- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Домашенко Я.А. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская основная общеобразовательная школа деревни Мизиново Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______С.И. Карпова
«26» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
-
(учебный предмет)
9
(класс)
базовый
(уровень обучения)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Домашенко Янина Анатольевна
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса в 2014-2015 учебном году составлена на основе:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
-
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО;
-
Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010 г.
Данная программа реализуется в линии учебников-хрестоматий Литература 9 класс в 2 ч: учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор - составитель Т.Ф.Курдюмова, М. «Дрофа» 2014 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В соответствии с учебным планом МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса литературы в 9 классе в объеме 3 часа в неделю (102 часа в год).
Выбор авторской программы по литературе мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
- построена с учетом принципов системности, доступности, научности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастные особенности обучающихся.
Цели:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
-
развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
-
постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место, так как содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина России, горячего патриота. Литература приобщает к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Основное содержание программы
Введение (1ч)
Шедевры русской литературы.
Древнерусская литература (7ч)
О древнерусской литературе.
«Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве».
Литература 18 века (10ч)
О русской литературе 18 века. О русском классицизме.
М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.
Г.Р.Державин: Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина.
«Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии «Недоросль». Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.
Н.М.Карамзин: Художественное повествование в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.
Литература 19 века (59ч)
А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».
В.А.Жуковский: Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».
А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были». Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»…
М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №4 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева.
Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.
И.С.Тургенев: Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.
Л.Н.Толстой: Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность». «Диалектика души» героев в повести.
А.П.Чехов: Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре». Художественная деталь в повести «Человек в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова.
Литература 20 века (32ч)
О русской литературе 20 века.
И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.
М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести - Алеша Пешков и его судьба. Смысл названия повести «Мои университеты».
А.А.Блок: Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.
А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.
С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.
М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.
М.А.Шолохов: Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). Андрей Соколов - образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».
А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. Единство лирического и эпического в поэме. Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).
А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».
Русская литература 60-90-х годов 20 века (15ч)
В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».
В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести.
В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов героев повести. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы.
А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.
Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы.
Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.
Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского.
Зарубежная литература (4ч)
Ж.-Б. Мольер: «Мещанин во дворянстве»
Итоги года. Задание на лето.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как: литературный процесс, классика, литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия;
уметь:
- комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
- использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позиции автора при анализе и оценке произведения;
- обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;
- использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
- пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;
- активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Количество часов
Введение. (1 час)
1.
2.09
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
1
Из древнерусской литературы. (4 часа)
2.
4.09
«Слово о полку Игореве» -величайший памятник литературы
1
3.
5.09
«Слово..» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение
1
4.
9.09
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
1
5.
11.09
Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»
1
Из литературы XVIII века. (11 часов)
6.
12.09
Классицизм как литературное направление
1
7.
16.09
«Пётр Великий русской литературы» (В.Белинский) М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
1
8.
18.09
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» типичное произведение в духе классицизма
1
9.
19.09
Творчество Г.Р.Державина
1
10.
23.09
Стихотворения Г.Р.Державина
1
11.
12.
13.
25.09
26.09
30.09
Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин…». Комедия «Недоросль»
3
14.
2.10
А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
1
15.
3.10
Н.М.Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление
1
16.
7.10
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма
1
Из литературы XIX века. (54 часа)
17.
9.10
«Золотой век русской литературы». Романтизм как литературное направление
1
18
19.
10.10
14.10
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
2
20.
16.10
А.С.Грибоедов: личность и судьба
1
21.
17.10
Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия
1
22.
21.10
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
1
23.
23.10
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
1
24.
24.10
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
1
25.
28.10
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
1
26.
30.10
Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1
27.
31.10
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.
1
28.
11.11
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
1
29.
13.11
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
1
30.
14.11
Любовная лирика А.С.Пушкина
1
31.
18.11
Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
1
32.
20.11
Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
1
33.
21.11
Роман в стихах «Евгений Онегин»
История создания. Замысел и композиция романа
1
34.
25.11
Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский
1
35.
27.11
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина
1
36.
28.11
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни
1
37.
2.12
Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1
38.
4.12
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»
1
39.
5.12
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
1
40.
9.12
Образ поэта - пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова.
1
41.
11.12
Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
1
42.
12.12
Эпоха безвременья в лирике поэта.
1
43.
16.12
Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения
1
44.
18.12
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
1
45.
19.12
Печорин как представитель «портрета поколения
1
46.
23.12
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
1
47.
25.12
Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).
1
48.
26.12
Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.
1
49.
26.12
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
1
50.
13.01
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
1
51
52.
15.01
16.01
Образы помещиков и чиновников и средства их создания
2
53.
20.01
Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.
1
54.
22.01
Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
1
55.
23.01
Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
1
56
57
58.
27.01
29.01
30.01
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
3
59
60
61.
3.02
5.02
6.02
И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Нравственная проблематика произведения
3
62
63
64.
10.02
12.02
13.02
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.
3
65
66
67.
17.02
19.02
20.02
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.
3
68.
24.02
А.П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
1
69
70.
26.02
27.02
Маленькая трилогия А.П.Чехова
2
Из литературы XX века. (28 часов)
71.
3.03
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
1
72.
5.03
И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»
1
73
74
75.
6.03
10.03
12.03
М.Горький «Мои университеты»
3
75
76.
13.03
17.03
Комедия М.А.Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В.Гоголя.
2
77.
19.03
Подготовка к домашнему сочинению по комедии М.А.Булгакова «Мёртвые души»
1
78.
20.03
Русская поэзия Серебряного века.
1
79
80.
2.04
3.04
А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика А.А.Блока. Тема России в творчестве поэта
2
81
82.
7.04
9.04
С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.
Размышления о жизни, природе, человеке.
2
83
84.
10.04
14.04
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта.
2
85
86.
16.04
17.04
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики
2
87
88.
21.04
23.04
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме
2
89
90.
24.04
28.04
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.
2
91.
30.04
Просмотр кинофильма режиссёра С.Бондарчука «Судьба человека»
1
92.
5.05
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Как жаль»
1
93.
7.05
Русская литература 60-90 годов XX века
В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин»
1
94.
8.05
Нравственные проблемы повествования в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба"
1
95.
12.05
Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы
1
96.
14.05
Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
1
97
98.
15.05
19.05
Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского
2
Из зарубежной литературы.(4 часа)
99
100.
21.05
22.05
Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»
2
101
102.
25.05
25.05
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
2
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
-
Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс в 2 ч: учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2011 г.
-
Е.Ю. Липина. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2006.
-
Н.Н. Будникова. Краткий справочник по русской литературе для учащихся старших классов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Для учителя:
-
Т. Ф. Курдюмова. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М: Дрофа, 2014
-
Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Литература - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 185, [7] с.
-
Т. Ф. Курдюмова Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 класс \- М.: Дрофа, 2006.
-
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 9 класс, Москва «ВАКО», 2007год
-
И.В.Золотарева. Поурочные разработки по литературе 9 класс, Москва «Вако», 2006год
Согласовано
Протокол заседания ШМО
учителей гуманитарного цикла
от 25.08.2014 г. № 1
________________________
( председатель ШМО Иванова Л.П.