Урок -к-// -ск-в суффиксах прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных»

Цель урока: узнать об условиях выбора букв -К-//-СК- в суффиксах прилагательных.

Задачи: предметные: научиться применять правило при выборе букв -К-//-СК- в суффиксах прилагательных; метапредметные: развитие умения применять знания на практике; развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; формирование умений в частично - поисковой познавательной деятельности, самостоятельности; личностные: воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения. Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

  1. Актуализация опорных знаний

О

Е

Речонка, бережок, камышовый, кумачовый, облицовка, плечом, Кузьмичом, парчовый, гребешок, колпачок.

Кусочек, ключевой, плюшевый, ситцевый, , грушевый, дешёвый, глянцевый.

Н

НН

Воробьиный соколиный, утиный, мышиный, кожаный, песчаный, ржаной, серебряный, глиняный.

Весенний, конный, каменный, карманный, чугунный, внутренний, соломенный, родственный, деревянный.

Распределительный диктант с последуюющей взаимопроверкой.



  1. Мотивация УД.

Работа с пословицей.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Как вы понимаете её значение?

Образуйте прилагательные от следующих слов:

Казак, ткач, немец, купец, калмык; узбек, таджик; гигант, матрос, пират, январь.

Какие трудности возникли?

Анализируют, строят монологическое высказывание.

Образуют прилагательные.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Итак, тема нашего урока:

Орфограмма - Буквы-к- и -ск-Е в суффиксах имён прилагательных.

Запись в классном журнале.

Работа с учебником: §47

Суффикс -К- пишется в прилагательных:
- имеющих краткую форму;
- образованных от некоторых существительных с основой на К, Ч, Ц. Но узбек - узбекский, таджик - таджикский, Углич - угличский.
В других прилагательных пишется суффикс -СК-.

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

Оформление тетради.





Читаю правила.





Кратко оформляют схему правила.

  1. Работа над темой

Объяснительный диктант. Обратная работа - образовать прилагательные из скобок.

Резкий (резок), вязкий (вязок), низкий (низок), дерзкий (дерзок), колкий (колок), узкий (узок), близкий (близок), веский (весок), скользкий (скользок), редкий (редок).

Казацкий (казак), ткацкий (ткач), немецкий (немец), молодецкий (молодец), половецкий (половец), мертвецкий (мертвец), стрелецкий (стрелец), кузнецкий (кузнец), горняцкий (горняк), моряцкий (моряк), рыбацкий (рыбак), словацкий (словак), гайдамацкий (гайдамак), чумацкий (чумак), батрацкий (батрак), донецкий (Донец), купецкий (купец), грецкий (грек), чтецкий (чтец), мужицкий (мужик), плотницкий (плотник), извозчицкий (извозчик), бедняцкий (бедняк), резчицкий (резчик), наборщицкий (наборщик), сыщицкий (сыщик), холостяцкий (холостяк), калмыцкий (калмык).

Но узбек - узбекский, таджик - таджикский.

Матросский (матрос), киргизский (киргиз), белорусский (белорус), французский (француз), советский (совет), городской (город), одесский (Одесса), пиратский (пират), флотский (флот), шведский (швед), гигантский (гигант), альпинистский (альпинист), туристский (турист), заводской (завод), голландский (Голландия), кавказский (Кавказ), сибирский (Сибирь), казанский (Казань), слесарский (слесарь), богатырский (богатырь), зверский (зверь), январский (январь), но декабрьский (декабрь).

Большевистский, меньшевистский.

Объясняют образование и употребление нужного суффикса по цепочке.

Творческая работа.

От названий месяцев образовать прилагательные с суффиксом -ск- и записать их с существительными, подобранными по своему усмотрению.

Образец. Февраль - февральские морозы

Январь, апрель, июль, ноябрь, декабрь, сентябрь, май.



  1. Физкультминутка

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи, закройте глаза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

Делают разминку.

Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Система закрепительных упражнений

Образуйте прилагательные:

Кандидат, гигант, лейтенант, горняк, рыбак, турок, Урал, посол, Астрахань, конь, богатырь, январь, Полесье, матрос, дилетант, Елец, Норвегия, казах, казак, словак, бедняк.

Двое у доски, класс - в тетради.

§47, упр. 350

Один у доски.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.

  1. С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

  2. Задайте по одному вопросу по теме друг другу.

  3. А теперь по одному вопросу от пары задайте мне.

  4. Что показалось сложным, непонятным?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Домашнее задание

§47, упр. 347

Запись в дневник.


Урок -к- // -ск- в суффиксах прилагательных

4



© 2010-2022