Урок по литературе М. Ю. Лермонтов Мцыри

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок М.Ю.Лермонтов «Мцыри»- романтическая поэма

Цели: знакомство и анализ поэмы «Мцыри».

Оборудование : презентация, компьютер.

Ход урока

1.Словарная работа

Поэма-

Тема-

Идея-

Сюжет-

Композиция-

Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

2.История создания поэмы «Мцыри» Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П.А.Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.

  • Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») - о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено:

  • «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец - одинокий человек, прибывший из других краёв.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» - писал о поэме В.Г.Белинский.

Одной из проблем, волновавших Лермонтова, был вопрос воли и неволи. Может ли человек жить в неволе, для этого ли родился он?

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы…

3.Определение темы и идеи произведения.

Какова тема поэмы ? Тема- судьба романтического героя- сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала нас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Какова идея поэмы? Идея- утверждение ценности свободы. Три дня настоящей , полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не умирает, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ сказал Саул: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Как эпиграф связан с темой и идеей?

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопрос: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?

4.Композиция поэмы направлена на основное - раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана Лермонтовым форма монолога-исповеди.

Жизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни - служение Богу. Здесь нет ничего своего, личного, только полное отречение от всего мирского, молитвы и посты, и никакого возвращения обратно.

  • 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

  • 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

  • 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

  • 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Исповедь

  • У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.

  • Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

5. Фронтальная беседа.

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?

  • Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь - символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре - навсегда отказаться от свободы и родины.

…Я мало жил, и жил в плену…

…Она мечты мои звала

От келий душных и молитв…

…Я вырос в сумрачных стенах

Душой - дитя, судьбой - монах…

Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда

отказаться от родины, и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество

Автор не раскрывает характера мальчика, а дает лишь несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.

Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов. Ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

Прямая авторская оценка поведения мальчика содержится в словах Лермонтова о могучем духе юного пленника, унаследованном от отцов.

ПРИМЕР!!!

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?

Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами- пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Каким мы видим Мцыри на воле?

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают

героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования.

И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его

любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?

Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен.

«Пламенная страсть» Мцыри -любовь к родине- делает его целеустремленным и твердым.

Почему погиб Мцыри?

Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди "чужих" - в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.

Побег Мцыри - это побег из плена. Герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в Монастыре, ему нужно нечто большее.

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать , а

главное- испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях

очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая

жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен.

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос :«прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость

общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном.

Его монолог -гимн этому миру. И то, что мир прекрасен , полон красок и звуков, полон радости , дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли , а не для тюрьмы.

Почему погиб Мцыри ? Почему несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался , наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Вывод

Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство. За три дня скитаний Мцыри видит то, что не видел и не испытывал никогда в жизни: свободу, страсть, тревогу, безумную радость. Но он обречен: не найдя дорогу домой, истощенный и вымотанный, он возвращается в тот же монастырь…. Перед смертью он исповедуется, рассказывая монаху обо всем, что он успел увидеть и испытать за «три блаженных» дня.

Почему «Мцыри» - романтическая поэма?

  • 1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.

  • 2.Герой - человек, враждующий с обществом или непонятый им.

  • 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

6.Работа с тетрадью на печатной основе.

7. Домашнее задание.




© 2010-2022