определяете часть речи и выполняете действие, соответствующее части речи ( глагол- топаем, причастие -хлопаем, прилагательное -тянем вверх обе руки, другая часть речи- ничего не делаем). Запомнили , проверим прилаг., гл., причастие, сущ.

Начинаем

Мудрая, улыбается, любовь, заботливая, помогает, забота, интересная, интересующаяся, смеющиеся, добрая , нежность, любящая, переживает, огорченная.

Как вы думаете , о ком говоря, мы можем употребить эти слова.

Конечно , о маме. Я неслучайно использовала их. Какой праздник приближается?. Конечно, не только в праздники мы должны помнить о самых близких и родных людях, но каждый день проявлять заботу и помогать им.

4. «Культура речи» 3 мин

5-Как можно не любить мать , давшая тебе жизнь.

10-Бережно хранимое письмо сына мамой лежало на столе.

15- Истинно дружеская помощь дорога каждому оказанная вовремя.

20- Мама! Поздравляю тебя с днём рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.

5. Развитие речи-м- 10 мин.

5- Переставить предложения так ,чтобы получился текст.

1.Она расчесывала гребнем молодые небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами. 2.Она глядела на них и не могла наглядеться. 3.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. 4.Одна бедная мать не спала.

(Н.Гоголь. «Тарас Бульба»)

10-Переставь предложения так, чтобы получился стихотворный текст.

1.Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

2.Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве.

3.Средь лицемерных наших дней

И всякой пошлости и прозы

Один я в мире подсмотрел

Святые искренние слезы.

(Н.А.Некрасов)

15- Записать причастия , которые помогут описать мать по картине

20- Написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений по картине)

Зачитывают свои ответы

5.Подведение итогов

Игра подошла концу , подведем итог.

6. Дом. Зад.

Запишем домашнее задание написать лингвистическую сказку о причастии или отчет «Все ли я понял в теме «Причастие»?»

7.Рефлексия «Комплимент»

Словарная работа. Что обозначает? Из какого языка ?

( из франц. Лестное высказывание в чей- адрес, похвал

Мой комплимент ; Молодцы! Вы все сегодня благотворно поработали, особо хотелось отметить ….


































© 2010-2022