Электив по русскому языку Лингвистический анализ текста 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

закрытого административно-территориального образования

г. Радужный Владимирской области





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №2

ЗАТО г. Радужный

Владимирской области

______________ Т.В. Борисова

«__» «____________» 20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Лингвистический анализ текста

элективный курс

Класс


Ф. И.О. учителя Шимко М.Н.




ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

Протокол №___от «___»______ 20__г.

РАССМОТРЕНО

на заседании научно-методического совета

Протокол №___ от «__»________20____г.

Председатель НМС

____________________

/_____________________/

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по УР______________

/_____________________/

«___» «________» 20__ г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей_________________

_________________________

Протокол № ____

от «___» __________ 20__ г.

Руководитель ШМО: _______

/__________________________/




г. Радужный

2013-14 уч.год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • нормативная основа программы

Программа составлена на основе:

-Программа Министерства общего и профессионального образования РФ,

-Федеральный государственный образовательный стандарт (первого и второго поколения,

-Программа создана на основе учебно-методического комплекса под редакцией Т.А. Ладыженской. Русский язык. 9 класс.

Элективный курс носит систематизирующий и обобщающий характер, позволяя учителю опираться на полученные знания и сформированные умения при изучении основного курса русского языка в 5-9 классах.


  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:

программа рассчитана на 16 часов

  • особенности обучения в конкретном классе, для которого составляется рабочая программа: программа разработана для общеобразовательного класса.

. Общая характеристика курса.

Программа занятий знакомит со всеми видами анализа текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим.

Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература».

ПРОГРАММА КУРСА

Занятие 1. Что такое филологический анализ текста?

Понятие филологического анализа текста. Значение филологического анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор).

Виды филологического анализа текста

Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном

Ритмико-интонационный анализ текста (2 часа)

Занятие 2. Фонетика: связь звука, смысла и цвета.

Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков», заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета.

Явление звукописи в художественной литературе.

Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова.

Самостоятельная работа.

Фонетический анализ текста учащимися. Проверка знаний.

Занятие 3. Ритм художественного текста.

Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые ударение.

Интонация предложений.

Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного,

восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Стихотворная речь.

Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений.

Ритмико-интонационный анализ.

Практикум: ритмико-интонационный и пунктуационный разбор предложения.

Лексико-семантический анализ текста (7 часов)

Занятие 4. Лексика: сила слова.

Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами.

Изобразительные возможности слов.

Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися.

Занятие 5 Омонимы.

Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта.

Занятие 6 Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения.

Занятие 7. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе.

Занятие 8. Средства выразительности языка.

Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

Занятие 9. Стилистические фигуры.

Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие... Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др.

Занятие 10. Практикум.

Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

Лингвостилистический анализ текста (4 часа)

Занятие 11. Стили речи.

Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста.

Занятие 12. Изобразительные возможности словообразовательных средств.

Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ.

Занятие 13. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях.

Занятие 14. Пространство и время в тексте.

Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.

Идейно-образный анализ текста (1 час)

Занятие 15.. Идейно-образный анализ текста.

Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.

Занятие 17. Зачетный урок: самостоятельный анализ текста.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1

Что такое филологический анализ текста.

1


Виды филологического анализа.

2

Фонетика: связь звука, цвета, смысла.

1


Явление звукописи в художественной литературе.


Фонетический анализ текста.


Самостоятельная работа: фонетический анализ текста.

3

Ритм художественного текста.

1


Интонация предложений.


Стихотворная речь.


Ритмико-интонационный анализ текста.


4

Лексика: сила слова.

1


Изобразительные возможности слов.

1

5

Омонимы.

1

6

Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

1

7

Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

1

8

Средства выразительности языка.

2

9

Стилистические фигуры.

1

10

Лексико-семантический анализ текста. Практикум.

1

11

Стили речи

1

12

Изобразительные возможности словообразовательных средств.

1

13

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1

14.

Пространство и время в художественных произведениях.

1

15

Идейно-образный анализ текста.

1

16.

Зачетная работа : филологический анализ текста.

1


Итого:

16.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2012

  • Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

  • Маслова В.А. Филологический анализ художественного текста.Минск, 2000

  • Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.

2. Информационно-коммуникационные средства

  • Интернет - ресурсы

-Приложения Google

-Электронная почта

-Skape

-Локальная сеть

  • ЭОР

Проверочные, диагностические работы

3. Технические средства обучения

  1. ПК MSI

  2. Принтер

  3. Мультимедийный проектор

  4. ЖК телевизор

  5. ДВД плеер

  6. Видеомагнитофон


© 2010-2022