Правописание о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в корнях, в суффиксах и в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов Тип урока: комбинированный Оборудование: рабочая тетрадь, учебное пособие   Ход урока 1.Организационный момент – Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, чтобы у вас всё было готово к уроку. Открой...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в корнях, в суффиксах и в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов

Тип урока: комбинированный

Оборудование: рабочая тетрадь, учебное пособие

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, чтобы у вас всё было готово к уроку. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число - двадцать седьмое февраля.

Сколько букв и сколько звуков в слове двадцать? (8 букв, 6 звуков). Почему не совпадает количество букв и звуков? (Мягкий знак звука не обозначает, звук [д] не произносится).

Какие орфограммы встречаются в словосочетании «двадцать седьмое февраля»? В слове двадцать непроизносимый согласный д (проверочное слово десять<дцать), проверяемые безударные гласные е (седьмой - семь) и а (февраля - февраль), непроверяемая безударная гласная е в слове «февраля».

-правило пройденного материала

-словарная работа

Пробираться по пустыне, говорить о свободе, путь к победе, на полках библиотеки, принести книги, к свободе, к черемухе, на задании, расположиться на диване.

2.Актуализация опорных знаний

Задание 1

Запишите одним словом ответы на вопросы.

-Как называется плод дуба? Жёлудь

- Какой цвет у одуванчика? Жёлтый

-Как называется предмет для чистки зубов? Щётка

- Как называется разговор тихим голосом? Шёпот

-Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц? шёлк

Задание 2

Синтаксический разбор предложения.

Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет.(Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)

В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы?

Задание 3

Определите ударение в словах: Врачом, борцов, дворцом, кольцо, бойцов, шалашом, певцов.

Запомни: После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения буква е. врачом, свинцом товарищем, полотенцем

Задание 4

Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму.

Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой. Слово коварного человека режет острым(нож) по доброму сер.цу. Жадный человек всегда недоволен (добыча). Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.

С.И Ожегов «Словарь русского языка». Коварство - злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.

Проверка. Не железным ключом сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым ножом по доброму сердцу. Жадный человек всегда недоволен добычей. Всех зайцев упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Каждая мать своих птенцов оберегает

Задание 5

Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о.

За молодц..м, под луч..м; перед выигрыш..м, над задач..й; ландыш..м, над шалаш..м, кирпич..м;с репортаж..м, с калач..м

Задание 6

Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё.

Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать; Ж..кей, ш..рох, расч..ска; Пш..нка, деш..вый, ш..рстка; Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр.

Задание 7

Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е.

Со скрипач..м, под хлебниц..й; под блюдц..м, с товарищ..м; перед врач..м, с марш..м; за палач..м, под солнц..м.

3.Физминутка.

4.Работа по развитию речи.

Составить небольшой текст или предложения о дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили. Можно использовать словосочетания: Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м.

5.Подведение итога.

- Я узнал…. .

- Я буду применять изученное…

6.Оценивание.

7.Домашнее задание

-правило

-упражнение 442



© 2010-2022