Рабочая программа по литературе для 8 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морачевская основная общеобразовательная школа

Жирятинского района Брянской области







Рассмотрено Согласовано «Утверждаю

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы

Руководитель МО __________Саттарова Е.В. ________Моторина Н.И.

_______Федосова Л.И Приказ №___от 2014г.

Протокол №__от____2014г









Рабочая программа

Литература

8


класс







Автор: Глушенкова Т.А. учитель русского языка и литературы ,

1 квалификационная категория






Год составления программы: 2014


Оглавление

1. Пояснительная записка.

2. Содержание тем школьного курса

3.Учебно-тематический план

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Перечень учебно-методического обеспечения

6. Календарно-тематическое планирование







1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ.

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, постановлением Правительства Российской Федерации» от 19 марта 2001 г. № 196 ( с изменениями);

  3. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089
    « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования» ( с изменениями);

  4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312
    « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

  5. Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 года №1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  6. СанПиН. 2.4.2.2821 -10 « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

( постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 года № 189,

зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер

19993).

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.04.2014 № 586 « О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014 -2015 учебный год».

  2. Учебный план МБОУ Морачевская ООШ Жирятинского района Брянской области на 2014 -2015 учебный год, утверждённый приказом от 30.08.2014 года № 85 « Об утверждении учебного плана МБОУ Морачёвская ООШ Жирятинского района Брянской области на 2014 - 2015 учебный год»

10. Программа общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы,

под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. - Москва «Дрофа», 2010г

В работе используется учебник литературы для 8 класса в 2 частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, М., Просвещение, 2013 год.

Цели изучения литературы:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова и, как следствие, воспроизведения исторических событий в литературе.

Основное теоретическое понятие, которое осваивается в 8 классе - жизнь истории на страницах литературы.

Ведущий аспект курса литературы 8 класса - история в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных времен и разных народов. В центре анализа - авторская позиция.

Место предмета. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм и методов обучения.

Формы контроля:

комплексный анализ текста, тест, составление плана к тексту, составление текста определённого стиля и типа речи, сочинение.

Программой предусмотрены уроки развития речи и уроки внеклассного чтения.

Количество:

уроки развития речи - 8 (из них 5 сочинений),

уроки внеклассного чтения - 3.







2. Содержание тем школьного курса

Литература и время. 1ч.

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.

Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Теория. Литература и история. Эпиграф.

История в устном народном творчестве. 4ч.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Теория. Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. « Правеж» Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе». Песни о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Теория. Историческая народная песня и ее использование в художественных произведениях («Капитанская дочка», «Князь Серебряный).

Народная драма

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

«Как француз Москву брал» - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Теория. Народная драма.

История на страницах древнерусской литературы. 5ч.

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Теория. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI - XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.

Теория. Летопись.

Воинская повесть

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Теория. Воинская повесть.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторской произведении XX века. Становление характера подвижника.

Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.

История на страницах эпохи Возрождения. 2ч.

М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Теория. Рыцарский роман. Пародия. Дон Кихот как «вечный образ».

История на страницах произведений 18 века. 2ч.

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.

Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть.

Историческое прошлое в литературе 19 века. 37ч.

Постоянство интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Теория. Историческая тема в русской классике.

Былины и их герои в произведениях 19 века.

А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган»; С.Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору учителя и учеников). Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С.Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений. Идейное и художественное своеобразие произведений. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма освоения текста древней былины.

Теория. Былина и баллада.

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения друзей Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Теория. Песнь как жанр.

. В. Скотт «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтера Скотте.

Теория. Исторический роман.

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях отечественной войны 1812 года.

Теория. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин.«Песнь о вещем Олеге», Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя в победе. (1ч)

«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении, художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

«Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. Особенности жизненной филисофии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.

Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение.

Теория. Историческая поэма.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно -поэтические истоки повести.

ХVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь- мастер батальных сцен и героических характеров . Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

А. Дюма. «Три мушкетера» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Особенности отношения героев к жизни. Кодекс и правила поведения героев в романах Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений Дюма.

Теория. Авантюрно-исторический роман.

А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов др. вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Теория. Исторический роман. Связь исторического романа фольклора.

М.Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты). Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.

Теория. Заголовок романа и его особенности.

Л.Н. Толстой. 3ч «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красочных и звуковых образов при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

«Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений Л.Н. Толстого «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузмича» для широты представления о позиции автора.

Теория. Контраст как прием композиции.

Интерьер и пейзаж в историческом произведении, их место в воссоздании эпохи

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Теория. Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения. Можно специально рассматривать интерьер и пейзаж в процессе изучения конкретных произведений, а можно посвятить обсуждению этим формам описания специальный урок, используя материалы изученных текстов в качестве иллюстрации.

Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века

В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. Н. Глинка «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.

Теория. История в лирике.

Историческое прошлое в литературе 20 века. 10ч.

Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.

Былины и их герои в произведениях XX века.

И.А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Теория. Былины в лирике XX века.

Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Теория. Язык и стиль исторического повествования.

С. Цвейг. «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.

Теория. Историческая миниатюра.

М. Алданов. «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...» (главы). Изображение ходынской трагедии, котораяпроизошла 18 мая 1896 года во время «народного гулянья» по случаю коронации Николая П. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Теория. Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе. 2ч.

Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии XX века. 5ч.

В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домик старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Теория. Роль темы прошлого в лирике XX века.

Итоги

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.







3.Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

развитие

речи

внеклас

ное

чтение

1

Литература и время

1

-

-

2

История в устном народном творчестве

4

1

-

3

История на страницах древнерусской литературы

5

-

-

4

История на страницах произведений эпохи Возрождения

2

-

-

5

История на страницах произведений 18 века

2

-

-

6

Историческое прошлое в литературе 19 века

37

6

2

7

Историческое прошлое в литературе 20 века

10

-

-

8

Великая Отечественная война в литературе

2

9

История на страницах поэзии 20 века

5

1

1

Итого

68

8(из них 5 соч.)

