Элективный курс по русскому языку Школа краснослова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 58 города Томска











Элективный курс

«Школа краснослова»





Разработчик Резаева Е.В.,

учитель высшей категории

























Томск 2012



Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………… с. 3 Содержание программы ……………………………………………………………… с. 4 Учебно-тематический план …………………………………………………………… с. 5 Формы, методы, способы и средства реализации программы ……………………. с. 7 Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков обучающихся ……………. с.7 Учебно-методическое обеспечение программы …………………………………… с. 8 Литература ……………………………………………………………………………. с. 9














Пояснительная записка


Речь современного образованного человека должна быть не только содержательна, стилистически грамотна и благозвучна, но и акцентологически и грамматически правильна. Именно этому аспекту речи посвящен данный элективный курс. Обучающиеся познакомятся с нормами произношения и ударения, научатся правильно образовывать грамматические формы, изучат некоторые сложные вопросы словоупотребления. Данный курс поможет обучающимся подготовиться к ЕГЭ, повысит уровень речевой культуры.

Программа также ориентирована на реализацию принципов компетентностного подхода в образовании, поэтому, преследуя задачи развития языковой компетенции обучающихся, она направлена и на решение задач формирования социальных компетентностей.

Данная ориентация поддерживается отбором форм и методов работы.

В процессе реализации Программы школьники проектируют постижение учебного материала, проводят исследование лингвистического характера.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие языковой, коммуникативной, информационной и проектной культуры обучающихся.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Углубить знания учащихся по орфоэпии, грамматике и словоупотреблению.

  • Сформировать у обучающихся навыки проведения учебного проектирования.

  • Сформировать у обучающихся навыки презентовать работу публично с применением информационных средств обучения.

Программа рассчитана на 9 учебных часов, разбита на 5 разделов, каждый из которых завершается защитой учебных проектов, выполненных учащимися индивидуально или в группах. Программа также предусматривает промежуточную тестовую форму контроля.

В качестве «продукта» совместной проектной деятельности планируется издание словаря-справочника для старшеклассников.

Программа соответствует принципам, лежащим в основе целевой комплексной программы развития школы.



Содержание программы

Теоретический раздел


  • Орфоэпия. Трудные случаи звукопроизношения.

  • Ударение. Произношение акцентологически трудных слов.

  • Группы слов с общими акцентологическими признаками.

  • Образование грамматических форм.

  • Трудные случаи синтаксического управления.

  • Лексическая сочетаемость слов.

  • Плеоназмы.

  • Тавтология.

  • Паронимы.


Практический раздел


Практическая деятельность на занятиях связана с организацией проектирования, исследования лингвистического характера, формирования словаря-справочника для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по разделу «Культура речи» и подготовкой материалов для презентации «продукта» проектной деятельности.







Учебно-тематический план


Наименование раздела

Количество часов

Теоретические вопросы темы

Практические виды деятельности

Орфоэпия.

Трудные случаи звукопроизношения.









Ударение.

Произношение акцентологически трудных слов.










Образование грамматических форм.


















Трудные случаи сочетания слов.












Трудные вопросы словоупотребления.


1










2













2

















2














2

  1. Произношение гласных и согласных.



2-3. Ударение в наименованиях некоторых профессий, должностей, званий.

Группы слов с общими акцентологическими признаками. Ударение в собственных именах.


4-5. Род несклоняемых существительных. Род сложносокращенных терминов.

Форма существительных множественного числа Р.п.

Сочетание географических названий с определяемым словом.

Формы числительных.

Глаголы в форме 1-го лица настоящего и будущего времени.

Повелительная форма глаголов 2-го лица.

6-7. Форма числа сказуемого.

Форма числа определения.

Форма числа дополнения.

Сочетание с предлогами.

Трудные случаи синтаксического управления.

8-9. Лексическая сочетаемость слов.

Плеоназмы.

Тавтология.

Паронимы.


Работа со словарями и справочными пособиями. Выполнение тренировочных упражнений. Составление тестовых заданий. Проектирование.

Работа со словарями и справочными пособиями. Выполнение тренировочных упражнений. Составление тестовых заданий. Проектирование.

Презентация проектной работы.

Работа со словарями и справочными пособиями. Выполнение тренировочных упражнений. Составление тестовых заданий. Проектирование.

Презентация проектной работы.



Работа со словарями и справочными пособиями. Выполнение тренировочных упражнений. Составление тестовых заданий. Проектирование.

Презентация проектной работы.

Работа со словарями и справочными пособиями. Выполнение тренировочных упражнений. Составление тестовых заданий. Проектирование.

Презентация проектной работы.



























Формы, методы, способы и средства реализации программы


  • Работа со словарем,

  • работа со справочным материалом,

  • составление текстов,

  • выполнение тренировочных упражнений,

  • проектирование.

Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков обучающихся


  • Тестирование,

  • Презентация результатов деятельности в рамках проекта,

  • Психолого-педагогическая диагностика по методикам

А.Д.Андреевой (исследуется уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению на начало и завершение работы в рамках программы) и Буддаси (диагностируется уровень сформированности самооценки на начало и завершение работы в рамках программы).

Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны уметь

  • соблюдать орфоэпические правила,

  • ставить ударение в акцентологически трудных словах, а также в собственных именах существительных,

  • правильно образовывать грамматические формы,

  • лексически грамотно сочетать слова в словосочетании и предложении.

Новыми в программе являются представления о результативности образовательного процесса, поэтому результатом образования в рамках данной программы следует считать

  • умение планировать свою деятельность,

  • умение проводить исследование лингвистического характера,

  • умение сотрудничать,

  • умение презентовать работу публично с применением информационных средств обучения.


Учебно-методическое обеспечение программы


  1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум / Рук.кол. И.М. Рожкова. М.: Флинта; Наука, 1998.

  2. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994.

  3. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношения, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994.

  4. Скворецкая У.В. Культура речи. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1991.

  5. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М.: Знание, 1995.


© 2010-2022