Идеи для урока литературы в 5 классе по рассказу С. Черного Кавказский пленник

Этот материал - не готовый конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Саши Чёрного "Кавказский пленник". Это лишь идея, фрагмент урока. Предлагается провести параллели между одноимёнными произведениями А.С. Пушкина (с отрывком из его поэмы "Кавказский пленник") мы знакомим детей в начале второго урока - на первом мы знакомились с рассказом С.Черного - затем вспоминаем содержание рассказа Л.Н.Толстого. Нестандартные вопросы помогут учащимся провести сравнение произведений, раскрыть, возможн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №2 г.Карабаша»

Гудкова Юлия Валерьевна

Урок литературы в 5 классе (идея для подготовки)

Рассказ Саши Чёрного «Кавказский пленник»

Эпиграф урока: (читаю вслух)

…Текут беседы в тишине;

Луна плывет в ночном тумане;

И вдруг пред ними на коне

Черкес. Он быстро на аркане

Младого пленника влачил.

"Вот русский!" - хищник возопил.

Аул на крик его сбежался

Ожесточенною толпой;

Но пленник хладный и немой,

С обезображенной главой,

Как труп, недвижим оставался.

Лица врагов не видит он,

Угроз и криков он не слышит;

Над ним летает смертный сон

И холодом тлетворным дышит.

И долго пленник молодой

Лежал в забвении тяжелом.

Уж полдень над его главой

Пылал в сиянии веселом;

И жизни дух проснулся в нем,

Невнятный стон в устах раздался;

Согретый солнечным лучом,

Несчастный тихо приподнялся;

Кругом обводит слабый взор...

И видит: неприступных гор

Над ним воздвигнулась громада,

Гнездо разбойничьих племен,

Черкесской вольности ограда.

Воспомнил юноша свой плен,

Как сна ужасного тревоги,

И слышит: загремели вдруг

Его закованные ноги...

Все, все сказал ужасный звук;

Затмилась перед ним природа.

Прости, священная свобода!

(А.С.Пушкин «Кавказский пленник»)
















  1. О каком рассказе напомнил вам эпиграф? Кто автор рассказа?

  2. В рассказе Саши Чёрного действующие лица - дети. Какая связь может быть с рассказом Толстого?

  3. (после чтения) Подтвердились ли ваши предположения?

  4. Как Саша Чёрный относится к своим героям? Сходно ли это чувство с отношением Л.Н.Толстого к героям его рассказа?

  5. Почему, по вашему мнению, С.Чёрный назвал свой рассказ точно так же, как Толстой и Пушкин?

  6. Кого вы хотели бы сыграть в театральной постановке - героя Толстого или С.Чёрного?


© 2010-2022