3






4. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).

Ученик должен уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.





5. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

1. Литература. 8 класс (учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, М., Просвещение, 2013 год

Оборудование:

1. проектор PAXILUX 4003

2. музыкальный центр SAMSUNG

3. телевизор DAEWOO

4. компьютер acer

Справочные и методические пособия:

1. Тесты. Литература.. 5-9 классы. М., 1993г

2. Русские писатели. Русский библиографический словарь. Москва, 1990г

3.Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Е.Н.Колокольцев.-М.1990

4. Искусство слова. Новиков Л.А.-М, 1982

5. КИМы. Литература. 8класс. Н.В.Егорова. Москва, «Вако», 2011

6. Предметная неделя по русскому языку и литературе. Н.А.Бормотова. Волгоград, «Корифей», 2003

7. Поурочное планирование по литературе. 8класс. В.Г.Петрович. Саратов, «Лицей», 2004

Наглядный материал

1.Раздаточный иллюстрированный материал по литературе для 8 класса.-М.1986

2. А.С.Пушкин. Иллюстрированный альбом

3. М.Ю.Лермонтов. Иллюстрированный альбом

4. М.Горький. Иллюстрированный альбом

5. Альбом по литературе. -М., «Просвещение», 1981

6. Русские писатели 20 века. -М., «Дрофа», 2003

Мультимедийные пособия.

1. Презентации уроков литературы

2. Презентации викторин по литературе


6. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

Литература и время. 1ч

1

1

Литература и время.

Х.К.Андерсен. «Калоши счастья»

1

История в устном народном творчестве. 4ч


2

Историческая народная песня. Герои и сюжеты.

1

3

Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

1

4

Народная драма «Как француз Москву брал»

1

5

Р.р. Подготовка к написанию сочинения-отзыва о самостоятельно прочитанном художественном произведении


История на страницах древнерусской литературы. 5ч


6

Летопись «Повесть временных лет»

1

7

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

8

Жития святых как исторические повествования.

1

9

«Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

1

10

«Преподобный Сергий Радонежский». Становление характера подвижника.

1


История на страницах произведений эпохи Возрождения. 2ч


11

М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

1

12

Дон Кихот как «вечный образ»

1


История на страницах произведений 18 века. 2ч


13

Историческая драма и исторический герой. Я.Б.Княжнин и его пьесы

1

14

Н.М.Карамзин «Марфа Посадница».

1


Историческое прошлое в литературе 19 века. 37


15

Былины и их герои

1

16

Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

1

17

Вальтер скотт. «Айвенго»

1

18

И.А.Крылов. «Волк на псарне»

1

19

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы и рока

1

20

Поэма «Полтава». Образ Петра в поэме.

1

21

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести.

1

22

Гринев и Пугачев

1

23

Р/Р Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика героев.

1

24

Гринев и Маша

1

25

Вн.чт. «История Пугачева

1

26

«Бунт бессмысленный и беспощадный

1

27

А.С.Пушкин. «Пиковая дама»

1

28

Р.р Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С.Пушкина

1

29

М.Ю.Лермонтов. «Родина»

1

30

Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

31

Образ Ивана Грозного в поэме.

1

32

Калашников и Кирибеевич. Сравнительная характеристика

1

33

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

34

Образы Тараса Бульбы и других запорожцев в повести.

1

35

Р/Р Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

1

36

Роль лирических отступлений в повести «Тарас Бульба»

1

37

Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Вий»

1

38

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

39

Александр Дюма. «Три мушкетера». Сюжет и характеры героев романа

1

40

Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств

1

41

А.К.Толстой. Баллада «Василий Шибанов».

1

42

«Князь Серебряный». Исторические лица на страницах романа

1

43

Вымышленные герои и их роль в романе

1

44

Романтический взгляд на родную историю

1

45

М.Н.Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»

1

46

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Герои и их судьбы

1

47

Контраст как основа композиции рассказа.

1

48

«Посмертные записки Старца Федора Кузьмича» как раздумье Толстого о судьбе человека.

1

49

Р.р. Тематическая и сюжетная близость рассказов «После бала» и «Посмертных записок…»

1

50

Историческое прошлое в лирике ХIХ века

1

51

Р.р. Подготовка к написанию сочинения-озыва об одном из исторических произведений


Историческое прошлое в литературе 20 века. 10ч


52

Былины И.А.Бунина «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья».

1

53

Былинные мотивы в произведениях К.Бальмонта и Е.М.Винокурова.

1

54

Ю.Н.Тынянов. Исторические романы и повести. «Подпоручик Киже»

1

55

«Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия

1

56

Герои и сюжет произведения

1

57

Исторические миниатюры Стефана Цвейга.

1

58

Марк Алданов. Исторические романы и повести.

1

59

«Чертов мост» (главы)

1

60

Борис Васильев. «Утоли моя печали»(главы). Исторические лица на страницах романа

1

61

Смысл заглавия романа Б.Васильева «Утоли моя печали»

1


62

Великая Отечественная война в литературе. 2ч

Л.М.Леонов. «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы

1

63

Драматический сюжет и драматические судьбы

1


История на страницах поэзии ХХ века.


64

Лирика В.Я Брюсова, З.Н.Гиппиус, Н.С.Гумилева, М.А.Кузмина, М.И.Цветаевой, Г.В.Иванова, Д.Б.Кедрина

1


65

Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям

1

66

Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Мой любимый литературный герой»

1

67

Вн. чт. К.Г.Паустовский. «Телеграмма»

1

68

Что читать летом


20

© 2010-2022